От Марка 6 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Иисус вышел оттуда и отправился в Свой родной город, а Его ученики следовали за Ним.
2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге, и многие, слушая Его, изумлялись и говорили:
«Откуда у Него это учение? И что за мудрость Ему дана, что такие чудеса совершаются Его руками?
3 Разве Он не плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? И не здесь ли среди нас Его сёстры?»
И они не захотели признать Его.
4 Иисус сказал им:
«Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе, среди своих и в своём доме».
5 И не мог Он совершить там никакого чуда; только на нескольких больных возложил руки и исцелил их.
6 Иисус очень удивлялся их неверию. Затем Он пошёл по селениям учить людей.
7 Иисус, призвав к Себе двенадцать апостолов, начал рассылать их по двое и дал им власть над нечистыми духами.
8 Он наказал им:
«Не берите с собой ничего, кроме дорожного посоха: ни хлеба, ни суму, ни денег в поясе.
9 Обуйтесь в сандалии и возьмите только ту одежду, что на вас.
10 В какой бы дом вы ни вошли, оставайтесь там, пока не покинете тот город.
11 И если в каком-то месте вас не примут или не станут слушать, то, выходя оттуда, отряхните пыль со своих ног. Это будет для них предупреждением».
12 Апостолы пошли и стали проповедовать, чтобы люди покаялись.
13 Они изгоняли множество бесов и многих больных натирали оливковым маслом и исцеляли их.
14 Царь Ирод услышал об Иисусе, потому что Его имя стало хорошо известно. Некоторые говорили:
«Иоанн Креститель воскрес из мёртвых и поэтому может творить чудеса».
15 Другие говорили:
«Он Илия».
А третьи утверждали:
«Он пророк, подобный одному из пророков древних времён».
16 Но, услышав это, Ирод сказал:
«Иоанн, которого я обезглавил, воскрес».
17 Ирод сам отдал приказ схватить Иоанна и заточить его в темницу из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа, на которой он потом сам женился.
18 Это произошло потому, что Иоанн всё время говорил Ироду:
«Тебе не положено брать в жёны жену твоего брата».
19 И Иродиада, затаив злобу против Иоанна, хотела его убить, но не могла этого сделать,
20 так как Ирод боялся Иоанна, потому что знал, что он человек праведный и святой, и поэтому берёг его. Ирод с удовольствием слушал проповеди Иоанна, хотя они его всегда беспокоили.
21 Наконец у Иродиады появилась возможность убить Иоанна. По случаю своего дня рождения Ирод устроил пир для своих вельмож, военных трибунов и галилейских старейшин.
22 И когда дочь Иродиады вошла и стала танцевать, то так угодила Ироду и его гостям, что царь сказал девочке:
«Проси у меня что хочешь, и я дам тебе это».
23 Царь поклялся ей:
«Я дам тебе всё, что ты только захочешь, хоть половину моего царства».
24 Она вышла и спросила у матери:
«Что мне попросить?»
А та ответила:
«Голову Иоанна Крестителя».
25 Девочка сразу же поспешила к царю и попросила:
«Я хочу, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
26 Царь сильно опечалился, но так как он поклялся при гостях, то не захотел отказать ей.
27 Поэтому царь тотчас же послал солдата и приказал ему принести голову Иоанна. Тот пошёл, отсёк Иоанну голову в темнице,
28 принёс её на блюде и отдал девочке, а та преподнесла её матери.
29 Когда ученики Иоанна услышали об этом, они пришли, взяли его тело и положили в гробницу.
30 Апостолы собрались вокруг Иисуса и рассказали Ему обо всём, что они сделали и чему научили.
31 Он сказал им:
«Давайте удалимся в уединённое место, и вы там немного отдохнёте».
Потому что там, где они находились, было людное место, и им даже было некогда поесть.
32 Поэтому они отплыли на лодке в уединённое место одни.
33 Но многие люди, видевшие, как они отплывали, знали, кто они такие; и поэтому побежали туда по берегу из всех городов, и опередили их.
34 Когда Иисус вышел из лодки, Он увидел ожидавшую их большую толпу, и Ему стало жаль этих людей, потому что они были подобны овцам без пастуха. И Он начал многому учить их.
35 День подходил к концу, так что ученики Иисуса подошли к Нему и сказали:
«Место здесь пустынное, и уже очень поздно.
36 Отпусти людей, чтобы они могли пойти по окрестным селениям и деревням и купить себе что-нибудь поесть».
37 Но Иисус ответил им:
«Вы дадите им поесть».
Ученики возразили:
«Что? Мы должны пойти купить хлеб на всех? Нам необходимо двести динариев для того, чтобы накормить этих людей!»
38 Но Иисус сказал им:
«Сколько у вас хлебов? Идите и посмотрите!» Они сосчитали хлебы и сказали:
«У нас пять хлебов и две рыбины».
39 Тогда Он велел им рассадить людей группами на зелёной траве.
40 И они расселись по сто и по пятьдесят человек.
41 А Иисус взял пять хлебов и две рыбины, поднял глаза к небу и, произнеся благодарственную молитву, разломил хлебы и дал Своим ученикам, а те раздали хлеб людям. Он также разделил на всех две рыбины.
42 И все поели и насытились,
43 и ещё набрали двенадцать полных корзин кусков хлеба и остатков рыбы.
44 А евших хлеб было пять тысяч человек.
45 Затем Иисус заставил Своих учеников сесть в лодку и отправиться впереди Него в Вифсаиду, на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
46 Отпустив их, Он пошёл на гору помолиться.
47 Когда наступил вечер, лодка была на середине озера, а Иисус был один на берегу.
48 Он увидел, что ученикам было трудно грести, потому что дул встречный ветер. Где-то между тремя и шестью часами утра Он подошёл к ним, идя по воде и, чуть было, не миновал их.
49 Увидев Его идущим по воде, ученики подумали, что это призрак, и закричали от страха,
50 так как все видели Его и пришли в ужас. Он сразу же заговорил с ними, сказав:
«Не пугайтесь! Это — Я. Не бойтесь!»
51 Затем Он сел с ними в лодку, и ветер утих. Они были ошеломлены,
52 так как они не поняли чуда с хлебами, а сердца их зачерствели.
53 Переправившись через озеро, Иисус и Его ученики прибыли в Геннисаретскую область и пристали к берегу.
54 Когда они вышли из лодки, люди узнали Иисуса.
55 Они побежали и рассказали обо всём этом в округе. Люди стали приносить к Иисусу больных на постелях, где бы Он ни находился.
56 И куда бы Он ни приходил: в селения, города или деревни — люди приносили больных на площади и умоляли Его позволить им прикоснуться хотя бы к краю Его одежды. И все, кто прикасались к Нему, исцелялись.

Новой Женевской Библии

6:1 отечество. Т.е. город Назарет, расположенный в сорока километрах от Капернаума и моря Галилейского.

ученики Его. Двенадцать апостолов.

6:2 Суть вопросов, которые задавали себе жители Назарета, слушая Иисуса, сводится к одному: чьей силой Он все это делает и от кого получил Свои знания и мудрость. Возможны два варианта ответа: это было дано Ему либо Богом, либо сатаной (ср. 3:22).

6:3 плотник. Это слово может значить также «строитель».

сын Марии. По иудейскому обычаю мужчину не принято было называть «сын матери» — он был «сын отца». Употребление в данном случае такого именования носило откровенно выраженный оскорбительный характер.

6:4 В данном случае Иисус уподобил Себя ветхозаветным пророкам (см. ст. 15), чьи предсказания отвергались и осмеивались.

6:5 не мог совершить там никакого чуда. Иисус никогда не совершал бессмысленных чудес (т.е. чуда ради самого чуда) и не давал знамений ради развлечения досужей толпы (см. Мф 12:39). Все Его чудеса продиктованы их потребностью и даже необходимостью для людей (исцеления, воскрешения, усмирение стихии, изгнание бесов и т.д.). Здесь же никто не просил у Него помощи, поскольку мало кто верил в Него — только те несколько человек, которых Он исцелил.

6:7 двенадцать. Двенадцать апостолов уже были назначены (см. ком. к 3:14) и получили особое откровение относительно тайны личности Иисуса и Его миссии (см. ком. к 4:10, 11), а теперь они получают позволение принимать участие в Его служении и пользоваться Его властью.

по два. Библейский принцип, заключающийся в том, что свидетелей должно быть, по меньшей мере, двое (Чис 35:30; Втор 17:6; Втор 19:15; Мф 18:16; Ин 8:17; 2Кор 13:1; 1Тим 5:19; Евр 10:28), применялся и в миссионерском служении древней Церкви: в НЗ говорится о таких парах благовестников, как Петр и Иоанн (Деян 3:4; Деян 4:1), Павел и Варнава (Деян 13:2), Павел и Сила (Деян 15:40).

6:8 хлеба. В Мф 10:10 объясняется причина такого наставления: «трудящийся достоин пропитания».

6:11 отрясите прах. Правоверные иудеи стряхивали пыль со своей обуви после того, как им случалось путешествовать по «нечистой» земле, т.е. земле, населенной язычниками. Отказ принять Евангелие вызывает подобное обвинительное «свидетельство».

6:14 Царь Ирод. Ирод Антипа I, сын Ирода Великого, был тетрархом, т.е. управлял четвертой частью царства своего отца.

6:17 жену Филиппа, брата своего. Иродиада, вторая жена Ирода, была дочерью Аристовула, сводного брата Ирода, и женой другого сводного брата Ирода — Филиппа (у них была дочь Саломия); т.е. Иродиаде оба ее мужа (первый — Филипп и второй — Ирод) приходились как бы дядьями. Ирод развелся со своей первой женой (дочерью арабского царя Ареты IV), Иродиада — со своим первым мужем, и поженились. Иоанн Креститель постоянно обличал Ирода за этот незаконный и греховный брак.

6:30 Апостолы. Первый и единственный раз Марк называет учеников апостолами; дважды (3:14 и 6:7) он называет их словом «двенадцать».

6:31 одни. Ученики остались одни с Иисусом, без «приходящих и отходящих». Это был промежуток времени между их отчетом Иисусу о том, «что сделали и чему научили» (ст. 30) и чудом насыщения пяти тысяч, когда Иисус, обращаясь к ним, сказал: «...вы дайте им есть» (ст. 37).

6:32 в пустынное место... одни. Этот стих является преамбулой к ст. 33−52 и как бы настраивает на ассоциацию с исходом народа израильского из Египта: там тоже действие происходило в пустыне и народ был один, т.е. наедине с Богом, от Которого он только и мог ожидать помощи и поддержки.

6:34 сжалился над ними. Это же чувство Иисус испытывает при насыщении четырех тысяч человек, однако мотивируется оно в обоих случаях по-разному, и действия Иисуса, вызванные жалостью к людям, также различны. В данном случае речь идет о пяти тысячах иудеев, и Иисус, сжалившись, «начал учить их много»; при насыщении четырех тысяч язычников (см. ком. к 8:3) Иисус сказал: «Жаль Мне народа, что ... нечего им есть» (8:2). Об иудеях нельзя было сказать, что им нечего есть — с ними был «хлеб жизни» (Ин 6:35), «сшедший с небес» (Ин 6:41), но «они были как овцы, не имеющие пастыря», который накормил бы их имеющимся хлебом. Что, собственно, Иисус и сделал: «начал учить их много».

овцы, не имеющие пастыря. Образ, применявшийся ветхозаветными пророками к израильскому народу (Иер 50:6; Иез 34:1−10).

6:36 хлеба. Слово «хлеб», кроме своего прямого значения, используется и как образное название учения Христа (см. ком. к 6:34).

6:38 две рыбы. В первые века христианства графическое изображение рыбы являлось символом Христа.

6:39 на зеленой траве. Ср. Иез 34:14. Упоминание о траве свидетельствует, что выражение «пустынное место» следует понимать в смысле «безлюдное».

6:42 ели все и насытились. См. ком. к 6:38.

6:43 и набрали. Наполнили умы и сердца свои услышанным словом Божиим, запомнили, чтобы, унеся услышанное с собой, поделиться им с другими.

двенадцать полных коробов. По числу колен Израилевых; иными словами — духовной пищи должно было хватить для всех, кто захочет ее вкушать.

6:44 около пяти тысяч мужей. Людей, способных к пониманию тайн Царства Божия (см. ком. к 6:36).

6:47−51 Более подробно см. Мф 14:24−33.

6:48 четвертой стражи. Т.е. между тремя и шестью часами утра.

6:49 призрак. Привидение, фантом.

6:50 это Я. Этим же словосочетанием в Септуагинте (греческом переводе ВЗ) передается личное имя Бога «Я есмь», которое было открыто Моисею (Исх 3:14).

6:52 не вразумились чудом над хлебами. См. ком. к 6:36.

сердце их было окаменено. Ученикам даны были тайны Царства Божия (см. ком. к 4:11), но окаменевшие сердца их не позволяли пользоваться этим даром (см. ком. к 4:13).

6:56 коснуться... одежды Его. См. ком. к 5:30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.