Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 8 Второзаконие 8 глава

3. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ ДУХА СВОЕВОЛИЯ (ГЛ. 8)

а. Призыв помнить о пребывании в пустыне (8:1−6)

Втор 8:1. В этом вводном стихе евреям вновь напоминается, что дары жизни и плодородия в новой земле, обещанные Богом, не будут верующим вручены автоматически: для получения их необходимо повиновение. Опыт их пребывания в пустыне как раз и предназначался как для пробуждения в народе веры, так и для привития ему навыков послушания. Берегитесь! — было сказано евреям. Старайтесь исполнять каждое повеление, исходящее от Бога.

Втор 8:2−3. Говоря, что Бог испытывал Израиль с целью узнать, что в сердце его, Моисей как бы приписывает Богу человеческие свойства, т. е. прибегает к приему антропоморфизма. Бог, конечно, заранее знал, что кроется в их сердцах. Цель Его состояла в том, чтобы побудить их проявить свои повиновение или непокорность в истории.

Бог привел их в пустыню, где перед народом не стояло иной альтернативы, как довериться Ему, либо — выражать свое недовольство. В пустыне они не могли сами добывать себе пропитание — в этом они целиком зависели от Бога, а, значит, и самая жизнь их зависела от Него. Напоминая им, что не одним хлебом живет человек, Моисей имел в виду и то, что даже хлеб их насущный давался им по слову Господа. Они получили манну, потому что Он повелел ей появиться в пустыне.

В конечном счете, таким образом, не хлебом поддерживалась в них жизнь, но словом Его! Моисей стремился довести до их сознания, что «не одним хлебом», точнее «не только хлебом» (подразумевается — посеянным и сжатым) существует род человеческий, но всем, что дается ему словом, исходящим из уст Господа. Вот почему, находясь в пустыне, Иисус не поддался искушению сатаны, побуждавшего Его обратить камни в хлеб (Мф 4:3−4). Он знал, что Отец даст Ему пищу — без того, чтобы Сын совершил чудо, угодное сатане (сравните с Мф 7:9).

Втор 8:4−6. Господь приучал израильтян к дисциплине, ставя их в зависимость от Себя во всем: в пище, питье и одежде. Поскольку все это давалось народу по Его решению, единственным логическим ответом со стороны евреев было ходить путями Его и бояться Его. «Бояться» здесь употреблено в значении бояться ослушаться Того, Кто столь могуществен и свят.

б. Призыв не забывать Бога (8:7−20)

Втор 8:7−9 В этих стихах описывается изобилие новой израильской земли, и как контрастирует оно с суровой скудостью пустыни! Земля обетованная изобиловала водой (ее было достаточно как для богатых урожаев, так и для повседневных нужд животных и людей); в ней произрастали сельскохозяйственные культуры, включая злаки (пшеница, ячмень), и плодовые деревья и кустарники (виноград, инжир (смоквы) и гранатовые деревья); были в ней масличные деревья, из плодов которых получали оливковое масло, был и мед; богата она была и минералами. (Железо и медь были обнаружены в горах южнее Мертвого моря.) Значит, народ ни в чем не стал бы нуждаться (сравните Пс 22:1).

Втор 8:10−18. Затем Моисей предупредил евреев об опасности, которую таят в себе изобилие и процветание. Тогда как в пустыне им приходилось зависеть от Бога в самых насущных нуждах своих, богатство, которое они обретут, может затмить в них чувство этой зависимости. Моисей предписал Израилю верное противоядие от этой опасности: благословляй (хвали) Господа, Бога твоего. В самом деле: небрежно отнестись к необходимости хвалить Его за Его благодеяния означало бы сделать первый шаг на пути к забвению Бога и, как следствие этого, — к несоблюдению повелений Его.

Сердце израильтянина, который перестал бы хвалить Господа, надмилось бы, т. е. исполнилось бы гордыни (стих 14) — по причине окружающего изобилия (стихи 12−13; сравните Ос 13:6). Он скоро забыл бы (сравните Втор 8:11, 19; толкование на 4:9) о чудесном избавлении еврейского народа из Египта, дома рабства (сравните 5:6; 6:12; 7:8; 13:5, 10; Исх 13:3, 14; 20:2) и о пережитом им в пустыне (сравните Втор 1:19; 32:10) с ее ядовитыми змеями (сравните Чис 21:6−7) и скорпионами. (Это единственное в Пятикнижии упоминание о скорпионах в пустыне.)

Человек, который не помнил бы, как Бог давал им воду (Исх 15:25, 27; 17:5−7) и манну (Исх 16) в пустыне, склонен был бы видеть источник своего богатства в своих же способностях («моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие») — тогда как в действительности все оно было таким же даром Божиим, как и вода из гранитной скалы в пустыне.

Манна была дана народу в испытание, чтобы увидеть, станет ли Израиль полагаться на слово Господне (сравните толкование на Исх 16:4). Подобная зависимость приучает к смирению (сравните Втор 8:3). В своем богатстве и могуществе народ не заболел бы гордыней только в том случае, если бы постоянно помнил Господа и урок, который Он преподал им в пустыне: жизнь вся, полностью, есть дар Божий, и нет ничего, что было бы возможно помимо Него (стих 18).

Втор 8:19−20. Как небрежение в вознесении Богу хвалы привело бы евреев к забвению Его, так оно, это забвение, увело бы их вслед богов других. А это, в свою очередь, наверняка повлекло бы за собой уничтожение израильтян. И если слушатели Моисея нуждались в примере сокрушения целых народов, им достаточно было бы вспомнить о тех из них, которые были истреблены Господом, а именно о царствах Сигона и Ога (2:26 — 3:11).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 8 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.