Захария 4 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ангел, прежде говоривший со мной, возвратился и разбудил меня, как обычно будят от глубокого сна.
2 Ангел спросил меня: «Что ты видишь?», я ответил: «Светильник вижу, весь из золота, сверху на нем чаша и семь лампад на семи ветвях, исходящих от чаши.
3 Еще две оливы вижу, справа и слева от чаши».
4 И я спросил говорившего со мной ангела: «Что это, господин мой?»
5 «Ты и вправду не понимаешь, что это означает?» — сказал он. «Нет, господин мой», — ответил я.
6 Тогда ангел объяснил мне: «Это слово ГОСПОДНЕ Зоровавелю, и значит оно: „Не воинской силой и не человеческой мощью, но Духом Моим“, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
7 Какой бы ты ни была великой, гора на пути Зоровавеля, осядешь ты — равниной станешь! Ибо надлежит ему завершить строительство и положить последний замковый камень при громком ликовании людей: „Благоволит, благоволит к нему Бог! “»
8 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
9 «Руками Зоровавеля положено основание этому Храму, эти же руки завершат его. (Тогда поймете вы, что Сам ГОСПОДЬ Воинств послал меня к вам.)
10 И кто осмеливался пренебрегать тем, казалось бы, незначительным днем, в который работа была начата, даже они будут радоваться, когда увидят в руке Зоровавеля отвес».
(«А те семь глаз, что видел ты прежде на камне, — это очи ГОСПОДА, что осматривают всю землю».)
11 Тогда я спросил у ангела: «Что это за две оливы справа и слева от светильника?»
12 И еще один вопрос обратил к нему: «Что это за ветви олив, изливающие золото, елей свой, по золотым ветвям светильника? »
13 Ангел ответил вопросом: «Так ты и этого не знаешь?» Я отвечал: «Не знаю, господин мой».
14 Тогда он объяснил мне: «Это двое елеем помазанных,1 предстоящих Владыке всей земли».

Толкование Далласской семинарии

5. ВИДЕНИЕ ЗОЛОТОГО СВЕТИЛЬНИКА И ДВУХ МАСЛИН (глава 4)

а. Описание видения (4:1−4)

Зах 4:1−4. Ангел, который говорил с Захарией, возвратился к нему, читаем в стихе 1. Это значит, что от предыдущих видений это (пятое) и последующие были отделены каким-то промежутком времени, когда Ангела с Захарией не было. Может быть, ослабело его пророческое вдохновение, и вместе с ним Ангел отошел от пророка, чтобы, возвратившись позднее, пробудить его от сна, т. е. из обычного для человека состояния вновь ввести в состояние экстатического созерцания (толкование на 1:7б−8а). В новом видении своем Захария видит светильник… из золота.

Вероятно, он подобен был тому, что стоял в израильской скинии (Исх 25:31−40). Известно, однако, что те светильники наполняли елеем священники, тогда как этот (следует из видения Захарии) наполнялся постоянно как бы автоматически, без участия людей. Три важных момента указывают на это. 1. Чашечка для елея была, по всей вероятности, подвешена над светильником (4:2). 2. Елей под действием силы тяжести поступал к каждой из семи лампад светильника по семи трубочкам (всего их таким образом было 49). 3. С правой и с левой стороны светильника было по масличному (оливковому) дереву, которые соединены были со светильником «двумя золотыми трубочками» (стихи 11−12); через них — то «золото» (стих 12; тут в значении золотого елея) и изливалось в «чашечку», а из нее поступало через 49 трубочек к 7 лампадам. Таким было одно из предположительных устройств светильника, увиденного Захарией.

Непосредственного ответа на свой вопрос что это? (относился ли он ко всему светильнику или к той или иной «части» его) Захария от Ангела не получил. Скорее всего вопрос его относился к «маслинам»; он повторяет его в стихе 12, где они названы «масличными ветвями», и тоже не сразу получает ответ — возможно, намерением Ангела было усилить звучание его в конце пятого откровения Захарии (стих 14).

б. О Зоровавеле (4:5−10а)

Зах 4:5−10а. Но прежде чем отождествить «две маслины» (или «масличные ветви») с «двумя помазанными» (стих 14), Ангел, как бы подготавливая к этому Захарию, обращает его духовное виденье на Зоровавеля, правителя (губернатора) Иудеи (сравните с Агг 1:1, 12, 14; 2:21). Из стиха 6 и 9 следует, что Зоровавель, чьи руки положили основание Дому сему (подразумевается, что под его руководством возобновилось строительство на фундаменте, заложенном прежде), и закончит строительство его, причем совершится это благодаря обильному излиянию Духа Божия на него и на строителей (стих 6). Надо ли говорить, что елей в лампадах прямо ассоциируется со Святым Духом! Это благодаря Его силе, а не воинством (военным могуществом) и… силою человеческими, храм будет восстановлен.

Как бы ни была велика гора препятствий, высящаяся теперь перед Зоровавелем, она обернется равниною (стих 7). Ангел Господень дает понять Захарии, что успех строительства образумит и скептиков: ты узнаешь, говорит Он (подразумевая, очевидно, что узнают это и они), что Бог всемогущий послал Меня к вам) здесь, возможно, в значении откровения, посылаемого Захарии, которое истолковывается ему Ангелом).

Краеугольный камень (стих 7) в этом контексте символизирует как начало, так и окончание строительных работ (некоторые понимают его как камень, увенчивающий все здание) под руководством Зоровавеля. Завершатся работы при всеобщих радостных восклицаниях: люди поймут и признают, что благодать Божия была на этом их деле.

Первосвященник Иисус, который был в центре предыдущего видения Захарии, в этом не появляется, но от этого связь между видениями не утрачивается.

Строительный отвес в руках Зоровавеля здесь, возможно, символизирует его изначальную инициативу и руководство восстановительными работами.

Кто может считать день сей маловажным? Тут подразумеваются упомянутые выше скептики, иудеи старшего поколения, видевшие прежний храм во всем его великолепии. Они не верили в успех нового строительства, и на здание, которое возводилось теперь, смотрели с презрением — ведь по внешней красоте и богатству оно не шло ни в какое сравнение с храмом, построенным при царе Соломоне! Езд 3:12−13; Агг 2:3. Пусть в день, когда строительство завершится, они оставят свои сомнения и поверят в то, что новый храм, уступающий прежнему по виду, будет прославлен более чем тот, подразумевал Ангел, «говоривший с Захарией».

в. Ангел объясняет символику двух масличных ветвей (4:10б−14)

Зах 4:10б−14. В стихе 10 символически говорится о том, что на дело, завершенное под руководством Зоровавеля, радостно смотрят… очи Господа. Те семь сказано о них. Тут, возможно, содержится ответ на вопрос Захарии, записанный в стихе 4. Тогда Ангел прямо не ответил на него. Семь светочей (лампад; стих 2) уподоблены очам всевидящего Господа: они объемлют взором всю землю, и ничто не укроется от них. Так думают одни комментаторы. Другие склонны думать, что речь тут о тех же «семи очах», о которых говорится в 3:9.

«Маслины» в русском тексте (стих 3) означают масличные деревья. Масличные ветви, как и две золотые трубочки, возникают в видении Захарии только здесь. Очевидно, эти ветви, покрытые плодами, изливали свой елей в золотые трубочки, который по ним поступал в чашу, а затем — через 49 трубочек — к семи лампадам. Ангел устраняет недоумение пророка относительно двух масличных ветвей (стих 3 и 11), открыв ему, что эти «несущие елей» ветви символизируют тех двоих, которые помазаны елеем, чтобы служить Господу всей земли (стих 14).

Помазание посвящения совершалось, как известно, в отношении царей, первосвященников и иногда — пророков (к примеру, 3Цар 19:16). Здесь объектами его становятся Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, которые прообразуют собою — в качестве первосвященника и царя — Мессию. Светильник в таком случае, по-видимому, символизирует Израиля, как источник света для народов (Ис 42:6; 49:6), потенциально уже в дни Захарии. Но в полную меру он станет таковым в тысячелетнее правление Христа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Избранники, или помазанники — вероятно, имеются в виду потомок царя Давида Зоровавель и первосвященник Иисус; букв.: сыновей елея / свежего оливкового масла.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.