Неемия 7 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 После того как мы закончили строительство стены и дверей для городских ворот, мы выбрали людей, которые должны были охранять ворота. Мы также выбрали людей для исполнения песней в храме и для помощи священникам.
2 Затем я поставил моего брата Ханани начальником в Иерусалиме. Я выбрал другого человека по имени Ханания, начальником крепости. Я выбрал его, потому что он был очень честным человеком и боялся Бога больше, чем другие люди.
3 Затем я сказал Ханани и Ханании:
«Каждый день вы должны ждать несколько часов после восхода солнца, прежде чем открыть ворота Иерусалима. Закрывайте и запирайте ворота ещё до захода солнца. Выберите охранниками людей, которые живут в Иерусалиме, и поставьте некоторых из этих людей охранять город, а некоторых — возле их домов».
4 Город был большой и просторный, но в нём было мало людей, и дома ещё не были отстроены.
5 И положил мне Бог мой на сердце собрать вместе весь народ. Затем я созвал вместе всех знатных людей, начальников и простой народ, чтобы провести перепись всех семей. Я нашёл списки людей, которые первыми вернулись из плена. Вот что в них было написано:
6 Вот имена людей, вернувшихся из плена. В прошлом Навуходоносор, вавилонский царь, увёл этих людей в плен в Вавилон, но они вернулись в Иерусалим и Иудею. Каждый вернулся в свой город.
7 Вот имена людей, которые вернулись с Зоровавелем: Иисус, Неемия, Азария, Раамия, Нахманий, Мардохей, Билшан, Мисфереф, Бигвай, Нехум и Ваана. Вот список имён и количество людей Израиля, которые вернулись:
8 потомков Пароша 2 172;
9 потомков Сафатии 372;
10 потомков Араха 652;
11 потомков Пахаф-Моава; из рода Иисуса и Иоава 2 818;
12 потомков Елама 1 254;
13 потомков Заффу 845;
14 потомков Закхая 760;
15 потомков Биннуя 648;
16 потомков Бевая 628;
17 потомков Азгада 2 322;
18 потомков Адоникама 667;
19 потомков Бигвая 2 067;
20 потомков Адина 655;
21 потомков Атера через семью Езекии 98;
22 потомков Хашума 328;
23 потомков Бецая 324;
24 потомков Харифа 112;
25 потомков Гаваона 95;
26 людей из Вифлеема и Нетофы 188;
27 жителей города Анафоф 128;
28 из города Беф-Азмавеф 42;
29 из городов Кириаф-Иарим, Кефир и Беероф 743;
30 из городов Рама и Гева 621;
31 из города Михмас 122;
32 из городов Вефиль и Гай 123;
33 из города Нево 52;
34 из города Елам 1 254;
35 из города Харим 320;
36 из города Иерихона 345;
37 из городов Лод, Хадид и Оно 721;
38 из города Сенаа 3 930
39 Вот имена священников: потомков Иедаии через семью Иисуса 973;
40 потомков Иммера 1 052;
41 потомков Пашхура 1 247;
42 потомков Харима 1 017
43 Вот люди из колена Левия: потомков Иисуса через Кадмиила, через семью Годевы 274.
44 Вот семьи певцов: потомков Асафа 148.
45 Вот имена привратников: потомков Селлума, Атера, Талмона, Аккува, Хатиты, Шовая 138.
46 Вот имена особых слуг храма: потомки Цихи, Хасуфы, Таббаофа,
47 Кероса, Сии, Фадона,
48 Леваны, Хагавы, Шамлая,
49 Ханана, Гиддела, Гахара,
50 Реаии, Рецина, Некоды,
51 Газзама, Уззы, Пасеаха,
52 Весая, Меунима, Нефишсима,
53 Ваквука, Хакуфы, Хархура,
54 Бацлуфа, Мехиды, Харши,
55 Варкоса, Сисары, Фамаха,
56 Нециаха и Хатифы.
57 Вот потомки слуг Соломона: Сотай, Софереф, Ферида,
58 Иаала, Даркон, Гиддел,
59 Сафатия, Хаттил, Похереф-Гаццеваим и Амон.
60 Всего потомков служителей храма и слуг Соломона 392.
61 Некоторые люди пришли в Израиль из городов Телмелах, Тел-Харши, Керув, Аддон и Иммер. Но эти люди не могли доказать, что главы их семей и их потомки были из Израиля:
62 потомки Делаии, Товии и Некоды 642.
63 Из семьи священников там были следующие потомки: Ховаии, Гаккоца и Верзеллий (он был назван этим именем, потому что он женился на дочери Верзеллия из Галаада).
64 Эти люди искали свои семейные летописи, но не могли их найти. Они не могли служить священниками, так как их имена не были включены в список священников.
65 Градоначальник приказал этим людям не есть святую пищу, пока главный священник не использует урим и туммим, чтобы узнать у Бога, что делать в этом случае.
66 Всех вместе в группе, которая вернулась назад, было сорок две тысячи триста шестьдесят человек,
67 не считая семи тысяч трёхсот тридцати семи рабов и рабынь, принадлежавших им. С ними было ещё двести сорок пять певцов и певиц.
68 У них было семьсот тридцать шесть лошадей, двести сорок пять ишаков,
69 четыреста тридцать пять верблюдов и шесть тысяч семьсот двадцать ослов.
70 Некоторые главы семей дали деньги, чтобы поддержать строительство. Градоначальник пожертвовал в сокровищницу 1 000 драхм золота. Он также дал пятьдесят чаш и пятьсот тридцать пар одежд для священников.
71 Главы семей дали в сокровищницу для продолжения работ 20 000 драхм золота и 2 200 мин серебра.
72 И всего вместе остальные люди дали 20 000 драхм золота, 2 000 мин серебра и шестьдесят семь пар одежды для священников.
73 Так священники, левиты, привратники, певцы, слуги храма и весь народ Израиля стали жить в своих городах. К седьмому месяцу все израильтяне переселились в свои города.

Толкование Мэтью Генри

Успех благочестивого плана, содействующего делу Божьему и нашему поколению, должен побуждать нас идти тем же путем и создавать следующий. Так поступил Неемия; укрепив Иерусалим воротами и стенами, он начал заботиться о том:

(I) Чтобы учредить в городе порядок (ст. 1−4).

(II) Чтобы населить его людьми. Для этого он решил осмотреть и переписать всех, вышедших из плена и вернувшихся на родину во время первого переселения (ст. 5−73). Фактически в данной главе перечисляются те же люди, которые упоминаются в Книге Ездры, гл. 2. Мы узнаем позже, какая от этого польза, когда Неемия решил, что каждый десятый должен жить в Иерусалиме (Неем 11:1).

Стихи 1−4. О Своей Церкви Бог сказал: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей» (Ис 62:6). И это стало первоочередной задачей для Неемии, ибо голые стены без стражников являются слабой защитой для города.

I. Он назначил привратников, певцов и левитов на служение свое. Здесь подразумевалось их служение в общем посещение богослужения в храме, которым в некоторой степени пренебрегали, но теперь возродили. Поклонение Богу защищает место и служителей; когда они стараются исполнить свой долг, то являются стражниками на стене. Или, более детально, он велел им приготовиться к освящению стены, чтобы это служение совершить торжественно и организованно, ибо посвящение было ее силой. То, что посвящено Богу, принесет нам пользу.

II. Он назначил двух губернаторов или начальников, поручив им заботиться о городе, обеспечивать гражданский мир и безопасность. Одним из них был его брат Ханани, который принес ему известие об опустошении Иерусалима; этот человек характеризовался твердой непорочностью и любовью к своей стране. Вторым был Ханания начальник Иерусалимской крепости, который также доказал свою верность в малом, и поэтому ему было вверено больше. О Ханании сказано, что он был более многих других человек верный и богобоязненный (ст. 2). Отметьте:

(1) Среди истинно боящихся Бога верующих есть люди, которые более других богобоязненны и превосходят в выражении и проявлении этого страха; таковые вдвойне достойны почестей, которые подлежат боящимся Бога (Пс 14:4). В Иерусалиме было много людей, боящихся Бога, но этот благочестивый человек более других был известен своей религиозностью и благочестием.

(2) Кто боится Бога, тот должен демонстрировать это всем людям своей верностью и добросовестностью во всем.

(3) Божий Иерусалим будет процветать в том случае, когда руководить и править им будут люди, превосходящие других в добродетели, известные благочестием и честностью. Некоторые предполагают, что как раз в то время Неемия собирался вернуться в Персию, во дворец, чтобы обновить свое поручение, и он на время своего отсутствия оставил этих двух достойных людей ответственными за дела в городе. Хорошие руководители должны быть очень осторожны, назначая своими заместителями других, когда сами не могут совершить это дело.

III. Он повелел закрывать ворота и охранять стены (ст. 3−4). Здесь обратите внимание:

(1) В каком состоянии был Иерусалим в то время. Он занимал большую площадь и был великим городом. Стены окружали ту же площадь, что и раньше, но большая часть города оставалась опустошенной, ибо дома там не были построены или их было очень мало по сравнению с прежним количеством. Поэтому Неемия окружил город стеной по вере, взирая на обещание Бога населить его людьми, недавно переданное через пророка (3ах 8:3 и далее). Хотя в то время людей было мало, но он верил, что они умножатся, и поэтому строил стены с таким расчетом, чтобы для них в городе было достаточно места; если бы он не уповал на это обетование, то мог бы подумать, что стены без города являются таким же большим позором, что и город без стен.

(2) Как Неемия позаботился о нем. Он лично назначил начальников города, которые должны были:

[1] Следить, чтобы городские ворота закрывались и запирались на ночь, ибо напрасно они строили стену, если никто не следит за воротами.

[2] Следить, чтобы утром они не открывались до тех пор, пока не было уверенности, что вокруг все тихо и спокойно.

[3] Поставить стражу на стенах или в других местах на удобном расстоянии, чтобы в случае приближения врага она могла своевременно предупредить город об опасности; и, когда наступала очередь нести служение, стражники должны были стать каждый напротив дома своего, ибо в таком случае (можно предположить) они будут особо бдительными. Безопасность государства зависит от стараний отдельных людей оградить себя и свою семью от греха нашего общего врага. Каждый должен быть бдительным ради самого себя, но многие не понимают своей выгоды, и поэтому на власти возлагается обязанность назначать стражников. И так как совсем недавно люди убедились в том, что Бог был с ними, когда они строили стену (в противном случае они напрасно строили бы), то теперь, когда она была окончена, они, безусловно, осознавали, что, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1).

Стихи 5−73. Данные стихи рассказывают о еще одном хорошем плане Неемии, ибо мудрые и ревностные люди постоянно что-то придумывают для прославления Бога и назидания Его Церкви. Он очень хорошо знал, что безопасность города, вверенного Богу, больше зависит от численности и мужества горожан, чем от высоты или прочности его стен; и поэтому, принимая во внимание тот факт, что в нем было мало обитателей, он подумал, что было бы хорошо исчислить народ и найти семьи, которые раньше жили в Иерусалиме, но теперь переехали в деревни. Тогда, привлекая их религией или бизнесом, которым они занимались, можно было попытаться убедить их вернуться, восстановить свои дома в Иерусалиме и жить в них. Мы найдем мало оснований, чтобы склонить человека жить в одиночестве на земле или в Иерусалиме, ибо наша безопасность и утешение в значительной мере зависят от наших соседей и друзей; чем больше сильных, тем больше веселья. Мудро поступают те руководители народа, которые поддерживают баланс между городом и деревней, чтобы город не становился чрезмерно большим и тем самым не обеднял и не истощал деревню и в то же время не становился настолько слабым, что не мог защитить ее. Обратите внимание:

I. Каким образом этот хороший план возник у Неемии. Он признает: «Положил мне Бог мой на сердце сделать это» (ст. 5). Отметьте: когда к нам в голову приходит хорошее, благоразумное или благочестивое побуждение, то мы должны признать, что оно пришло от Бога. Именно Он положил нам его на сердце, ибо всякий добрый дар и всякое доброе дело приходят свыше. Бог дает знание; Он дает благодать; все приходит от Него и поэтому должно быть для Него. Все, что совершает благоразумие человека, должно приписываться водительству Божественного провидения; Тот, Кто учит порядку и наставляет земледельца (Ис 28:26), учит и государственного деятеля.

II. Каким путем он пошел, чтобы осуществить его.

1. Он созвал вместе начальников и народ, чтобы получить представление о нынешнем положении их семей: об их численности и силе, а также о месте их проживания. Возможно, созвав их вместе, он также велел собрать и принести информацию об областях, где они проживают. Не думаю, чтобы их было много, главное что это было быстро сделано.

2. Он просмотрел родословную перепись тех, которые сначала пришли, и сравнил с нынешней переписью; здесь повторяется то, что написано в Книге Ездры, гл.

2. Озаглавлены эти стихи так же (ст. 6−7), как там (Езд 2:1−2): «Вот жители страны ...» В данных стихах повторяются: имена и численность некоторых семей и их пожертвования для богослужения в храме. Повторение этой переписи может подразумевать тот факт, что великому Богу очень нравятся отдельные люди, семьи и служение духовного Израиля и Он обращает на это особое внимание. Он знает Своих, знает всех их, знает по именам, взирает на перепись сынов плена и делает для них все необходимое согласно древнему совету Своей воли.

(1) Здесь перечислены главы нескольких семей, которые вышли в первую очередь (ст. 6−69). Что касается их, то следует отметить:

[1] Хотя кажется, что нам от этого мало пользы, но тогда было очень полезно сравнить их численность при переселении и спустя некоторое время. Можно предположить, что к тому времени они значительно умножились, но переселенцам было полезно вспомнить, какими незначительными они были вначале, чтобы признать руку Божью в умножении своих семей и их укреплении. Похоже, именно благодаря этому сохранились их генеалогии и поддерживалось различие между семьями, пока не пришел Мессия и не положил конец всем генеалогиям, которые хранились только ради Него, а впоследствии стали бесконечными.

[2] Присутствует много различий в численности, приведенной в данной главе и в Книге Ездры. Большинство семей совпадает по численности, некоторые отличаются незначительно (на одного, двух больше или меньше), поэтому я не считаю, как некоторые, что в той книге приведена их численность во время первого выхода, а в данной их нынешнее количество, ибо прошло около сорока лет (некоторые считают, намного больше) и невозможно предположить, что численность большинства семей вообще не изменилась или изменилась незначительно за такое время. Поэтому можно предположить, что возникшие расхождения возникли то ли вследствие ошибок переписчиков (что часто имеет место при переписи чисел), то ли из-за различий копий, с которых они переписывались. Или, возможно, один список составлялся, когда они выходили из Вавилона с Зоровавелем, а второй когда они прибыли в Иерусалим. Общее количество людей одинаково и в одном и в другом списке, за исключением певцов и певиц, которых в том документе зарегистрировано 200, а в данном 245. Они не считались важными персонами, чтобы тщательно пересчитывать их.

(2) Описаны пожертвования, совершенные для дела Божьего (ст. 70). Их количество значительно отличается от приведенного в Книге Ездры (Езд 2:68−69), поэтому возникают сомнения, идет ли речь об одном и том же пожертвовании. Здесь упоминается тиршафа, или начальник (не упоминающийся там), который совершил первое пожертвование; а одна сумма, упомянутая в той книге, превосходит все жертвы, приведенные здесь. Возможно, описывается одно и то же событие, но здесь приводится копия другой страницы, а не той, которая приведена там, ибо последний стих данной главы совпадает с параллельным отрывком из Книги Ездры (Езд 2:70, а также 3:1). Благословен Бог за то, что наша вера и надежда не базируются на точности имен и чисел, на генеалогии и хронологии, а на великих истинах закона и Евангелия. Бог не неправеден, чтобы забывать то, что пожертвовано на дело Божье, и без награды не останется даже чаша холодной воды, которой Он почитается.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.