Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

1 Иоанна 3 1 послание Иоанна 3 глава

Ст. 1−3 Какими мы будем. Ст. 1 Иоанна охватывает удивление от всего этого. «Смотрите! — говорит он. — Смотрите, какую любовь (в NIV перефразировано: как велика) дал нам Отец, чтобы нам называться» детьми Божьими! И не только называться; Иоанн идет дальше и говорит: «...и быть детьми Божьими»! Он не оставляет нам сомнений в том, что это божественное звание действительно имеет силу; мы действительно являемся теми, кем назвал нас Бог. И как следствие — мир не знает нас. Несовместимость мирского и христианского пути вновь и вновь проявляется в писаниях Иоанна (напр.: Ин15:18 — 16:4). Не стоит удивляться тому, что мир не смог понять последователей Христа, ведь он не познал Его. Грамматически слово Его относится к Отцу, но ясно, что Иоанн имел в виду Христа.

Ст. 2 Признание нашего нынешнего сыновства не ослепило Иоанна, он признает тот факт, что лучшее — в будущем. Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Грамматически слова Он и Его должны относиться к Богу, но более привычно говорить о видении Христа. Тем не менее не стоит придавать этому большого значения, так как тот, кто видит Сына, видит также и Отца(Ин 12:45; 14:9).

Ст. 3 Видеть Бога означает быть преобразованным. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя. Это единственное место в посланиях Иоанна, где встречается слово надежда; в этом послании он касается больше настоящей ситуации среди верующих, чем будущей надежды. Но этот отрывок показывает, что Иоанн осознает всю важность надежды. Он говорит о надежде «на» (не «в») Него; надежда верующего имеет незыблемую основу. И опять, нельзя с уверенностью сказать, кто подразумевается под словом Него: Бог или Христос; но, вероятно, здесь Иоанн не проводит четкого разделения между Ними. В данном случае Они — единое целое. Он особо указывает на то, что надежда верующего имеет прочное основание и что она имеет особое значение в христианской жизни. Знание Бога приносит не духовное самодовольство, а чистоту жизни. Это те чистые сердцем, которые «Бога узрят» (Мф 5:8).

Ст. 4 Необходимость правильного поведения. Лжеучителя считали, что знание самодостаточно и что поведение играет второстепенную роль. Но Иоанн настаивает на том, что грех — это следствие неправильных взаимоотношений с Богом. Грех, говорит он, есть беззаконие — в греческом эта конструкция показывает, что слова «грех» и «беззаконие» взаимозаменяемы. Под законом здесь, конечно же, подразумевается Божий закон, и, следовательно, сущность греха заключается в пренебрежении этим законом Бога. Это противопоставление себя открытому пути Божьему, когда вместо служения Богу предпочитают эгоизм. Маловероятно, что Иоанн обращается к закону Ветхого Завета, к Торе, так как он нигде больше не упоминает этот закон. И, кроме того, он пишет для язычников, которым было бы нелегко принять такую ссылку. Он, скорее всего, имеет в виду открытое нарушение морального закона Бога. Грех ставит грешника в оппозицию к Богу.

Ст. 5−7 Христос и грех несовместимы. Ст. 5 Христос пришел, чтобы взять грехи наши. Он полная противополжность злу, и в Нем нет греха.

Ст. 6 Это производит свое действие в христианах, так как всякий, пребывающий в Нем, не согрешает. Нам не следует смягчать подобные утверждения; христианин не должен иметь никакого дела с грехом и не должен благодушно относиться к нему, даже к случайному греху. Но следует заметить, что часто в греческом языке используется глагол в настоящем продолженном времени, следовательно, здесь может быть такое значение: «Кто постоянно живет в Нем, не имеет привычки грешить». И снова Иоанн говорит: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Иоанн пишет не об отдельных греховных поступках, а о привычном отношении. Наш образ жизни отражает тот источник, откуда проистекает наша жизнь.

Ст. 7 Придерживаться иного мнения — значит обманывать самих себя. Иоанн сразу же отметает все лживые аргументы о правильном мышлении, о широких познаниях или о том, что чистая душа не участвует в делах плоти. Кто делает правду, тот праведен. Образцом является Христос: подобно как Он праведен.

Ст. 8−10 Дети дьявола. Ст. 8 И наоборот, — кто делает грех, тот от диавола. Оба слова делает и грех указывают на постоянную практику. Иоанн пишет о привычном образе жизни. Далее он говорит о том, что цель прихода Христа — разрушить дела диавола. Разрушить — не очень ясное выражение; понятно, что Иисус пришел уничтожить дьявола, но непонятно, как Он это сделает. Совершенно очевидно, что веруюший не должен выполнять работу дьявола. Последователь Иисуса должен стоять на стороне разрушителя дьявола.

Ст. 9 Фраза рожденный от Бога указывает на божественное действие. Есть нечто сверхъестественное в жизни верующих. Они возрождены силой Божьей — не больше, не меньше. И снова мы встречаем настоящее продолженное время: всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Действительно, он не может грешить. Иоанн уже отвергал учение о безгрешном совершенстве (1:8, 10), и данные слова не противоречат уже сказаному. Но нам необходимо увидеть, что грех и христианин — диаметрально противоположны. «Иоанн доказывает несоответствие греха христианству, а не его невозможность» (J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 131; см.: также его Additional Note, pp. 134−140). Если христианин грешит, то это полностью противоречит его характеру. В данном случае, Иоанн называет причину, по которой христианин не способен грешить: семя Его пребывает в нем. Здесь предлагается очень необычная метафора (слово семя встречается в послании единственный раз, а глагол, переведенный как рожденный, — десять раз). Подчеркивается тот факт, что в верующем действует божественная сила. Слово пребывает показывает нам, что это не случайное событие. Это Божий подарок людям. Можно принять слова Его семя в смысле «Божий дети», а слова в нем в таком случае будут означать «в Боге» (как, например, это делает Моффатт). Но такой взгляд менее приемлем, и его отвергают Маршал, Стотт и другие.

Ст. 10 Иоанн завершает этот раздел, предлагая следующее противопоставление: дети Божии и дети диавола. Узнать это можно по тому, как мы поступаем и любим ли наших братьев.

3:11−18 Любовь друг ко другу

Ст. 11−15 Противоположность любви. Ст. 11 Вновь Иоанн настаивает на том, что любовь является первой заповедью (от начала). Она находится в самом сердце христианского благовествования.

Ст. 12 Посмотрите, что делает недостаток любви: Каин, который был от лукавого... убил брата своего — и это логическое следствие его отказа от любви (см.: Мф 5:21, 22). Ответ Иоанна на вопрос А за что убил его? — это пронзительная критика падшей человеческой природы. Со стороны Авеля не было никакого оскорбления, но его праведная жизнь в глазах Каина была дурной. (Здесь последний раз в этом послании использовано слово «праведность»; после этого преобладает слово «любовь».) Злые люди не любят то, что нисходит свыше. Оно обвиняет их, и они его распинают.

Ст. 13 Итак, Иоанн продолжает: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Для христиан бывает очень трудно понять это. Они действуют из лучших побуждений, с любовью к людям, не ища ничего для себя и предлагая бесценный подарок Евангелия, — мир не отвечает им благодарностью. Он ненавидит верующих.

Ст. 14 Контраст любовь — ненависть продолжается; жизнь и любовь идут бок о бок. Мы знаем, говорит Иоанн; тот факт, что все христиане имеют знание, очень важен, и об этом здесь часто говорится. Мы перешли из смерти в жизнь (см.: Ин 5:24) — выразительная и необычная фраза. Неверующие живут в таких условиях, которые можно назвать смертью. У верующих не так. Они миновали смерть и живут той жизнью, которая действительно является жизнью. О том, что это произошло, мы можем узнать из того, что любим братьев. Иоанн вновь возвращается к этой мысли. Он усиливает ее, используя негативную формулу: не любящий брата пребывает (глагол указывает на продолжительное состояние) в смерти.

Ст. 15 Очень выразительно здесь написано о ненависти: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. Иисус сказал, что похотливый взгляд уже является нарушением супружеской верности и злое слово — нарушением заповеди «не убивай» (Мф 5:21, 22). Иоанн следует этому примеру и движется вглубь, к истокам наших действий. Ненависть — сущность убийства, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной («отнять жизнь означает поплатиться жизнью», J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 146). Это не означает, что убийца не может раскаяться и получить прощение. Это значит, что никто, находящийся в состоянии, которое может привести к убийству, не сможет стать обладателем вечной жизни. Это две взаимоисключающие вещи.

Ст. 16−18 Любовь на практике Любовь познали мы (в исключительно христианском смысле) только потому, что видели Голгофу, где Иисус Христос (Иоанн говорит: «что Он», но в NIV верно отнесли это к Иисусу) положил за нас душу Свою. С тех пор как Христос, от Которого христиане черпают свое вдохновение, умер за нас таким образом, мы в свою очередь должны полагать души свои за братьев. Никакая другая любовь не требуется от христиан.

Ст. 17 На самом деле очень редко бывают ситуации, когда необходимо положить свою жизнь (даже в первом веке большинство христиан не были призваны умереть за свою веру). Но любовь имеет и другие проявления, и она постоянно необходима в повседневной жизни. Слово, переведенное как достаток в мире (греч. bion, встречается только здесь и еще в 2:16 этого же послания), используется не очень часто в данном смысле; чаще всего его применяют в значении «жизнь». Под словом видя (греч. theore) здесь подразумевается нечто большее, чем простой взгляд мимоходом. Человеку нужно смотреть на своего брата так долго, чтобы суметь разобраться в ситуации. Но он затворяет от него сердце свое, или «не имеет к нему жалости». Греки полагали, что сердце являлось местом расположения всех эмоций, так что использование данного слова здесь указывает на эмоциональную сопричастность человека. В общем, для греков это понятие означало, что человек рассержен (хотя иногда эмоции были и в разуме). Тем не менее христианам это же выражение передавало идею сострадания. Если кому-то не хватало сил проявить сострадание, это говорило о том, что любовь Божия (здесь может подразумеваться как Божья любовь к нам, так и наша любовь к Богу) не пребывает в том.

Ст. 18 Снова мы встречаем обращение Дети мои!, здесь Иоанн побуждает их к истинной любви. Любовь — это не просто произносимые нами слова. Любить делом и истиною ценнее, чем словом или языком.

Ст. 19−24 Уверенность

Иоанн увещевает чувствительную совесть. Верующие должны жить перед Богом не в трепете и тревоге, а в спокойной уверенности.

Ст. 19 Еще один способ проверки: отсюда можно узнать, что мы от истины. Единственное место в послании, где это выражение применяется к людям (хотя те же слова использованы в 2:21). Оно выражает полную и абсолютную честность и указывает на истину Евангелия. Знать, что мы принадлежим истине, означает получить уверенность.

Ст. 20 Если сердце (наше) осуждает нас — это не очень существенно. Главное — это Божье осуждение или одобрение того, что происходит, так как Он знает все. Он знает наши побуждения и те дела любви, за которые мы и не ожидаем получить одобрение (см.: Мф 25:37−40). Он знает, что мы пребываем в Нем, и именно это важно, а не наше опасение. (Есть менее приемлемое толкование — что Бог, Судья, знает все наши проступки и может наказать нас.)

Ст. 21 Обетования Божьи таковы, что нет причины в них сомневаться. Мы можем положиться на Бога и имеем дерзновение к Нему. С тех пор как мы стали Его, нам нечего бояться

Ст. 22 Ответ на молитву, на первый взгляд, не является следствием того, что наше сердце не обвиняет нас. Но дерзновение — общее для обоих случаев, и ответы на молитвы неизбежно увеличивают наше дерзновение. Форма глаголов соблюдаем и делаем указывает на продолжительное действие. Сила в молитве возникает не от случайного порыва послушания, а от постоянной жизни в послушании. Далее говорится, что верующие делают благоугодное пред Ним. Это больше, чем простое исполнение заповедей. Здесь, как и в Нагорной проповеди, речь идет о духе заповедей; недостаточно придерживаться буквы закона.

Ст. 23 Заповедь Его определена в понятиях веры и любви. Единственное число указывает на то, что «необходимо лишь одно»; здесь нет огромного списка обременительных требований. Далее, вера и любовь заключены в одной заповеди; они имеют один источник. Вера — во имя Сына Его Иисуса Христа, где слово имя относится полностью ко всей личности; это вера в то, Кем является Иисус и что Он делает. Вторая часть заповеди — чтобы мы любили друг друга. Любовь и взаимная ответственность верующих — две самые важные темы этого послания. Слова как Он заповедал нам усиливают значение слов Его заповедь и подчеркивают тот факт, что Богу небезразлично, какую жизнь мы ведем. Время глагола веровали указывает на уже совершенный акт веры, тогда как любили означает продолжающиеся отношения.

Ст. 24 От единственного числа в ст. 23 мы возвращаемся к множественному: заповеди Его. Тот, кто соблюдает их, пребывает в Нем, и Он в том. Это взаимное постоянное пребывание — следующая характерная тема данного послания. Откуда мы знаем, что это действительно имеет место? По духу, который Он дал нам. Дух дается (незаслуженно), и этот Дух дает нам уверенность.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 1 послание Иоанна, 3 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Иоанна 3 глава в переводах:
1 Иоанна 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.