Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 10 Второзаконие 10 глава

4) Ответ на молитву Моисея (10:1−11).

Втор 10:1−5. Во исполнение просьбы Моисея не губить народ Господь вновь написал… десять заповедей на скрижалях каменных. Следовательно прежний завет, о котором говорится в Исх 24:3, Бог аннулировал.

Вероятно, на каждой из двух скрижалей содержался полный текст заповедей. Так в древности обычно записывали на Ближнем Востоке (дублируя их) неоднократно упоминавшиеся вассальные договоры (о сравнении с ними завета уже говорилось во Второзаконии).

Как и повелел ему Бог, Моисей сделал деревянный ковчег (Исх 25:10−16), в который поместил скрижали. Не вызывает сомнения, что этот ковчег был им сделан в связи с предстоявшим сооружением скинии (Исх 37:1−5; 40:20−21).

Втор 10:6−9. Эти стихи, возможно, являются редакторской вставкой (толкование на 2:10−12). Когда Израиль был в Мозере… умер Ааарон. Согласно Чис 20:28; 33:38, Аарон умер на горе Ор. Вероятно, Мозером называлось место, где возвышалась эта гора. В свое время за много лет до того, в Хориве, Господь пощадил жизнь Аарона по просьбе Моисея.

Елеазар, третий сын Аарона, сделался первосвященником (Втор 10:6), а на колено Левиино была возложена особая ответственность, связанная с обслуживанием скинии (стих 8). Другие подробности относительно левитов в толковании на 18:1−8.

Втор 10:10−11. Когда Моисей был на горе во второй раз (стихи 1−5) на протяжении сорока дней и сорока ночей (сравните с первым разом, 9:19), то опять постился и ходатайствовал за Израиль (9:18, 25). Согласившись не истреблять народ, Бог повелел Моисею вести его на овладение землей.

5. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ К ПОЛНОЙ ПРЕДАННОСТИ ГОСПОДУ (10:12 — 11:32)

а. Призыв любить Господа, избравшего Израиль (10:12−22)

Втор 10:12−13. Два эти стиха вводят и одновременно подытоживают все, о чем говорится и к чему призывается в стихах 14−22. Продемонстрировав евреям, насколько несостоятельны самонадеянность (глава 8) и духовная гордость — на примере их истории, насыщенной сопротивлением Богу (9:1 — 10:11), Моисей призвал Израиль сделать единственно верный выбор — ради собственного выживания: полностью предаться Господу.

Втор 10:14−15. Господь царит на небесах и является не частью Творения, а суверенным Правителем его. Он не только создал вселенную, но и владеет ею, как и всеми народами на земле. Однако особой любовью возлюбил Он патриархов и избрал их, вступив с ними в особое, доверительное общение. Так же и их потомков избрал Он, и призвал их, чтобы были Его свидетелями. Итак, главная причина, по которой Израилю следовало любить Господа, состояла в том, что Он предложил этому непокорному народу вступить с Ним во взаимоотношения, основанные на любви. Тот же принцип действует и во взаимоотношениях Бога с верующими наших дней (Рим 5:8; 1Ин 4:10).

Втор 10:16−18. Надлежащий ответ евреев на избрание их верховным Владыкой — Господом должен был выразиться в обрезании их сердец (сравните 30:6). Под «необрезанным сердцем» подразумевалась воля, ожесточившаяся против Божиих повелений. Это то же, что «жестоковыйность», или злое упрямство в человеке (сравните 9:6, 13; 31:27).

Таким образом повеление «обрезать сердца» — это повеление «исправить» их, недобрые и упорные от природы, и медленные на изменение. Моисей предупреждал народ, что ни дары, ни что-либо меньшее, чем внутренняя перестройка человека, — не способно удовлетворить Господа. Он благ и справедлив к беспомощным (сироте, вдове и чужестранцу) и не знает лицеприятия, а потому и от народа Своего требует быть справедливым.

Втор 10:19−22. Замечание о чужестранце («пришельце») в стихе 18 делается в связи с напоминанием о замечательном Божием освобождении израильтян (при сопутствовавших этому великих и страшных чудесах — (стих 21) из земли Египетской (стих 19; сравните Исх 23:9). Вновь следует напоминание, что евреи должны бояться Бога, служить Ему, «прилепиться» к Нему (сравните Втор 11:22; 13:4; 30:20) и славить Его.

Продолжая призывать народ быть верным Господу, Моисей обращает его внимание на то, что Бог уже исполнил часть обетования, данного Им Аврааму, а именно умножил народ в числе, так что стало их много, «как звезд небесных» (сравните Быт 15:5; 22:17; 26:4).

На вопрос, семьдесят ли израильтян вошло в Египет (Исх 1:5) или семьдесят пять (Деян 7:14−15), ответ дается в комментариях на соответствующие стихи в Деяниях апостолов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.