Деяния 2 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Наступил день Пятидесятницы, и пребывали все они вместе,1
2 когда внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по одному на каждого из них.
4 И исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, получив этот дар от Духа.2
5 В Иерусалиме в то время находились благочестивые иудеи, живущие среди всякого народа на всей земле,
6 и на этот шум собралось их великое множество. Все они пришли в полное смятение, потому что каждый из них слышал, как исполнившиеся Духом3 говорили на его наречии.
7 Пораженные этим, они с изумлением спрашивали: «Разве все эти люди, что сейчас говорят, не галилеяне?
8 Почему же каждый из нас может слышать их на своем родном языке?
9 А здесь и парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,4
10 Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Киринеи ливийской, и пришедшие из Рима,
11 как иудеи, так и обращенные из язычников,5 критяне и арабы — и все мы слышим, как они говорят на наших языках о великих делах Божиих!»
12 И все удивлялись, в недоумении спрашивая друг друга: «Что всё это значит?»
13 Некоторые же, насмехаясь, говорили: «Они выпили слишком много сладкого вина».
14 Тогда Петр встал вместе с одиннадцатью апостолами и громко заявил собравшимся: «Братья мои иудеи и все, живущие в Иерусалиме! Пусть это будет вам известно, прислушайтесь к словам моим.
15 Не пьяны эти люди, как вам показалось: еще только девять часов утра.
16 Нет! Просто сейчас сбывается сказанное чрез пророка6 Иоиля:
17

„В последние дни, — говорит Бог, — изолью Дух Мой7 на всех:8
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши,
юноши ваши видения будут видеть,
вашим старцам будут сниться сны пророческие.

18

Также и на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни изолью Дух Мой: и будут пророчествовать.

19

И явлю чудеса на небе, вверху,
и знамения на земле, внизу:
кровь, огонь и клубы дыма.

20

Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь,
прежде чем придет День Господень, великий и достославный.

21

Всякий, кто в молитве призовет имя Господне,9
спасен будет“.10

22 Братья израильтяне! Выслушайте то, что я должен сказать вам об Иисусе, пришедшем из Назарета,11 о Котором Бог засвидетельствовал вам. Бог через Него сотворил среди вас великие дела, чудеса и знамения, как вы и сами знаете.
23 Его, отданного вам во власть по замыслу и предвидению12 Божьему, вы убили, пригвоздив ко кресту руками нечестивых людей.13
24 Но Бог воскресил Его, сделав бесплодными все потуги смерти:14 она не могла удержать Его.
25 Ведь это о Нем говорит Давид:

Видел я перед собою Господа всегда,
и дабы я не поколебался, Он — по правую руку мою.

26

Потому сердце мое радуется и язык мой ликует,
даже плоть моя будет покоиться в надежде,

27

ибо Ты не оставишь меня15 во власти смерти16
и не дашь Святому Твоему в тлен обратиться.

28

Ты указал мне пути, что ведут к жизни,
и исполнишь меня радости пред лицом Твоим“.17

29 Братья мои! Могу сказать вам прямо:18 патриарх Давид умер, погребен, и гробница его сохранилась у нас до сего дня.
30 Давид был пророком и знал, что Бог с клятвою пообещал ему возвести на его престол одного из потомков его.19
31 Он-то и предсказал воскресение Христа,20 что не будет оставлен Он во власти смерти и плоть Его не увидит тления.21
32 Иисус есть Тот, Кого Бог воскресил, чему мы все свидетели.
33 Вознесенный по правую руку Бога,22 Он принял от Отца обещанного Духа Святого; а то, что вы [и] видите, и слышите, и есть излитие этого Духа.23
34 Сам Давид никогда не восходил на небеса, однако он говорит:

Сказал Господь Господу моему:
Сядь по правую руку Мою,

35

доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим“.24

36 А потому, — продолжал Петр, — пусть твердо знает весь Израиль, что Тот Иисус, Которого вы распяли, и есть Господь и Мессия».25
37 Слова эти отозвались острой болью в сердцах слушающих, и спросили они Петра и остальных апостолов: «Что нам делать, братья?»
38 «Покайтесь,26 — [сказал] им Петр, — и пусть каждый из вас примет крещение во имя Иисуса Христа, тогда простятся вам грехи ваши, и вы получите дар Святого Духа.
39 Этот дар обещан вам, детям вашим. Он обещан и всем тем, кого еще призовет Господь, Бог наш, как бы далеко они ни жили ».
40 И, приводя много разных доводов, он настоятельно убеждал27 и увещевал их, говоря: «Спасайтесь от этого испорченного, идущего к гибели поколения!»
41 Тогда все, кто с верой принял сказанное Петром, были крещены. И число уверовавших возросло в тот день примерно на три тысячи человек.
42 Неустанно внимали они словам апостолов и твердо держались всего, чему те учили,28 пребывая в братском общении, в преломлении хлеба и в молитвах.
43 В то время многие чудеса и знамения совершались через апостолов, и все29 были исполнены благоговейного трепета.
44 Все уверовавшие постоянно пребывали вместе, и всё у них было общее.
45 Они продавали свои имения, личные вещи, а вырученные деньги разделяли между всеми, в зависимости от нужд каждого.
46 Изо дня в день все они как один собирались30 в Храме, а в домах своих они совершали преломление хлеба и принимали пищу с радостью и открытым сердцем,
47 за всё прославляя Бога. И в народе все были к ним расположены, и Господь каждый день прибавлял к ним31 всё новых спасаемых.

Комментарии Скоуфилда

4 Дух Святой, Новозаветное резюме (см. Мал 2:15, примеч.):

1) Дух Святой открывается как Божественная Личность. Об этом ясно говорится (например, Ин 14:16−17, 26; 15:26; 16:7−15; Мф 28:19) и всюду подразумевается.

2) Откровение о Нем дается не сразу, а постепенно:
а) в Ветхом Завете (см. Мал 2:15, примеч.). Он нисходит на кого хочет, по-видимому, без каких-либо предварительных условий».
б) Живя на земле, Иисус учил Своих учеников (Лк 11:13), что они могут получать Духа по молитве Отцу.
в) Перед концом Своего служения Он обещал им, что будет Сам просить об этом Отца, и что в ответ на Его молитву будет послан Утешитель, чтобы пребывать в верующих (Ин 14:16−17).
г) В вечер после Своего воскресения Он явился ученикам в горнице, «дунул и сказал: примите Духа Святого» (Ин 20:22), но при этом не велел им приступать к служению, пока Дух Святой не сойдет на них (Лк 24:49; Деян 1:8).
д) В день Пятидесятницы Дух сошел на группу верующих (Деян 2:14).
е) После Пятидесятницы, пока Евангелие проповедовалось только евреям, Дух передавался тем, кто веровал, через возложение рук (Деян 8:17; 9:17 и т. д.).
ж) Когда же Петр открыл двери Царства язычникам (Деян 10), Дух Святой немедленно и без каких-либо иных условий, кроме веры, дан был тем, кто уверовал (Деян 10:44; 11:15−18). После чего это сделалось постоянно действующим фактором на весь период Церкви. Каждый верующий повторно рождается от Духа (Ин 3:3, 6 ; 1Ин 5:1); Дух поселяется в нем и таким образом делает его тело Своим храмом (1Кор 6:19; Рим 8:9−15; 1Ин 2:27; Гал 4:6); верующие крещены Духом (1Кор 12:12−13; 1Ин 2:20, 27), и следовательно запечатлены печатью Духа для Бога (Еф 1:13; 4:30).

3) Новый Завет делает различие между обладанием Духом, что верно в отношении всех верующих, и исполнением Духом, что является преимуществом и обязанностью верующего (ср. Деян 2:4; 4:29−31; Еф 1:13−14; 5:18), — «Одно крещение (Духом), многократное исполнение (Духом)».

4) Дух Святой связан со Христом уже при зачатии Его (Мф 1:18−20; Лк 1:35), в крещении (Мф 3:16; Мк 1:10; Лк 3:22; Ин 1:32−33), в земной жизни и служении Его (Лк 4:1, 14), в воскресении Его (Рим 8:11), и как Его свидетель на протяжении века сего (Ин 15:26; 16:8−11, 13−14.

5) Дух Святой созидает Церковь (Мф 16:18; Евр 12:23, примеч.) посредством крещения всех верующих в единое Тело Христово (1Кор 12:12−13). Каждому члену этого тела Он дает дары для той или иной формы служения (1Кор 12:7−11, 27, 30), Он руководит членами Тела Христова в их служении (Лк 2:27; 4:1; Деян 16:6−7) и Сам является движущей силой его (Деян 1:8; 2:4; 1Кор 2:4).

6) Дух Святой пребывает в собрании верующих, из которых состоит каждая поместная церковь, созидая из них (всех вместе) — храм (1Кор 3:16−17).

7) Христос указывает на три аспекта личных взаимоотношений Духа с верующим: Он пребывает «с» ним, «в» нем и «на» нем (Ин 14:17; Лук. 24.49; Деян 1:8). Дух пребывает «с ним» — означает, что Бог приближается к душе, обличая ее во грехе (Ин 16:9) и представляя ей Христа как предмет веры (Ин 16:14), даруя ей веру (Еф 2:8) и возрождая ее (Ин 3:3−16). «В нем» — говорит о пребывании Духа в теле верующего человека (1Кор 6:19), которому Он дает одерживать победу над плотью (Рим 8:2−4; Гал 5:16−17) и вырабатывать христианский характер (Гал 5:22−23), помогает в немощах (Рим 8:26), которого вдохновляет на молитву (Еф 6:18); благодаря действию Духа верующий получает доступ к Богу, глубоко осознавая происходящее (Еф 2:18); через пребывание Духа в верующем осуществляется его сыновство (Гал 4:6); Дух дает ему применять Св. Писание для своего очищения и освящения (Еф 5:26; 2Фес 2:13; 1Пет 1:2), Он утешает его и ходатайствует о нем (Деян 9:31; Рим 8:26), Он являет ему Христа (Ин 16:14).

8) Вот грехи, которые могут быть совершены неверующим против Духа Святого: хула (Мф 12:3(), противление (Деян 7:51), оскорбление (Евр 10:29). Грехи, порой совершаемые верующими против Духа Святого, таковы: допущение зла в сердце свое или жизнь, что оскорбляет Духа (Еф 4:30−31), и «угашение» Его в себе через непослушание (1Фес 5:19). Правильно относиться к Духу — это быть покорным Его руководству в хождении нашем и служении, и проявлять постоянную готовность к тому, чтобы Он «удалял от нас» все, что огорчает Его, или препятствует действию Его силы (Еф 4:31).

9) Символами Духа являются: а) елей (Ин 3:34; Евр 1:9); 6) вода (Ин 7:38−39); в) ветер (Деян 2:2; Ин 3:8); г) огонь (Деян 2:3); д) голубь (Мф 3:16); е) печать (Еф 1:13; 4:30); ж) залог (Еф 1:14).

14 Главная мысль проповеди Петра в день Пятидесятницы выражена в ст. 36. Она состоит в том, что Иисус — Мессия. Петр не мог бы сделать заявления более неприемлемого для иудеев — ведь они отвергли мессианские притязания Иисуса и распяли Его. Поэтому и выступил Петр с упомянутым заявлением не прежде, чем готов был ответить на все возможные возражения иудеев. Главной трудностью в отношении евреев было очевидное неосуществление ясного и неоднократно повторенного пророческого обетования, что вновь собравшись, Израиль утвердится на своей земле под властью обещанного ему Царя (напр., Ис 11:10−12; Иер 23:5−8; Иез 37:21−28). В отличие от объяснения, предложенного поначалу Римской церковью и поддержанного впоследствии некоторыми протестантскими комментаторами, что завет и обетования должны исполниться в Церкви, т. е. в «духовном смысле», Петр показывает (2:25−32), исходя из Пс 15:8−11, что сам Давид понимал: завет исполнит умерший и воскресший Христос, Который воссядет на его престоле (Лк 1:32−33). С той же самой трудностью столкнулся и Иаков (Деян 15:14−17). См. «Царство» (В. З.), Зах 12:8; (Н. З.), Лк 1:33; 1Кор 15:24.

17 Следует видеть различие между «последними днями» в предсказании, относящемся к Израилю, и «последними днями» в предсказании, касающемся Церкви (1Тим 4:1−3; 2Тим 3:1−8; Евр 1:1−2; 1Пет 1:4−5; 2Пет 3:1−9; 1Ин 2:18−19; Иуд 17−19). Нельзя также путать «последние дни» (множественное число) и «последний день» (единственное число); второе выражение относится ко дню воскресения и ко дню страшного суда (Ин 6:39−40, 44, 54; 11:24; 12:48. «Последние дни» в применении к Церкви начались с пришествием Христа (Евр 1:2), но это же выражение применяется и для обозначения времени в конце века сего, когда произойдут разного рода отклонения и отступления (2Тим 3:1; 4:4). «Последние дни» по отношению к Израилю — это дни возвышения и благословения его, и тут они имеют то же значение, что и век Царства (Ис 2:2−4; Мих 4:1−7). Они «последние» не в плане данного периода, то есть «периода благодати», но в плане всей истории Израиля.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: в (полном) единодушии.
4  [2] — Букв.: как Дух давал им вещать.
6  [3] — Букв.: как они.
9  [4] — См. в Словаре Асия.
11  [5] — Букв.: так и прозелиты.
16  [6] — См. в Словаре Пророк.
17  [7] — Букв.: от Духа Моего; то же в ст. 18.
17  [8] — Букв.: на всякую плоть.
21  [9] — Выражение «призвать имя Господа» близко по значению в Библии таким понятиям, как: «воздать поклонение Богу» или «совершать богослужение».
21  [10] — Иоиль 2:28−32 (LXX).
22  [11] — Букв.: об Иисусе Назарянине, Муже.См. примеч. к Мф 2:23.
23  [12] — Или: предведению.
23  [13] — Или: язычников; букв.: беззаконных.
24  [14] — Или: прекратив муки смерти.
27  [15] — Букв.: душу мою.
27  [16] — Или: в могиле; то же в ст. 31.
28  [17] — Или: и присутствие Твое наполнит меня радостью. Пс 16 (15):8−11 (LXX).
29  [18] — Или: смело/уверенно.
30  [19] — Пс 132 (131):11.
31  [20] — Или: Мессии. См. в Словаре Мессия.
31  [21] — Пс 16 (15):10.
33  [22] — Или: десницей Божией вознесенный.
33  [23] — Букв.: Он излил то, что вы видите и слышите. В этом случае «то» может относиться и к Духу, и к исходящим от Него дарам.
35  [24] — Пс 110 (109):1 (LXX).
36  [25] — Букв.: знает дом Израиля, что Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса…
38  [26] — См. в Словаре Покаяние.
40  [27] — Букв.: свидетельствовал.
42  [28] — Букв.: они же постоянно пребывали в учении апостолов.
43  [29] — Букв.: всякая душа.
46  [30] — Букв.: единодушно пребывали.
47  [31] — В некот. рукописях: к Церкви/к церкви.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.