Захария 14 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Смотрите, вот уже близок День ГОСПОДЕНЬ. Награбленное у тебя враги поделят между собой у тебя же на глазах!
2 Я соберу1 на бой с Иерусалимом все народы: они захватят его, дома в нем разграбят, жен обесчестят. Половина города пойдет в плен, и лишь остаток тех, кто жил в нем, истребления избежит.
3 Выступит Господь и сразится с теми народами, как сражается Он в день брани!
4 Встанет Он на горе Масличной, что к востоку от Иерусалима, и разделится она под ногами Его надвое: полгоры к югу отойдет, а другая половина — к северу, и протянется между ними с востока на запад долина великая.
5 Тогда побежите вы по долине горы Господней,2 а она протянется до Ацаля, — побежите, как от землетрясения бежали во дни Озии, царя Иудеи. Тогда явится ГОСПОДЬ, Бог мой, а с Ним3 — все святые.
6 [6-7] В тот день не станет света, застынут в небе светила.4 И наступит нескончаемый День, ведомый лишь ГОСПОДУ: не день в обычном смысле и не ночь — в вечернее время забрезжит свет!
7
8 В тот День потекут из Иерусалима воды животворные:5 половина к морю Мертвому, половина к Средиземному морю.6 И будет это и зимой, и летом.
9 В тот День воцарится ГОСПОДЬ над всей землей: един ГОСПОДЬ, и имя Его — едино.
10 И вся эта земля от Гивы до Риммона,7 что к югу от Иерусалима, преобразится, станет плодородной долиной. Но Иерусалим останется на прежнем своем месте, наверху, протянувшись от Вениаминовых ворот до пределов Первых ворот, ворот угловых, от башни Хананеля8 до царской давильни.
11 Никогда уже не обрекут Иерусалим на уничтожение. И живущие в нем будут в полной безопасности.
12 А народам, чьи войска нападали на Иерусалим и его разоряли, воздаст ГОСПОДЬ по заслугам, поразит их болезнью: их плоть начнет гнить и отмирать, словно на ходячих мертвецах. Глаза в их глазницах истают, и языки во рту иссохнут.
13 Охватит их всех в тот День страшное смятение, ГОСПОДОМ ниспосланное: каждый будет хватать за руку своего ближнего и будут нападать друг на друга.
14 Иуда тоже будет сражаться в схватке за Иерусалим и соберет богатства окрестных народов: золото, серебро и одежды — в великом множестве.
15 И такая же напасть постигнет лошадей, и мулов, и верблюдов, и ослов, и прочих животных в станах тех народов.
16 После этого каждый, кто останется в живых из народов, нападавших на Иерусалим, станет из года в год приходить на поклонение Царю, ГОСПОДУ Воинств, и праздник Кущей станет и его праздником.
17 Если же какое из земных племен не пойдет на поклонение Царю, ГОСПОДУ Воинств, то не будет у него дождя.
18 И если какая-нибудь египетская семья не захочет пойти в Иерусалим на поклонение Богу, постигнет их та же напасть, которой поражает ГОСПОДЬ другие народы за отказ приобщиться к празднику Кущей.
19 Вот что ждет как Египет, так и прочие все народы, не почтившие праздника Кущей.
20 В День тот даже на колокольчиках конских станут писать: «Святыня ГОСПОДНЯ», а кухонная утварь в Храме ГОСПОДНЕМ будет почитаться священной, как чаши, стоящие перед жертвенником.
21 И будут все котлы в Иерусалиме и Иудее святыней ГОСПОДУ Воинств, так что всякий, кто придет принести жертву, сможет брать их и в них варить мясо жертвенных животных. А в Храме ГОСПОДНЕМ с того дня не будет более торговцев.9

Толкование Далласской семинарии

2. О ВОЗВРАЩЕНИИ ЦАРЯ (глава 14)

В этой главе — захватывающая дух картина возвращения Мессии Израиля, — победоносного возвращения Его как Царя, чья природа Божественна. В описании Захарии явственно чувствуются отзвуки таких эсхатологических Псалмов, как Пс 92, 95−96, 98, и — исполнение содержащегося в них предвиденья относительно воцарения Господа на Земле и вселенского характера Его Царства. В других книгах Священного Писания Царство это ассоциируется с правлением Мессии на троне Давидовом.

Картина, которая разворачивается в главе 14, начинается с последнего нападения язычников на Иерусалим незадолго до окончания времени великой скорби, продолжается в описании серии катастроф, которые настигнут врагов Израиля во второе пришествие Мессии, и установления Им тысячелетнего правления Его на земле; завершается глава стихами о том, как будет совершаться в Тысячелетнем царстве Богопоклонение народов в Иерусалиме.

а. Избавление Иерусалима от угрозы со стороны враждебных ему народов (14:1−3)

Зах 14:1. Нельзя не заметить, что в первых стихах главы 14 продолжается тема стихов 7−9 предыдущей главы. Это тема дня Господня, многогранная и таинственная, «дня», включающего в себя целые пласты времени. В 13:7−9 она повернута одним из своих «ракурсов» — повествованием о суде Божием над Израилем и о восстановлении Господом отношений с «переплавленным» и очищенным «остатком» его. В начале этой главы картина суда рисуется подробнее. Напомним, что в плане «судов Господних» тема Его дня возникает в Ветхом Завете многократно.

И в связи с теми «локальными» судами, которые провидели пророки в дни, хотя и удаленные от них, но не слишком, и в большей степени — в связи со страшными судами Его как в период великой скорби (к примеру, Соф 1:14−18), так и во второе пришествие Мессии (как здесь). Из Нового Завета (2Пет 3:10) следует, что включающий в себя пласты времени (как сказано было выше), или «следующий сквозь них», день Господень «объемлет» и Тысячелетнее царство Христа. В 14:1 так названо время последнего испытания для «остатка» иудеев (третьей части их; 13:8), когда Иерусалим сделается добычей врагов; награбленное в иудейской столице они станут делить посреди нее.

Зах 14:2. Война, по воле Господа, «всех народов» против Иерусалима, очевидно, подразумевает выступление против него вражеских армий, в которых представлены будут все народы. Эта осада Иерусалима явится, по-видимому, «первой стадией» той военной кампании, в которой «задействованы» будут объединенные силы язычников; Захария описывает ее в 12:2−9 (сравните с Авд 1:15; Откр 16:14, 16). Она известна под названием Армагеддонской битвы, но лучше определить ее именно как «кампанию».

Прежде чем народу Иудеи и жителям Иерусалима дана будет сила для одержания победы (Зах 12:6−8; 14:14) и прежде чем Сам Господь нанесет поражение их врагам (12:9; 14:12−15), языческие армии восторжествуют на короткое время; картина их «торжества» и описана в стих 2. Гибель города не будет, однако, окончательной. И часть его жителей уцелеет.

Зах 14:3. Тогда на стороне Своего народа выступит Господь, как это неоднократно бывало прежде, и чудесным образом поразит восставших на него.

Зах 14:4−5. Чудесной будет и та возможность спасения посредством бегства, которая откроется перед жителями Иерусалима. Ноги Мессии станут… в тот день, читаем в стихе 4, на горе Елеонской, которая восточнее Иерусалима. (На том самом месте, откуда произошло вознесение Его (Деян 1:11−12). Примечательно, что и в видении Иезекииля (Иез 11:23) слава Господа поднялась из Иерусалима и «задержалась» на некоторое время над той же горой, «которая на восток от города».) И в результате произойдет землетрясение, отчего гора Елеонская… раздвоится в направлении от востока к западу, и образуется весьма большая долина. Она протянется на восток от Иерусалима до Асила (местонахождение его неизвестно). По ней-то и побегут от врагов иерусалимляне. Может быть, долина эта то же, что долина Иосафата, о которой читаем у Иоиля (Иоиль 3:2, 12). Господь устами Захарии называет ее «долиной гор Моих».

Землетрясение во дни Озии упоминается в Ам 1:1, но не в исторических книгах Библии. Иосиф Флавий пишет о нем как о явлении Божиего суда над иудейским царем Озией за вторжение его в храм и самовольное совершение им священнической функции (2Пар 26:16). Захария говорит, что когда Господь возвратится, сопутствовать Ему будут все святые. Речь, возможно, идет об ангелах, но, может быть, и об искупленных душах (1Фес 3:13).

б. Установление Мессианского царства (14:6−11)

В «сердце» этого раздела стоит откровение о том, что «Господь будет Царем над всею землею», и что «имя Его (как олицетворение Его Самого) станет единым для всех» (стих 9). Утверждение это звучит в контексте предвещаемых изменений «всего и вся» на земле: законов освещения ее и, по-видимому, климата и рельефа. В тот день (здесь подразумевается тысячелетнее правление Иисуса Христа) упомянутые изменения распространятся именно на всю землю (не только на Иерусалим и Палестину).

1) Явление Царства (14:6−8).

Зах 14:6−7. Невозможностью для людей проникнуть сколько-нибудь глубоко в таинственную суть изменений, о которых было откровение Захарии, объясняется весьма разный смысл, который вкладывают в окончание стихов 6 и 7 переводчики и толкователи. Более или менее ясно, что исчезнет различие между днем и ночью: привычного землянам света не станет, потому что светила перестанут давать его (удалятся; по некоторым переводам: «сожмутся», «сгустятся»). (Существует и совсем иное прочтение второй фразы в стихе 6, а именно: «будет холод и сгущение воздуха.») Некий свет… явится… лишь в вечернее время. Так или иначе, прецедента тем природным явлениям, которые откроются во второе пришествие Христа, до сих пор людям известно не было.

Зах 14:8. В тот день (в тысячелетнее правление Мессии) в Иерусалиме начнет бить никогда не пересыхающий источник живой воды. Разделившись, часть ее потечет к морю восточному (Мертвому), а часть к морю Западному (Средиземному). Может быть, круглогодичное «питание» земли этой животворной водой приведет к непредставимому для нас плодородию ее. Соответствующие ему прообразы, аллегории и символы возникали и в видениях других пророков (Ис 27:6; 35:1−3, 6−7; Ам 9:13−14).

2) Господь станет Царем над всею землею.

Зах 14:9. Захария прозревает это и прежде, называя Его «Господом всей земли» (Зах 4:14; 6:5 сравните с Мих 4:13). Много позже, в подтверждение этого, апостол Иоанн назовет Его «Господом господствующих и Царем царей» (Откр 17:14; 19:16). Установив на земле Свое тысячелетнее Царство, Мессия получит общее признание, и как единственный истинный Бог сделается объектом поклонения всех (Откр 21:3).

3) Об обновлении Иудеи и безопасности Иерусалима.

Зах 14:10−11. Вся… земля Иудеи — от Гаваона на северной ее границе (Нав 21:17) до Реммона, на южной, вероятно, границе, километрах в 55 юго-западнее Иерусалима (Нав 15:32) чудесным образом сделается равнинной местностью; на фойе ее зримо возвысится над всеми прилегающими землями святой город Иерусалим — место обитания Мессии (сравните с Ис 2:2). Перечисленные здесь городские ворота служат вехами, «обнимающими» весь город.

Ворота Вениаминовы (Иер 37:13; 38:7), видимо, находились в восточной части северной стены; место первых ворот — неизвестно; угловые ворота находились в западной стене. Царские виноградные точила (прессы для выжимания винограда) находились, как полагают, сразу на юг от Иерусалима. Проклятие новых разрушений не будет более угрожать густонаселенному городу, жизнь в котором сделается вполне безопасной (сравните с Ис 32:18; 33:20; Ам 9:15; Мих 4:4; Зах 3:10).

в. О поражении врагов Израиля (14:12−15)

Зах 14:12−15. Это как бы «раздел в скобках». Захария описывает в нем вторую «стадию» объединенной кампании языческих армий против Иерусалима (сравните фразу все народы, которые воевали против Иерусалима, с 14:2). Именно на этой стадии враждебные иерусалимлянам армии будут разбиты (как описано это в 12:2−9).

Тут как бы подводится итог (стихи 12−15) всему, что последовательно произойдет в ходе их разгрома: а) смертельные удары как по людям, так и по животным, будет наносить Сам Господь (стих 12, 15; сравните с 12:4); б) нападающих на Иерусалим охватит паническое смятение, которое тоже будет от Господа (стих 13) и в) военные трофеи будут захвачены у тех, кто недавно грабили Иерусалим (стих 14; сравните со стихами 1−2). В англ. переводах Библии первая фраза стиха 14 звучит как Но и сам Иуда будет воевать в Иерусалиме (а не против него).

г. Поклонение народов Мессии-Царю (14:16−19)

Зах 14:16. После того, как Иерусалим сделается безопасным местом и центром вселенского правления Мессии (стихи 9−11), в этот святой город ежегодно станут приходить для богопоклонения все остальные, как передано это в русском тексте. Подразумеваются все оставшиеся в живых после страшных военных событий с участием Самого Господа. Речь не идет о еврейском «остатке», рассеянном среди народов, так как ко времени второго пришествия Мессии он уже вновь будет собран в своей земле.

Скорее тут имеются в виду гражданские лица из всех народов, чьи армии будут уничтожены Мессией при их нападении на Иерусалим (стихи 1−5; сравните с Откр 19:19). В Армагеддонской кампании будут уничтожены именно армии, а не мирное население их стран. Останутся выжившие и после совершения Богом судов Его над языческими народами, и эти «оставшиеся» войдут в Царство Христа как «овцы» Его; «козлы» доступа туда не получат (Мф 25:31−46).

То, что они станут приходить в Иерусалим для богопоклонения (Ис 2:2; 14:1; 66:23; Зах 8:23), не означает, что они в качестве прозелитов станут исповедовать иудаизм, как это бывало в ветхозаветные времена. Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей новой, вселенской, формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка — общими как для евреев, так и не-евреев («язычников»).

Центром новой религии будет Иерусалим, и, очевидно, она «воспримет» некие черты и аспекты, которые были присущи религиозной системе Ветхого Завета (либо обретет черты (аспекты, особенности) в чем-то схожие с ней). Захарии видится один из таких «аспектов»: ежегодное празднование праздника кущей (Лев 23:33−43; Зах 14:18−19). Потребность для «народов» регулярно приходить в Иерусалим частично будет объясняться присутствием там объекта их религиозного поклонения: Царя, Господа Саваофа, т. е. Иисуса Христа, Который будет править на троне Давидовом (2Цар 7:13, 16; Лк 1:32), из Иерусалима (Ис 24:43).

Зах 14:17−19. В свете сказанного выше относительно праздника кущей надо воспринимать эти стихи, в которых самая выживаемость народов, зависящая от плодородия их земель, ставится в прямую связь с их ежегодным богопоклонением в Иерусалиме.

д. Об особой святости Иудеи и Иерусалима в царствование Мессии (14:20−21)

Зах 14:20−21. В то время (то же, что «в тот день» в мессианском его значении) святость присуща станет всей жизни, во всех ее проявлениях. Главная мысль этих двух стихов, заключающих Книгу Пророка Захарии, в том, по-видимому, и состоит, что исчезнет самое различие между священным и несвященным: в Царстве Мессии освящение станет всеобщим, а все нечистое будет уничтожено полностью. Захария как бы иллюстрирует это на примерах, касающихся разных сторон жизни.

На уборах коней, которыми не будут более пользоваться в военных целях, можно будет начертать тогда то же, что на головном уборе первосвященника (Иер 28:36). Другими словами, кони, которые станут «атрибутами» гражданской жизни, тоже сделаются «святыней Господу» (символизируя святость гражданской жизни). Священным будет не только то, что принадлежит храму, религиозной жизни (обычные котлы в доме Господнем (или в храме Иезекииля; Иез 40−43) уподобляются священным жертвенным чашам пред алтарем), но и к жизни домашней (все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею.

И не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа. В Ветхом Завете понятие «хананей» символизировало все церемониально нечистое и Богу неугодное (к примеру, Ос 12:7, где «Хананеянин» есть символ бесчестного торговца). В Тысячелетний храм ничто нечистое не проникнет. Мы видим таким образом, что книга пророка Захарии, которая начинается с призыва к покаянию (Зах 1:2−6), завершается утверждением, что в тот день «все и вся» сделается святыней Господу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Здесь Богу приписывается действие, которое Он лишь допускает. Для достижения Своей вечной цели в борьбе со злом Он являет Свою верховную власть и тогда, когда использует враждебные Ему силы, позволяя им проявиться в полной мере.
5  [2] — Букв.: Моих гор.
5  [3] — Так в LXX и друг. пер.; букв.: с тобой, или иные переводят: к тебе.
6  [4] — Букв.: ослепительно яркие (звезды) застынут / заледенеют; друг. переводы: в тот день не будет ни холода, ни льда; масоретский текст неясен.
8  [5] — Букв.: живые воды; или: проточные.
8  [6] — Букв.: к морю восточному… к морю западному.
10  [7] — Т. е. от севера Иудеи до самых южных границ. Гива была в 10 км на северо-восток от Иерусалима, а Риммон — ок. 50 км на юго-запад.
10  [8] — Башня Хананеля, вероятно, была одним из защитных укреплений у северной стены города.
21  [9] — Букв.: ханаанеев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.