Библия » Августин Толкования Августина

1 Иоанна 3 1-е послание Иоанна 3 глава

Стих 1

Даже когда мы будем подобны Ему (ясно, что тот, кто сказал это, без сомнения, знал об этом теперешнем неподобии), даже и тогда мы не будем равны Ему по природе.

О Троице 15.11. Cl. 0329, 50A.15.11.68.

Стих 8

Разве, возможно, кто-нибудь скажет, что сказанное Господом о дьяволе в Евангелии: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Ин 8:44) следует понимать не в том только смысле, что он был человекоубийцей от начала, т. е. от начала человеческого рода, с того момента, когда сотворен был человек, которого он мог бы убить посредством обольщения. Но он-де не устоял в истине от начала своего сотворения, и потому никогда не был блаженным вместе со святыми ангелами; так как отказывался быть в подчинении своему Создателю, находил гордое удовольствие как бы в своем особом личном могуществе, а через то являлся лицемерным и лживым, потому что никогда не мог уйти от силы Всемогущего и не желал в благочестивом подчинении сохранять то, что действительно есть, усиливаясь по гордой надменности ложно изображать то, чего не было. В этом-де смысле должно пониматься и сказанное блаженным апостолом Иоанном: «Сначала диавол согрешил» (8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 1Ин 3:8), т. е. что с того момента, когда был сотворен, он отрекся от истины, которой может обладать только благочестивая и преданная Богу воля.

Кто удовлетворяется таким мнением, тот еще не единомыслен с известными еретиками, т. е. манихеями. Впрочем, и некоторые другие зловредные ереси придерживаются того образа мыслей, что дьявол как бы от некоторого противоположного (Богу) начала получил свою собственную в известном роде злую природу. В суетности своей они доходят до такого безумия, что, хотя уважают одинаково с нами вышеприведенные евангельские слова, не обращают внимания на то, что Господь не сказал: «Диавол чужд был истине», но сказал: «Не устоял в истине». Этим Он хотел дать понять, что диявол отпал от истины; а если бы устоял в ней, то, сделавшись ее участником, пребывал бы блаженным вместе со святыми ангелами.

«О граде Божьем". Глава XIII. Все ли ангелы сотворены равно блаженными, но так, что падшие не могли знать, что они падут, а устоявшие получили предведение о своем постоянстве только после падения падших

***

Так и относительно известных слов Иоанна о дияволе: «Сначала диавол согрешил», они не понимают, что если это естественное дело, то оно никоим образом не составляет греха. А в таком случае что сказать относительно пророческих свидетельств, — того ли, что говорит Исайя, выводя диявола под образом князя вавилонского: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Ис 14:12); или того, что говорит Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями» (13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Иез 28:13)? Из этих слов видно, что он некогда был без греха. Ибо несколько далее! говорится ему с большей выразительностью: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего» (15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. Иез 28:15). Если эти слова не могут иметь другого, более точного по смыслу значения, то и «не устоял в истине» мы должны понимать в том смысле, что он пребывал в истине, но не остался в ней. И на основании этого выражение «Сначала диавол согрешил» следует понимать так, что он согрешает не от того начала, когда он был сотворен, но от начала греха, потому что грех получил начало от его гордости.

Равным образом и то, что написано в книге Иова, когда речь идет о дияволе: «Сиесть начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его» (14 это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; Иов 40:14), согласно с чем, по-видимому, говорит и псалом, в котором читаем: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс 103:26), должно пониматься нами не в том смысле, будто он с самого начала создан был таким, чтобы над ним издевались ангелы, а в том, что он подпал этому наказанию после греха. Итак, по началу своему он есть создание Господне; ибо даже в числе последних и низших животных нет никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем более — ангельской твари, которая достоинством своей природы превосходит все остальное, созданное Богом.

Источник: «О граде Божьем". Кн. 11. Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил»

Стих 9

Слушайте внимательно, умоляю вас, ибо рассматриваемый вопрос немаловажен. И так как вчера вы внимательно вслушивались, не сомневаюсь, что сегодня вы собрались с еще большим вниманием.

Непростой вопрос в том, отчего Иоанн говорит в этом Послании: Кто рожден от Бога, не грешит, в то время как в этом же Послании он прежде сказал: Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет (8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 1Ин 1:8)? Что делать тому, кого эти два высказывания из одного и того же Послания сдавили с двух сторон? Если он исповедует себя грешником, то боится, как бы не сказали ему: “Значит, ты не рожден от Бога”, потому что написано: Кто рожден от Бога, тот не грешит. Но если он назовет себя праведником и скажет, что не имеет греха, получает удар с другой стороны из того же Послания: Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. И вот человек, поставленный посредине, не находит, что сказать, чем себя исповедовать или объявить. Объявить, что он без греха, опасно, да и не только опасно, но и ложь: “Самих себя, — говорит Иоанн, — мы обманываем, и истины в нас нет, если скажем, что греха у нас нет”. Но если бы действительно не было греха, чтобы тебе можно было так сказать! Тогда бы ты говорил истину, и тебе можно было бы не бояться, что хотя бы след беззакония будет на тебе, когда ты произносишь истину. Но оттого-то ты и поступаешь плохо, когда так говоришь, что говоришь ложь: “Истины, — говорит Иоанн, — в нас нет, если скажем, что греха у нас нет”. Он не сказал: “Что греха у нас не было”, чтобы нельзя было отнести эти грехи на счет прошлой жизни. Ибо у человека мог быть грех, но с тех пор как он родился от Бога, грех перестал быть в нем. Если бы речь шла об этом, то не стеснял бы нас никакой вопрос. Тогда бы мы сказали: “Мы были грешниками, но теперь получили оправдание; был у нас грех, но теперь нет”. Но не это сказал Иоанн. А что? Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. А немного далее он, напротив, сказал: Кто рожден от Бога, тот не грешит. Разве сам Иоанн не был рожден от Бога? Если Иоанн не был рожден от Бога, то о ком это вы слышали, что он возлежал на груди Господней? Неужели кто-нибудь посмеет обещать себе возрождение, если его не удостоился тот, кто удостоился возлежать на груди Господней1 ? Неужели того, кого Господь любил более других, тому одному не дал рождения от Духа?

Внимайте же сейчас этим словам! Я говорю все о тех же наших затруднениях2 : пусть за ваше внимание, которое как молитва за нас и за вас, Бог расширит наш путь и покажет выход, и никто не найдет в его словах повода к погибели, ибо каждое слово здесь проповедано и записано только ради исцеления и спасения.

Всякий, — говорит Иоанн, — кто творит грех, творит и беззаконие. Чтобы ты не думал проводить различие, сказано: Грех есть беззаконие (4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 1Ин 3:4). Чтобы ты не говорил: “Я грешник, но не беззаконник”, — сказано: Грех есть беззаконие. И вы знаете, что Господь явился для того, чтобы отнять грехи; и греха в Нем нет (4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин 3:4−5). А какая нам польза от того, что Он пришел без греха? Всякий, кто не грешит, пребывает в Нем; и всякий, кто грешит, не видел Его и не познал Его. Дети! Пусть никто не совратит вас. Кто поступает по правде, тот праведен, как и Он праведен (6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. 7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. 1Ин 3:6−7). Мы уже сказали, что слово “как” может указывать на подобие, а не на равенство3. Кто творит грех, тот от диавола, потому что от начала диавол грешит (8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 1Ин 3:8). И то сказали мы, что диавол никого не сотворил и не родил, но его подражатели как бы рождаются от него4. Для того явлен был Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 1Ин 3:8). Тот, кто не имеет греха, пришел разрушить грехи.

Далее следует: Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха, ибо семя Его в нем пребывает, и не может грешить, потому что рожден от Бога. Сильно связал он нас. Может быть, он сказал “не грешит”, подразумевая какой-то определенный грех, а не всякий грех — и в таком случае когда он говорит: “Кто рожден от Бога, тот не грешит,” — надо понимать под этим какой-то определенный грех, которого не может допустить человек, рожденный от Бога. А этот грех такой, что если кто его допустит, тем он усиливает и прочие, а если не допустит, то разрушает прочие. Что это за грех? Поступать против заповеди. Что это за заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Ин 13:34). Внемлите! Эта заповедь Христа называется любовь, этой заповедью разрушаются грехи. Если ее не соблюсти, — это и тяжкий грех, и корень всех грехов.

Прошу вашего внимания, братья. Мы предложили вам нечто, что решает вопрос для тех, кто хорошо понял. Но разве нам по пути только с самыми быстрыми? И тех, кто медленнее идет, нельзя оставлять. Переведем это, как сможем, на такие слова, чтобы они дошли до всех. Я думаю, братья, что о своей душе заботится всякий человек, который вступает в Церковь не зря, который не ищет в Церкви временного, который вступает не для того, чтобы обделать свои мирские дела, но для того, чтобы обладать тем вечным, что ему обещано, и достичь этого, — такой человек, несомненно, должен думать, как ему проходить путь, чтобы не стоять на месте, не идти вспять, не блуждать, не ковылять, попадая тем самым в опасность не достичь цели. И всякий, кто обеспокоен этим, медлен ли он, скор ли, пусть не сходит с пути.

Так вот, я сказал вам, что слова: Кто рожден от Бога, не грешит — Иоанн сказал, подразумевая какой-то определенный грех, потому что иначе этому месту противоречили бы другие слова: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Этот вопрос может быть решен так. Есть некий грех, которого не может допустить тот, кто рожден от Бога, и если его не допустить, прочие грехи разрушаются, если его допустить, прочие подтверждаются. Что это за грех? Поступать против Христовой заповеди, против нового Завета. Что это за новая заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Кто поступает против любви, против братского взаиморасположения, пусть не смеет похваляться, пусть не смеет говорить, что рожден от Бога; но если кто крепок в братской любви, есть грехи, которых он определенно не может допустить, и прежде всего ненависть к брату. А как же остальные грехи, о которых сказано: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет? Из другого места Писания пусть услышит он утешительное уверение: Любовь покрывает множество грехов (8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет 4:8).

Итак, мы призываем вас к любви; к любви призывает нас и это Послание. После воскресения Господь ни о чем другом не спросил Петра, только: Любишь ли Меня? (см. 15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:15−17). И мало было ему единожды спросить: и во второй раз спросил только об этом, и в третий раз только об этом. И хотя после третьего раза Петр опечалился, что Господь как бы не верил ему (как будто не знал, что в нем происходит), однако и в первый, и во второй, и в третий раз Господь спросил об этом. Трижды отрекся страх, трижды исповедовала себя любовь. Вот, Петр любит Господа. Что может он преподнести в дар Господу? Ибо этим обеспокоен и тот, кто сказал в псалме: Что воздам я Господу за все, что Он воздал мне? (3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Пс 115:3). Говоривший в этом псалме видел, сколько Бог дал Ему, и искал, что он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что бы ты ни захотел воздать, ты получил от Бога и только поэтому можешь воздать. И что же он нашел, чтобы воздать? Как я и сказал, братья, что принял от Него самого, то и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения приму и имя Господне призову (4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Пс 115:4). Кто дал ему спасительную чашу как не Тот, Кому он хотел воздать? Но принять спасительную чашу и призвать имя Господне — значит преисполниться любовью, и так преисполниться, чтобы не только не ненавидеть брата, но и быть готовым умереть за брата. Совершенная любовь в том, чтобы быть готовым умереть за брата. Ее явил нам Сам Господь, умерший за всех и молившийся за тех, кто Его распинал, и говоривший: Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят (34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Лк 23:34). Но если бы только Он так сказал, Он не был бы учителем, потому что у Него не было бы учеников. Вслед за ним так же поступили и ученики. Стефана побивали камнями, и, приклонив колено, он говорил: Господи, не поставь им этого во грех (59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Деян 7:59). Он любил тех, кто побивал его камнями, ибо и умирал за них. Послушай и апостола Павла: И я сам себя отдам в жертву за ваши души (15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. 2Кор 12:15). Недаром он был среди тех, за кого молился Стефан, когда умирал от их рук.

Такова совершенная любовь. Если у кого будет такая любовь, что он будет готов даже умереть за братьев, в нем любовь совершенна. Но разве она совершенна сразу, как только рождается? Она рождается, чтобы совершенствоваться; рожденная, вскармливается; вскормленная, укрепляется, а когда достигает совершенства, что говорит? Мне жизнь — Христос, и смерть — приобретение ‹…› Хотел я разрешиться и быть со Христом, ибо это намного лучше, но оставаться во плоти необходимо для вас (21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Флп 1:21, 23−24). Он хотел жить ради тех, за кого был готов умереть.

А чтобы вы знали, что в этом совершенная любовь, против которой не грешит рожденный от Бога, послушайте, как Господь говорит Петру: Петр, любишь ли Меня? Тот отвечает: Люблю (см. 15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:15−17). Господь не сказал ему: “Если любишь Меня, следуй за Мной”. Ведь когда Он был в смертной плоти, алкал, жаждал, в то время как Он голодал и жаждал, Его привечало гостеприимство, имущие служили Ему своим состоянием, как мы читаем в Евангелии. Оказал Ему гостеприимство Закхей — и спасся от недуга, потому что принял в своем доме врача (1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1−10). От какого недуга? От алчности. Он был очень богат и начальник мытарей. Послушайте, как он исцелился от недуга алчности. Половину, — сказал он, — состояния своего раздам бедным, и если у кого что отнял, верну вчетверо (8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Лк 19:8). Вторую половину он оставил не для того, чтобы ею пользоваться, но чтобы из нее отдавать долги5. Итак, Закхей оказал тогда гостеприимство своему Исцелителю, потому что тогда в Господе была немощь плоти, и люди могли оказывать Ему эти услуги, — это потому что Он хотел дать возможность послужить Ему тем, кто оказывал Ему эти услуги — ведь это было на пользу оказывающим услуги, а не Ему. Разве Тот, Кому служили ангелы, нуждался в услугах человеческих? Так некогда и у раба Его Илии не было нужды, ему ворон приносил хлеб и мясо, и однако, чтобы благочестивая вдова получила благословение, раб Божий посылается к ней, и вдова питает того, кого втайне питал Господь (3Цар 17). И все же хотя те, кто служат нуждам рабов Божиих, делают это на благо самим себе, ввиду той награды, которую Господь яснейшим образом объявил в Евангелии: Кто принимает праведника во имя праведника, воспримет награду праведника; и кто принимает пророка во имя пророка, воспримет награду пророка; и кто даст чашу холодной воды одному из малейших сих только во имя ученика, аминь говорю вам, не потеряет награды своей (41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:41−42). Так вот, хотя те, кто поступает так, делают это на благо самим себе, но и такой услуги нельзя было уже оказать Господу, когда Он собирался взойти на небо. Что же мог сделать для Него Петр, раз он любил Его? Слушайте что. Паси овец Моих (17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:17), то есть: делай ради братьев то, что Я сделал ради тебя. Я всех искупил Своей кровью, а вы не усомнитесь умереть за исповедание истины, чтобы и другие подражали вам.

Но такова, как мы сказали, совершенная любовь; кто рожден от Бога, у того она есть. Будьте внимательны, возлюбленные, послушайте, что я говорю. Вот человек крестился и принял таинство нового рождения; таинство с ним, и великое таинство, Божественное, святое, несказанное. Подумай только какое: оно делает человека новым через оставление всех грехов. Однако пусть он рассмотрит свое сердце: совершилось ли там то, что совершено над телом; пусть посмотрит, есть ли у него любовь, и тогда только пусть говорит: “Я рожден от Бога”. Если же нет у него любви, то, хотя и имеет на себе начертание6 христианина, напечатленное на нем таинством, однако он бежавший с поля брани бродяга. Пусть он возымеет любовь, а иначе пусть не называет себя рожденным от Бога. “Но ведь мне дано таинство” — скажет он. Слушай Апостола: Если я познаю все таинства, и буду иметь всяческую веру, так что и горы смогу переставлять, но любви не имею — я ничто (2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 1Кор 13:2).

Как вы помните, о том мы и сказали, когда начинали читать это Послание, что оно более всего восхваляет любовь7. И если по видимости Иоанн говорит то об одном, то о другом, он всегда возвращается к этому и все, о чем он говорит, он хочет свести к этой самой любви. Посмотрим, не так ли и здесь. Слушай: “Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха”. Спросим, какого греха; потому что если понимать под этим всякий грех, это противоречит другому месту Послания: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Тогда пусть скажет, что это за грех, пусть укажет нам, чтобы не вышло, что я опрометчиво назвал этим грехом нарушение любви, потому что раньше Иоанн сказал: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его (11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 1Ин 2:11) . Может быть, Иоанн что-то сказал об этом далее и упомянул любовь открыто. Посмотрите, именно к этой цели, к этому исходу ведет он круг слов: Всякий, кто рожден от Бога, не грешит, ибо семя Его в нем пребывает. Семя Божие — это слово Божие, оттого и Апостол говорит: Я вас родил во благовествовании (15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 1Кор 4:15) . — “И не может он грешить, потому что рожден от Бога”. Пусть же он скажет нам, посмотрим, в чем он не может грешить. По тому узнаются сыны Божии и сыны диавола: всякий, кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего (10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. 1Ин 3:10)

Иной перевод.

Что есть этот грех? Поступать против заповеди. Что есть заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Ин 13:34). Внемлите. Эта заповедь Христа зовется любовью; посредством этой любви искупаются грехи.

===

*1 См. разбор этой темы у Августина в статье: Dideberg D. Saint Jean, le disciple bien-aim№ // Saint Augustin et la Bible. P., 1986. P. 189 и след.

*2 По-латыни angustiae букв. ‘теснота, теснина, узкий проход’. С этим буквальным значением связана идея расширения пути (­ облегчения продвижения) в следующем предложении.

*3 Об этом Августин говорил в четвертом “Рассуждении на Послание…” (Ep. Io. tr. 4, 9).

*4 Ep. Io. tr. 4,10.

*5 Об этой детали см. в 11-м параграфе толкования Августина на Пс 125 (Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001. С. 147−148).

*6 Character — это слово (более обычными синонимами которого в данном смысле являются stigma и puncta) означало среди прочего один из двух идентификационных знаков, которые солдат в поздней римской империи получал по поступлении на службу: клеймо (обычно на правой руке). Такая форма нанесения этого знака была призвана предупредить дезертирство, так как свести клеймо было чрезвычайно трудно (в следующей фразе речь как раз и идет о дезертире, с которым сравнивается христианин, не имеющий любви). У Августина слово character как символ крещения употребляется и с подразумеванием несмываемости таинства. См. Haring N. St. Augustine’s Use of the Word Character // Medieval Studies 14 (1951). P. 79−97; Poque S. Le langage symbolique dans la pr№dication d’Augustin d’Hipponë Images h№roїques. Vol. 1. Paris, 1984. P. 41−46.

*7 Эту мысль Августин высказывал в прологе к первому “Рассуждению на Послание…”, см.: Альфа и Омега. 2002. № 4(34). С. 63.

Трактат на 1-е послание Иоанна. Cl. 0279, 5.2013.25.

***

Потому что, если положение дел таково, что по благодати Спасителя мы хотя бы чего-то добиваемся в этой жизни, когда ослабевает похоть и усиливается любовь, а совершенство обретаем лишь в той жизни, когда похоть исчезнет, а любовь достигнет полноты, тогда то, что сказано в Писании: рожденный от Бога не грешит, — сказано, конечно, по поводу той самой любви, которая одна не грешит. Ведь с тем рождением, которое от Бога, связано возрастание и совершенствование любви, а не та похоть, которую должно истреблять и умерщвлять и которая, однако, до тех пор, пока сохраняется в нашем теле, неким собственным законом противится закону ума; но рожденный от Бога — не подчиняющийся рождаемым ею желаниям, не делающий свое тело орудием беззакония для греха — может сказать: уже не я делаю то, но живущий во мне грех (20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Рим 7:20).

Послания 177. Cl. 0262, 177.44.17.686.17.

Стих 10

Теперь уже, конечно, все ясно из его слов и кто не любит брата своего. Это значит, что только любовь составляет различие между сынами Божиими и сынами диавола. Пусть все знаменуются знамением креста Христова, пусть все отвечают: “Аминь”, пусть все поют: “Аллилуйя”, пусть все принимают крещение, вступают в Церкви и строят стены базилик1 — но лишь по любви отличаются сыны Божии от сынов диавола. Кто имеет любовь, тот рожден от Бога. В этом важнейший признак, в этом великое различие. Пусть у тебя есть все что угодно, но если у тебя нет лишь этого одного, нет тебе никакой пользы от остального; если же у тебя нет ничего другого, то будь у тебя только это — и ты исполнил закон. Ибо кто любит другого, тот исполнил закон, — говорит Апостол, и еще: Полнота закона — любовь (8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим 13:8−10).

Думаю, это и есть та жемчужина, которую в евангельском рассказе искал купец; он нашел одну эту жемчужину и продал все, что имел, и купил ее (46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. Мф 13:46). Любовь — драгоценная жемчужина; без нее что бы ты ни имел, не будет тебе на пользу, а если она одна у тебя есть — довольно тебе. Сейчас ты видишь верою, потом увидишь въявь. И если мы любим сейчас, когда не видим, каковы будут объятия, когда мы будем видеть! Но в чем мы должны упражняться? В братской любви. Ты можешь сказать мне: “Я не видел Бога”, — но разве можешь сказать: “Я не видел человека”? Люби брата, ибо если возлюбишь брата, которого видишь, тотчас увидишь и Бога, ибо увидишь саму любовь, а в ней обитает Бог.

Примечания

  • 1 — В английском переводе Бернаби это место передано в том смысле, что верующие стоят по стенам храма, тем самым образуя собой стены (если это так, был бы возможен перевод ‘подпирают стены храмов’), однако при всем остроумии этой трактовки у нас нет доказательств, что стоящее в оригинале выражение действительно можно так понять.

Стих 11

Ибо такова весть (смотри, как он подтверждает сказанное), ибо такова весть, которую мы слышали от начала: чтобы нам любить друг друга. Тем самым он показывает, почему он говорит: кто поступает против этой заповеди, тот впал в оный заклятый грех, в который впадают те, кто не рожден от Бога.

Стих 12

Итак, где ненависть, там не может быть братской любви. Будьте внимательны, возлюбленные. Кто завидует, тот не любит. В нем грех диавола, потому что и тот от зависти сверг человека, ибо сам он пал и позавидовал стоящему. И не для того сверг, чтобы самому встать, но чтобы не один он был падший. Из приведенного примера усвойте, что в любви не может быть зависти. В похвале любви сказано ясно: Любовь не ревнует (4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 1Кор 13:4). В Каине любви не было; и если бы в Авеле не было любви, Бог не принял бы его жертвы. Когда они оба совершили приношение — один от плодов земли, а другой от приплода овец — что вы думаете, братья, Богу были неугодны плоды земли, а угоден был приплод овец? Бог не на руки смотрит, но видит, что в сердце, и если видит, что кто-то приношение совершает с любовью, то на жертву его взирает благосклонно, а если видит, что кто-то с ненавистью совершает приношение, то от его жертвы отвращает лицо. Поэтому добрыми делами Авеля он называет не что иное как любовь, а злыми делами Каина не что иное как ненависть к брату. Мало того, что он ненавидит брата своего, он еще и завидует его добрым делам; из-за того, что не смог ему подражать, захотел его убить. В том он и проявил себя как сын диавола, а тот проявил себя праведником Божиим. Итак, братья мои, люди различаются по любви. Пусть никто не смотрит на слова, но на дела и сердце. Если кто не делает добра братьям своим, этим он показывает, что у него внутри. Люди проверяются в испытаниях.

Стих 13

Надо ли часто повторять вам, что такое мир? Не небо, не земля, не все эти творения, которые создал Бог, но — любящие мир. Я часто повторяю это1 и, может быть, кому-то уже надоел, но все же и теперь я говорю не зря, потому что кто-нибудь, если его спросят, может не ответить. Так пусть хоть от частого вбивания сказанное закрепится в сердцах слушателей. Что есть мир? Мир — когда слово это употребляется в отрицательном смысле — означает любящих мир. Когда “мир” говорится в похвалу, это небо и земля и все создания Божии, которые на небе и земле, поэтому, например, сказано: И мир через Него был создан (10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Ин 1:10). Мир — это также и наполнение земли, как, например в словах Иоанна: И не только за наши грехи Он умилостивитель, но и за грехи всего мира (2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. 1Ин 2:2). Миром он здесь называет всех верных, рассеянных по вселенной. Но в отрицательном смысле — это любящие мир. А те, кто любит мир, брата любить не могут.

Примечания

  • 1 — См., например, об этом во втором “Рассуждении на Послание…”.

Стих 14

Если ненавидит нас мир, то мы знаем… Что знаем? Что мы перешли от смерти к жизни. Откуда мы это знаем? Потому что мы любим братьев. Пусть никто не спрашивает у другого человека, пусть всякий обратится в свое сердце: если найдет там братскую любовь, он может быть спокоен и уверен, что перешел от смерти к жизни. Он уже одесную и не смотрит на то, что сейчас слава его скрыта: когда придет Господь, тогда и слава его станет явной. Она и сейчас в силе, но кругом пока еще зима; корень силен, но ветви пока еще сухи: внутри сильная сердцевина, внутри листья дерева, внутри плоды, но они ждут лета. А потому: Мы знаем, что перешли от смерти к жизни, потому что мы любим братьев. Кто не любит, пребывает в смерти. Не думайте, братья, что это легкое прегрешение: ненавидеть или не любить; слушайте, что дальше: Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца.

Стих 15

Что ж, если кто-то считал ненависть к брату незначительным грехом, неужели кто-нибудь в сердце своем сочтет незначительным и человекоубийство? Он и не двинет рукой, чтобы убить человека, но у Бога уже причтен у человекоубийцам. Тот жив, а этот считается убийцей. Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца. И вы знаете, что всякий человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

***

Также не только к мужчинам относится то, что сказано в Писании: ненавидящий брата своего есть человекоубийца, но заповедь для мужского пола, который Бог сотворил первым, относится и к полу женскому.

Послания 211. Cl. 0262, 211.57.14.368.13.

Стих 16

В том мы познаем любовь. Он говорит о совершенстве любви, о том совершенстве, которое мы пред вами восхваляли. В том мы познаем любовь, что Он жизнь Свою положил за нас, и мы должны души наши полагать за братьев. Вот откуда слова: Петр, любишь ли ты Меня? — Паси овец Моих (см. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:17). Чтобы вы поняли, что Господь хотел, чтобы Петр так пас Его овец, что и душу за них положил бы, Он тут же сказал ему: Когда ты был молод, препоясывался сам и ходил, куда хотел; когда же состаришься, другой препояшет тебя и поведет тебя, куда ты не хочешь. А это сказал он, — говорит Евангелист, — знаменуя, какой смертью он прославит Бога (18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Ин 21:18−19). И выходит, что кому Он сказал: Паси овец Моих, — того наставлял положить душу за овец своих.

С чего начинается любовь, братья? Еще немножко внимания. Вы уже слышали, какова она в совершенстве. Такую полноту и меру любви Сам Господь в Евангелии представляет нашему вниманию: Большей любви никто не имеет, — сказал Он, — чем если кто душу свою положит за друзей своих (13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин 15:13). Итак, в Евангелии он показал совершенство любви, и здесь восхваляется совершенство ее; но вы, может быть, спрашиваете себя и говорите: “Когда еще мы сможем иметь такую любовь!”. Не спеши отчаиваться о себе: возможно, она в тебе уже зародилась, но еще не стала совершенной. Питай ее, чтобы она не зачахла. Но ты скажешь: “По чему я это узнаю?”. Какова она в совершенстве, мы уже узнали, послушаем теперь, с чего она начинается.

В ином месте: Итак, и мы должны полагать души свои за братьев. Готов ли ты, человек, умереть за Христа?

Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 47.11.9.

Стих 17

Иоанн говорит: Если кто имеет блага мира сего и увидит брата своего алчущим, и затворит благоутробие свое от него, как может любовь Божия в нем пребывать? (17) Вот с чего начинается любовь. Если ты еще не способен умереть за брата, то уже и сейчас можешь дать брату от твоих благ. Пусть уже сейчас любовь потрясает внутренность твою, чтобы ты делал это не из желания похвалиться, а от внутренней полноты милосердия, и помышлял о брате своем в нужде. Ибо если ты избытки свои не можешь дать брату своему, то можешь ли ты душу положить за брата? За пазухой у тебя деньги, которые у тебя могут отнять воры, а если не отнимут воры, то, умирая, расстанешься с ними, даже если они при жизни не расстанутся с тобою сами, — и что ты с ними будешь делать? Брат твой голодает, он в нужде, он, может быть, места себе не находит1 , наседают на него заимодавцы; у него нет — у тебя есть. Он твой брат, вы вместе выкуплены, одна у вас цена: оба вы искуплены Христовой кровью; смотри же, жалеешь ли ты его, если у тебя есть мирские блага. Возможно, ты скажешь: “Что мне до того? Мне что, давать свои деньги, чтобы облегчать его тяготы?” Если таков ответ твоего сердца, значит, любовь Отца не пребывает в тебе. Если любовь Отца не пребывает в тебе, ты не рожден от Бога. Как ты можешь похваляться, что ты христианин? У тебя только имя христианина, а дел нет. Если же дать тебе имя по делам твоим, то могут назвать тебя язычником. Но ты покажи делами, что ты христианин. Ибо если ты не покажешь себя христианином на деле — пусть даже все называют тебя христианином — какая польза тебе от названия, если нет сути дела? Если кто имеет блага мира сего и увидит брата своего нуждающимся2 , и затворит благоутробие свое от него, как может любовь Божия в нем пребывать? И далее: Дети, будем любить не только словом или речами, но делом и истиной (18).

Думаю, теперь вам открылось великая и важнейшая тайна и таинство, братья мои. Какая сила у любви, об этом свидетельствует все Писание, но не знаю, восхваляется ли она где-нибудь более, чем в этом послании. Просим вас и заклинаем в Господе и запомнить то, что услышали, и приходить слушать со вниманием то, что еще предстоит сказать, пока мы не дойдем до конца Послания. Откройте сердца для доброго семени, искорените терния, чтобы они не задушили то, что всевается в вас, но чтобы посев прорастал и чтобы земледелец радовался и готовил для вас амбар, как для зерна, а не огонь, как для плевелов.

Иной перевод.

Если ты еще не способен умереть за брата, будь же, по крайней мере, способен поделиться с ним своим добром. Пусть же любовь терзает твое сердце, чтобы ты действовал не из похвальбы, а из самого глубинного, нутряного милосердия, как только увидишь его в нужде.

Примечания

  • 1 — Suspenditur. Не исключено, что в данном случае состояние человека описывается через более конкретный образ: “живет с петлей на шее”.
  • 2 — В данном месте Августин цитирует другой вариант латинского перевода этого стиха: брат назван не алчущим (esurientem), а нуждающимся (egentem).

Трактат на 1-е послание Иоанна. С1. 0279, 5.2018.37.

Стих 21

Что означает: сердце верно почувствует? Оно нам подскажет правду, потому что мы любим, и любовь наша — истинная, не лицемерная, а искренняя, которая ищет спасения братьев и не ожидает от брата иной выгоды, кроме его спасения.

Августин. Трактат на 1-е послание Иоанна. С1. 0279, 6.2021.38.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на 1-е послание Иоанна, 3 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Иоанна 3 глава в переводах:
1 Иоанна 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.