Бытие 32 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Иаков продолжил свой путь, и ангелы Божьи встретили его.
2 Когда Иаков увидел их, он сказал:
— Это Божий стан! — и назвал то место Маханаим[173].
3 Иаков послал впереди себя вестников к своему брату Исаву в землю Сеир, страну Эдом.
4 Он дал им такой наказ:
— Скажите моему господину Исаву так: «Твой слуга Иаков говорит: Я жил у Лавана и был там до этого дня.
5 У меня есть быки, ослы, овцы и козы, слуги и служанки. Я посылаю эту весть моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах».
6 Посланцы вернулись и сказали Иакову:
— Мы были у твоего брата Исава, и теперь он сам идет тебе навстречу и с ним 400 человек.
7 В великом страхе и смятении Иаков разделил людей, которые были с ним, а также стада крупного и мелкого скота и верблюдов.
8 Он думал: «Если Исав нападет на одну половину[174], то другая[175] уцелеет и спасется».
9 Иаков взмолился:
— О Бог моего отца Авраама, Бог моего отца Исаака, о Господь, сказавший мне: «Вернись в твою землю, где ты родился, и Я дам тебе процветание»,
10 я недостоин той милости и верности, которые Ты явил Твоему слуге. У меня ничего не было, кроме посоха, когда я перешел Иордан, а теперь я возвращаюсь двумя станами.
11 Молю Тебя, спаси меня от руки моего брата Исава, потому что я боюсь, что он придет и нападет на меня и на матерей с детьми.
12 Ты ведь Сам сказал: «Я непременно дам тебе процветание и сделаю потомство твое многочисленным, как морской песок, который не сосчитать».
13 Он провел там ночь и из того, что у него было, выбрал подарок для своего брата Исава:
14 200 коз и 20 козлов, 200 овец и 20 баранов,
15 30 верблюдиц с верблюжатами, 40 коров и 10 быков, 20 ослиц и 10 ослов.
16 Он поручил их слугам, каждое стадо особо, и сказал им:
— Идите впереди меня и держите между стадами некоторое расстояние.
17 Он научил того, кто шёл первым:
— Когда мой брат Исав встретит тебя и спросит: «Чей ты? Куда идешь? Чей скот ты гонишь?» —
18 тогда ты скажи: «Скот твоего слуги Иакова. Это подарок от него моему господину Исаву, а сам он идет за нами».
19 Он научил и второго, и третьего, и всех других, шедших за стадами:
— И вы так же скажете Исаву, когда он вас встретит.
20 И ещё скажите: «Твой слуга Иаков идет позади нас».
Сам он думал: «Я умиротворю его этими дарами, которые посылаю впереди себя, а потом, когда мы встретимся, он, быть может, примет меня».
21 Так дары Иакова были отправлены вперед, а сам он провел ночь в лагере.
22 Той ночью Иаков встал и взял двух своих жен, двух служанок и 11 сыновей и вброд перешел через реку Яббок.
23 Он перевел их через поток и переправил всё свое добро.
24 И вот Иаков остался один, и Некто боролся с ним до самой зари.
25 Увидев, что не может пересилить, Он коснулся сустава бедра Иакова, так что бедро было вывихнуто, когда он боролся с Ним.
26 И Он сказал:
— Отпусти Меня, потому что восходит заря.
Но Иаков ответил:
— Не отпущу, пока не благословишь меня.
27 Он спросил:
— Как твое имя?
— Иаков, — ответил он.
28 Тогда Он сказал:
— Отныне твое имя будет не Иаков, а Израиль[176], потому что ты боролся с Богом и людьми и победил.
29 Иаков сказал:
— Прошу Тебя, скажи мне Твое имя.
Но Он ответил:
— Зачем ты спрашиваешь Мое имя?
И Он благословил его.
30 Иаков назвал то место Пениэл[177], сказав: «Это потому, что я видел Бога лицом к лицу и остался жив».
31 Солнце встало над ним, когда он проходил Пениэл[178], хромая из-за своего бедра.
32 Вот почему до сегодняшнего дня израильтяне не едят сухожилия на суставе бедра: ведь Он коснулся сустава бедра Иакова рядом с сухожилием.

Толкования Августина

Стих 25

Иудеи верующие и иудеи неверующие: когда впервые были осуждены? В первом из них, в отце всех их, в самом Иакове, который также именуется Израилем. Иаков означает "подставляющий ножку" или "пята"; Израиль означает "видящий Бога". Когда Иаков вернулся из Месопотамии с детьми, ангел боролся с ним; ангел представлял Иисуса Христа. И когда ангел боролся, то хотя он и превосходил Иакова силой, казалось, что он поддался ему, так что Иаков выглядел победителем.

Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит — когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил... И все же боровшийся Иаков признал, что в этом есть тайна. Человек, борющийся с ангелом, одолел его, и когда тот сказал: отпусти Меня, то одерживающий верх сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. О великая тайна! Будучи побежденным, Он благословляет; претерпев — освобождает.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.472.21.

***

Что означает борьба Иакова и его нежелание отпустить? Господь говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, Мф 11:12). Вот о чем мы говорили выше: бороться, держаться за Христа, любить врага своего. Держишь Христа здесь и сейчас, если возлюбил врага своего (Ср. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Мф 5:44; 27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27, 35). И что Сам Господь говорит, то есть ангел от лица Господа, когда Иаков одолел и держал Его крепко? ...Он говорит Иакову: отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И Он благословил Иакова.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.227.

Стих 28

Иакова также звали Израилем, то есть именем, которое в основном сохранил произошедший от него народ. Это имя было дано ему ангелом, который боролся с ним, когда Иаков был на пути из Месопотамии. Этот ангел, очевидно, представляет образ Христа. Что до того, что Иаков одолел Его (по воле самого ангела и в целях символизируемого таинства), то это выражает страсти Христа, посредством которых иудеи, казалось, одолели Его. И при этом Иаков получил благословение того самого ангела, которого одолел, ведь новое имя и было благословением. Однако Израиль означает «видящий Бога»1 , и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времен (Ср. 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12). Кроме того, ангел коснулся состава бедра и сделал Иакова хромым на бедро. Итак, Иаков одновременно поучил благословение и охромел — получил благословение в тех из народа Израилева, кто уверовал во Христа, был изуродован в тех, кто среди того же народа не верит. Ибо широкая часть бедра2 означает множество членов рода. Большинство же в семье как раз и составляют те, о которых пророчески сказано: и захромали с путей своих (46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. Пс 17:46 LXX).

Примечания

  • 1 — Имя Израиль, вероятно, означает «Бог поборет», однако 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Быт 32:28 толкует его как «тот, кто борется с Богом». В данном случае Августин, возможно, следует иной этимологии, трактующей имя Израиль в виде комбинации 'is («человек»), га'ah («видеть»), и 'el («Бог»). (Ср. также выше в комментарии Златоуста, а также у Филона Александрийского в Соитии ради предварительного обучения 51. — Прим. ред.
  • 2 — Быт 32:26 (LXX). В Синод. пер. (25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. Быт 32:25): состав бедра. — Прим. ред.

О граде Божием. Сl. 0313, SL48.16.39.1.

***

Возложение столь великого имени есть великое благословение. Израиль, как я сказал, означает «видящий Бога». Имя одного человека, награда — всех, каждого, но из верных и благословенных, иудеев и эллинов. Эллинами же апостол называет всех неиудеев, поскольку греческий язык возносится во всех народах. Слава и честь, — говорит апостол. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом, и Еллину. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых Иудея, потом, и Еллина1 То есть для добрых иудеев добро, для злых зло. И для добрых неиудеев добро, а для злых зло.

Источник: *1 10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим 2:9−10; Августин цитирует стихи в обратном порядке.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.473.2.

Стих 31

Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке — они будут разделены и разлучены позже (Ср. 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф 25:32−46). Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым (1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, Пс 42:1). Это так, поскольку Евангелие гласит: Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; Мф 18:8). Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.280.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [173] — Это название означает: два стана.
8 [174] — Или: на один стан.
8 [175] — Или: то другой стан.
28 [176] — Это название означает: он борется с Богом.
30 [177] — Это название означает: лицо Бога.
31 [178]Пенуэл— вариант названия Пениэл.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.