От Марка 6 глава

Евангелие от Марка благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 После этого Иисус* оставил их и направился в свой родной город, а ученики* последовали за ним.
2 В Субботу* он учил в синагоге, и многие из слушавших поражались. Они спрашивали: "Откуда у этого человека всё это? Что за мудрость дана ему? Что это за чудеса, которые он творит?
3 Разве он не простой плотник, сын Марии*, брат Иакова* и Иосифа*, Иуды* и Симона*? И не с нами ли здесь его сёстры?" И они затаили обиду на него.
4 Но Иисус* сказал им: "Единственное место, где не уважают пророка, — в его родном городе, среди его родных и в его собственном доме".
5 Поэтому он не мог совершить там никаких чудес, только возложил на некоторых больных руки и излечил их.
6 Он поражался тому, что у них не было веры. Иисус* прошёл по близлежащим городам и селениям и учил там.
7 Он призвал Двенадцать и стал посылать их по двое, наделяя их властью над нечистыми духами.
8 Он напутствовал их: "Не берите ничего в дорогу, кроме посоха — ни хлеба, ни мешка, ни денег в поясе.
9 Обуйтесь, но не берите запасной рубашки.
10 Всякий раз, входя в дом, оставайтесь там, пока не покинете то место;
11 и если люди в каком-то месте не примут вас радушно, и откажутся вас слушать, тогда, уходя, отряхните пыль с ног в качестве предостережения им".
12 Итак, они отправились в путь и проповедовали людям о том, чтобы они отвернулись от грехов и обратились к Богу,
13 изгнали множество бесов, мазали многих больных маслом и исцеляли их.
14 Тем временем об этом прослышал царь Ирод, так как слава Иисуса* разнеслась повсюду. Некоторые говорили: "Иоанн Креститель* воскрес из мёртвых; вот почему в нём действуют чудотворные силы".
15 Другие утверждали: "Это Илия*!" А третьи говорили: "Он пророк, подобный древним пророкам".
16 Но когда Ирод услышал об этом, он сказал: "Иоанн*, которого я обезглавил, воскрес".
17 Потому что Ирод послал за Иоанном*, чтобы его схватили и сковали цепью в темнице из-за Иродиады, жены его брата. Ирод женился на ней,
18 а Иоанн* сказал ему: "Ты нарушаешь Пятикнижие*, взяв в жёны жену своего брата".
19 Поэтому Иродиада затаила злобу на него и хотела, чтобы его казнили. Но она не смогла добиться этого,
20 потому что Ирод боялся Иоанна* и оберегал его, так как знал, что это праведник*, святой человек. Всякий раз, слушая его, он терял покой, тем не менее, ему нравилось слушать его.
21 Наконец, возможность представилась. Ирод устроил пир по случаю дня своего рождения для знати, военачальников и старейшин Галилеи*.
22 Дочь Иродиады вошла и танцевала, и доставила удовольствие Ироду и его гостям. Царь сказал девушке: "Проси у меня всё, что хочешь, я дам тебе";
23 и клялся ей: "Что бы ты ни попросила, я дам тебе, даже до половины своего царства".
24 Тогда она вышла и сказала своей матери: "Чего мне попросить?" Та отвечала: "Голову Иоанна Крестителя*".
25 Дочь тотчас поспешила обратно к царю и объявила о своей просьбе: "Хочу, чтобы ты подал мне прямо сейчас на блюде голову Иоанна Крестителя*".
26 Ирод ужаснулся, но из-за уважения к клятвам, которыми он клялся перед зваными гостями, не захотел нарушать данное ей слово.
27 И царь немедленно послал солдата из своей личной охраны, распорядившись принести голову Иоанна*. Солдат отправился и обезглавил в темнице Иоанна*,
28 принёс его голову на блюде и отдал девушке; а та отдала её своей матери.
29 Когда об этом узнали ученики* Иоанна*, они пришли, забрали тело и погребли его.
30 Посланные Иисусом* проповедовать, вернулись к нему и рассказали обо всём, что совершили и чему учили.
31 Множество людей непрерывно то приходило, то уходило, так что им некогда было даже поесть, и тогда он сказал им: "Пойдёмте со мной туда, в пустынное место, и там вы сможете отдохнуть".
32 Они направились в уединённое место;
33 но люди из разных городов, видя, как они уплывают, и узнав их, побежали туда по суше и опередили их.
34 Сойдя на берег, Иисус* увидел огромную толпу. Исполненный сострадания к ним, ибо они походили на овец без пастуха, он начал их учить.
35 К тому времени было уже поздно. Ученики* подошли к нему и сказали: "Место это отдалённое, а время позднее.
36 Отошли людей, пусть пойдут и купят себе пищи в селах и городах поблизости".
37 Но он ответил им: "Вы сами дайте им что-нибудь поесть!" Они отвечали: "Нам что же, пойти потратить несколько тысяч на хлеб и накормить их?"
38 Он спросил у них: "Сколько у вас с собой хлеба? Пойдите и посмотрите". Проверив, они сказали: "Пять лепёшек. И две рыбы".
39 Затем он велел людям сесть группами на зелёной траве.
40 Они расположились группами, по пятьдесят и сто человек.
41 Тогда он взял пять лепёшек и две рыбы и, глядя в небеса, произнёс благословение*. Потом разломил лепёшки и стал передавать ученикам*, чтобы те раздавали людям. Он также поделил на всех две рыбы.
42 Все они ели досыта
43 и наполнили доверху двенадцать корзин оставшимися кусками хлеба и рыбы.
44 Евших хлеб насчитывалось пять тысяч мужчин.
45 Сразу после этого Иисус* велел ученикам* сесть в лодку и переправиться раньше него на другой берег озера, к Вифсаиде*, пока он отошлёт народ.
46 Оставив их, он отправился в горы помолиться.
47 Когда настала ночь, лодка была на озере, а он оставался один на суше.
48 Он увидел, что им с трудом удаётся грести, так как дул встречный ветер; тогда, примерно в четыре часа утра, он подошёл к ним, ступая по озеру! Он собирался подойти сбоку;
49 они увидели, что он идёт по озеру, и решили, что это призрак и громко закричали от испуга;
50 А он заговорил с ними: "Смелее, это я. Не бойтесь!"
51 Он вошёл к ним в лодку, и ветер стих. Они были шокированы,
52 потому что урок с лепёшками ничему не научил их; напротив, сердца их ожесточились.
53 Переправившись, они стали на якорь и высадились в Гиносаре.
54 Как только они выбрались из лодки, люди узнали их,
55 обежали всю округу и стали приносить к нему больных на носилках.
56 Куда бы он ни направился, в маленькие и большие города или селения, они приносили больных на рыночные площади. Они умоляли его позволить им коснуться хотя бы ритуальной кисти* на его одежде, и каждый, кто прикасался, исцелялся.

Новой Женевской Библии

6:1 отечество. Т.е. город Назарет, расположенный в сорока километрах от Капернаума и моря Галилейского.

ученики Его. Двенадцать апостолов.

6:2 Суть вопросов, которые задавали себе жители Назарета, слушая Иисуса, сводится к одному: чьей силой Он все это делает и от кого получил Свои знания и мудрость. Возможны два варианта ответа: это было дано Ему либо Богом, либо сатаной (ср. 3:22).

6:3 плотник. Это слово может значить также «строитель».

сын Марии. По иудейскому обычаю мужчину не принято было называть «сын матери» — он был «сын отца». Употребление в данном случае такого именования носило откровенно выраженный оскорбительный характер.

6:4 В данном случае Иисус уподобил Себя ветхозаветным пророкам (см. ст. 15), чьи предсказания отвергались и осмеивались.

6:5 не мог совершить там никакого чуда. Иисус никогда не совершал бессмысленных чудес (т.е. чуда ради самого чуда) и не давал знамений ради развлечения досужей толпы (см. Мф 12:39). Все Его чудеса продиктованы их потребностью и даже необходимостью для людей (исцеления, воскрешения, усмирение стихии, изгнание бесов и т.д.). Здесь же никто не просил у Него помощи, поскольку мало кто верил в Него — только те несколько человек, которых Он исцелил.

6:7 двенадцать. Двенадцать апостолов уже были назначены (см. ком. к 3:14) и получили особое откровение относительно тайны личности Иисуса и Его миссии (см. ком. к 4:10, 11), а теперь они получают позволение принимать участие в Его служении и пользоваться Его властью.

по два. Библейский принцип, заключающийся в том, что свидетелей должно быть, по меньшей мере, двое (Чис 35:30; Втор 17:6; Втор 19:15; Мф 18:16; Ин 8:17; 2Кор 13:1; 1Тим 5:19; Евр 10:28), применялся и в миссионерском служении древней Церкви: в НЗ говорится о таких парах благовестников, как Петр и Иоанн (Деян 3:4; Деян 4:1), Павел и Варнава (Деян 13:2), Павел и Сила (Деян 15:40).

6:8 хлеба. В Мф 10:10 объясняется причина такого наставления: «трудящийся достоин пропитания».

6:11 отрясите прах. Правоверные иудеи стряхивали пыль со своей обуви после того, как им случалось путешествовать по «нечистой» земле, т.е. земле, населенной язычниками. Отказ принять Евангелие вызывает подобное обвинительное «свидетельство».

6:14 Царь Ирод. Ирод Антипа I, сын Ирода Великого, был тетрархом, т.е. управлял четвертой частью царства своего отца.

6:17 жену Филиппа, брата своего. Иродиада, вторая жена Ирода, была дочерью Аристовула, сводного брата Ирода, и женой другого сводного брата Ирода — Филиппа (у них была дочь Саломия); т.е. Иродиаде оба ее мужа (первый — Филипп и второй — Ирод) приходились как бы дядьями. Ирод развелся со своей первой женой (дочерью арабского царя Ареты IV), Иродиада — со своим первым мужем, и поженились. Иоанн Креститель постоянно обличал Ирода за этот незаконный и греховный брак.

6:30 Апостолы. Первый и единственный раз Марк называет учеников апостолами; дважды (3:14 и 6:7) он называет их словом «двенадцать».

6:31 одни. Ученики остались одни с Иисусом, без «приходящих и отходящих». Это был промежуток времени между их отчетом Иисусу о том, «что сделали и чему научили» (ст. 30) и чудом насыщения пяти тысяч, когда Иисус, обращаясь к ним, сказал: «...вы дайте им есть» (ст. 37).

6:32 в пустынное место... одни. Этот стих является преамбулой к ст. 33−52 и как бы настраивает на ассоциацию с исходом народа израильского из Египта: там тоже действие происходило в пустыне и народ был один, т.е. наедине с Богом, от Которого он только и мог ожидать помощи и поддержки.

6:34 сжалился над ними. Это же чувство Иисус испытывает при насыщении четырех тысяч человек, однако мотивируется оно в обоих случаях по-разному, и действия Иисуса, вызванные жалостью к людям, также различны. В данном случае речь идет о пяти тысячах иудеев, и Иисус, сжалившись, «начал учить их много»; при насыщении четырех тысяч язычников (см. ком. к 8:3) Иисус сказал: «Жаль Мне народа, что ... нечего им есть» (8:2). Об иудеях нельзя было сказать, что им нечего есть — с ними был «хлеб жизни» (Ин 6:35), «сшедший с небес» (Ин 6:41), но «они были как овцы, не имеющие пастыря», который накормил бы их имеющимся хлебом. Что, собственно, Иисус и сделал: «начал учить их много».

овцы, не имеющие пастыря. Образ, применявшийся ветхозаветными пророками к израильскому народу (Иер 50:6; Иез 34:1−10).

6:36 хлеба. Слово «хлеб», кроме своего прямого значения, используется и как образное название учения Христа (см. ком. к 6:34).

6:38 две рыбы. В первые века христианства графическое изображение рыбы являлось символом Христа.

6:39 на зеленой траве. Ср. Иез 34:14. Упоминание о траве свидетельствует, что выражение «пустынное место» следует понимать в смысле «безлюдное».

6:42 ели все и насытились. См. ком. к 6:38.

6:43 и набрали. Наполнили умы и сердца свои услышанным словом Божиим, запомнили, чтобы, унеся услышанное с собой, поделиться им с другими.

двенадцать полных коробов. По числу колен Израилевых; иными словами — духовной пищи должно было хватить для всех, кто захочет ее вкушать.

6:44 около пяти тысяч мужей. Людей, способных к пониманию тайн Царства Божия (см. ком. к 6:36).

6:47−51 Более подробно см. Мф 14:24−33.

6:48 четвертой стражи. Т.е. между тремя и шестью часами утра.

6:49 призрак. Привидение, фантом.

6:50 это Я. Этим же словосочетанием в Септуагинте (греческом переводе ВЗ) передается личное имя Бога «Я есмь», которое было открыто Моисею (Исх 3:14).

6:52 не вразумились чудом над хлебами. См. ком. к 6:36.

сердце их было окаменено. Ученикам даны были тайны Царства Божия (см. ком. к 4:11), но окаменевшие сердца их не позволяли пользоваться этим даром (см. ком. к 4:13).

6:56 коснуться... одежды Его. См. ком. к 5:30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.