3:3 всякий, имеющий сию надежду на Него. Т.е. на Бога. Эта надежда имеет свое зримое воплощение в Иисусе Христе.
3:4−10 Противопоставление света и тьмы, детей Божиих и тех, кто от мира, апостол теперь показывает как противопоставление совершающих грех и тех, кто не грешит. Иисус, Агнец Божий, чистый и непорочный, был принесен в жертву, «чтобы взять грехи наши» (ст. 5; Ин 1:29).
3:4 беззаконие. Хотя ВЗ в Первом послании Иоанна явно не цитируется, авторитет его подразумевается. Особенно это касается закона нравственного, кратко изложенного в законе любви, который еще с древних времен был обязателен для народа Божия (Рим 13:8−10).
3:6 пребывающий в Нем. Пребывающий в Боге через Посредника — Иисуса Христа.
3:7−10 См. статью «Антиномианизм».
3:8 разрушить дела диавола. Т.е. исполнить обетование, данное Адаму и Еве (Быт 3:15). Взяв на Себя Самого наказание, которое надлежало понести грешникам по ветхозаветному закону, Христос разрушил замыслы дьявола (Евр 2:14−15).
3:11−15 История мира сего есть история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля (Ин 3:19; Ин 8:37), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих — свидетельство того, что они «перешли из смерти в жизнь» (ст. 14).
3:11 чтобы мы любили друг друга. Заповедь Христа, истинность которой Он засвидетельствовал Своей смертью (Ин 13:34−35).
3:12 Каин. В Быт 4:5 враждебность Каина объясняется его завистью к Авелю, жертвоприношение которого принял Бог. Согласно Быт 4:7, Каину не удалось сделать угодное пред очами Божиими, и он усугубил свой грех еще и тем, что отверг Божий призыв покаяться.
3:16−24 Взаимная любовь христиан — верный признак новой жизни, жизни Христовой. Бог доказал Свою любовь, даровав нам для искупления наших грехов Своего Сына (ст. 16).
3:16 положил за нас душу Свою. Свою совершенную любовь к нам Христос явил делом, приняв мучительную смерть на кресте, дабы верующие в Него были спасены от вечной гибели (Ин 10:11−15).
3:20 Бог больше сердца нашего. Слово «больше» означает здесь не столько то, что сердце наше неспособно вместить Бога, сколько мысль о превосходящем величии и всеведении Божием.
3:22 чего ни попросим, получим от Него. Такую уверенность в Отце явил Сам Иисус (Ин 11:41−42). Он призывал учеников Своих быть столь же несомневающимися (Ин 14:13−14). Эта уверенность основывается на убежденности, что просимое угодно Богу (5:14−15).
3:23 заповедь Его. Две части этой заповеди соответствуют двум частям закона и напоминают нам о том, что любовь к Богу неотделима от любви к ближнему.
Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Иоанна, 3 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.