От Марка 10 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Иисус встал и направился оттуда в Иудею и в земли за Иорданом[50]. К Нему опять сходились толпы, и Он, как обычно, учил их.
2 К Нему подошли фарисеи и, чтобы поймать Его на слове, спросили:
— Разрешено ли мужу разводиться с женой?
3 — А что вам повелел Моисей? — спросил в ответ Иисус.
4 Они ответили:
— Моисей разрешил давать жене разводное письмо и отпускать[51] её.
5 — Это повеление дано вам из-за жестокости ваших сердец, — ответил им Иисус. —
6 А в начале творения Бог «сотворил их мужчиной и женщиной».[52]
7 «Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой,
8 и двое станут одной плотью»[53]. Так что их уже не двое, они — одна плоть.
9 Итак, что Бог соединил, то человек не должен разделять.
10 Позже, в доме, ученики опять спросили Иисуса об этом.
11 Он ответил им так:
— Каждый, кто разводится со своей женой и женится на другой, нарушает супружескую верность.
12 И если жена разводится со своим мужем и выходит замуж за другого, она также нарушает супружескую верность.
13 Некоторые люди приносили к Иисусу детей, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил, но ученики не пускали их.
14 Но когда Иисус это увидел, Он рассердился и сказал:
— Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Божье принадлежит таким, как они.
15 Говорю вам истину: кто не примет Божье Царство, как ребенок, тот не войдет в него. —
16 И, обняв детей, Он благословил их, возлагая на них руки.
17 Когда Иисус отправился дальше, к Нему подбежал один человек, пал перед Ним на колени и спросил:
— Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
18 — Почему ты называешь Меня благим? — ответил Иисус. — Никто не благ, кроме одного Бога.
19 Ты знаешь заповеди: «не убивай», «не нарушай супружескую верность», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обманывай», «почитай отца и мать».[54]
20 — Учитель, — сказал он, — всё это я соблюдаю ещё с дней моей юности.
21 Иисус, посмотрев на него, полюбил его и сказал:
— Одного тебе не хватает. Пойди, продай всё, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной.
22 Услышав это, человек помрачнел и ушел опечаленный, потому что он владел большим имуществом.
23 Оглядевшись вокруг, Иисус сказал ученикам:
— Как трудно богатым войти в Божье Царство!
24 Ученики были поражены такими словами, но Иисус снова повторил им:
— Дети, как трудно надеющимся на богатство[55] войти в Божье Царство!
25 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.
26 Ученики в крайнем изумлении говорили друг другу:
— Кто же тогда вообще может быть спасен?
27 Иисус посмотрел на них и сказал:
— Человеку это невозможно, но только не Богу, потому что всё возможно Богу.
28 Тогда Петр сказал Ему:
— Вот мы всё оставили и пошли за Тобой.
29 Иисус ответил:
— Говорю вам истину: каждый, кто оставил дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и ради Радостной Вести,
30 получит в это время в 100 раз больше и домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, но также и преследований, а в будущем веке он получит жизнь вечную.
31 Однако многие из тех, кто в этом мире был возвышен, будут унижены, а многие униженные будут возвышены.
32 Они шли в Иерусалим. Иисус шёл впереди встревоженных учеников, а за ними следовал испуганный народ. Снова отведя двенадцать в сторону, Иисус стал рассказывать им о том, что с Ним будет:
33 — Вот мы восходим в Иерусалим, там Сына Человеческого выдадут первосвященникам и учителям Закона. Они приговорят Его к смерти и отдадут язычникам.
34 Те будут над Ним глумиться, плевать в Него, бичевать и затем убьют. Но через три дня Он воскреснет.
35 К Иисусу подошли Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.
— Учитель, — сказали они, — мы хотим, чтобы Ты сделал для нас то, о чем мы Тебя попросим.
36 — Что вы хотите, чтобы Я для вас сделал? — спросил Он их.
37 — Позволь нам в Твоей славе сесть одному по правую, а другому по левую руку от Тебя, — сказали они.
38 — Вы не знаете, о чем просите, — сказал им Иисус. — Можете ли вы выпить ту чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 — Можем, — ответили они.
Тогда Иисус сказал им:
— Пить чашу, которую Я пью, вы будете, и крещение, которым Я крещусь, вы тоже примете.
40 Но кому сидеть по правую или по левую руку от Меня, решаю не Я, эти места принадлежат тем, кому они назначены.
41 Остальные десять учеников, услышав это, рассердились на Иакова и Иоанна.
42 Иисус подозвал их и сказал:
— Вы знаете, что те, кого считают правителями этого мира, властвуют над своими народами, и владеет людьми их знать.
43 Но у вас пусть будет не так. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам слугой,
44 и кто хочет быть среди вас первым, пусть будет для всех рабом.
45 Ведь и Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.
46 Они пришли в Иерихон. Позже, когда Иисус выходил из города вместе с учениками и большой толпой, у дороги сидел слепой нищий Вартимей (то есть сын Тимея).
47 Услышав, что мимо проходит Иисус из Назарета, он стал кричать:
— Иисус, Сын Давидов![56] Сжалься надо мной!
48 Многие говорили ему, чтобы он замолчал, но Вартимей кричал ещё громче:
— Сын Давидов, сжалься надо мной!
49 Иисус остановился и велел позвать его.
— Смелей! — сказали тогда слепому. — Поднимайся, Он зовет тебя!
50 Вартимей сбросил с себя плащ, вскочил и подошел к Иисусу.
51 — Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя? — спросил Иисус.
— Раббуни, я хочу видеть, — ответил он.
52 — Иди, — сказал ему Иисус, — твоя вера исцелила тебя.
Слепой сразу же обрел зрение и пошел по дороге за Иисусом.

Толкования Августина

Стих 11

Жена связана законом, доколе жив муж ее (39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1Кор 7:39.). Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой.

И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей) (9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Мф 19:9.), прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Источник: О супружеской неверности. С1. 0302, 2.9.8.391.12.

***

Образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности.

Трактат на Евангелие от Иоанна. C1. 0278, 9.2.9. [CCSL 36:91]

Стих 13

Всякий, кто поставлен судьей над собственной волей, может, подходя к таинствам, начать новую жизнь лишь после того, как раскается в жизни ветхой. От такого покаяния свободны при крещении только дети, поскольку они еще не могут пользоваться свободой воли. Однако им при освящении отпускается первородный грех через веру тех, кто их приводит к крещению, чтобы как они унаследовали от других, то есть родителей, скверны преступлений, так теперь молениями и заступничеством других очистились.

Проповеди. С1. 0284, 351.39.1537.13.

Стих 18

Итак, один только Бог благ и благости потерять не может. Он не соучаствует в чьей-либо благости, потому что благость Его есть Он Сам. Человек же, если он благ, получает благость от Бога, потому что сам по себе благим быть не может. Через Его Духа становятся люди благими — если кто становится таковым, — будучи способны по своей тварной природе через собственную волю принимать и удерживать в себе то, что подает нам Тот, Кто благ Сам в Себе. Отвергая Его, мы не имеем собственной благости.

Послания. С1. 0262, 153.44.5.409.6.

Стих 19

Этот богатый человек спросил благого Учителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Ср. 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Мф 19:16; 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Лк 18:18.), однако он назвал Иисуса благим учителем, считая Его обычным человеком, не более. Но Он благ, ибо Он — Бог. Отвечает богатому человеку, что если тот захочет войти в жизнь вечную, то должен исполнять заповеди: избавиться от горечи злобы и беспутства, не совершать убийства, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, да явится суша1 , и почитать мать и отца, и любить ближнего (Ср. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Мф 19:17−19; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Лк 18:20.).

Августин Иппонский, Исповедь. С1. 0251, 13.19.6 [CCSL 27:255].

Примечания

  • 1 — 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] Быт 1:9; Ср. 11 Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. Неем 9:11; 6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем. Пс 65:6; 29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Евр 11:29. Августин начинает Гл. 19 13-й книги Исповеди описывая, как Бог обращается к людям: «Прежде, однако, омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Ис 1:16−18), да явится суша» [Исповедь 13.19.24).

Стих 20

Он отошел с печалью, и стало видно, как он соблюдал заповеди закона. Думаю, что он так ответил более из самонадеянности, нежели по правде.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 157.44.4.474.21.

Стих 21

Я, пишущий эти строки, крепко возлюбил деяние, о котором Господь говорит богатому юноше: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Ср. 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Мф 19:21; 22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Лк 18:22.). Не своими силами, но с помощью благодати Божией я сделал так. И не потому, что я не был богат (хотя мне это и может быть поставлено в заслугу), но и сами апостолы, некогда поступившие так, тоже не были богаты (Ср. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Мф 4:18−22; 14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. Мк 2:14.). Тот, однако, кто оставляет как то, что имеет, так и то, что хотел бы иметь, оставляет весь мир.

Августин Иппонский, Послания. С1 0262, 157.44.4.485.15.

Стих 22

С печалью ушел он, не последовал (Ср. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Мф 19:22.). Он искал хорошего наставника, но воспротивился Учителю и, презрев Его учение, ушел с печалью, связанный своими страстями. Он ушел с печалью, неся на плечах своих тяжелое бремя алчности.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 34.8.11 [CCSL 36:315].

Стих 23

У богатых наслаждение обманчиво, труд бесплоден, страх вечен, превосходство непрочно; они начинают неосмотрительно и кончают раскаянием. Вот каково их обладание всем, к чему они — скорее из жадности, чем из-за благоразумия — стремятся в этой смертной доле. У благочестивых же — иная надежда, плод иных трудов, иное воздаяние за опасности.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 203.57.316.1.

Стих 33

Этими словами Господь предсказал, какую Он примет смерть. Он хотел прояснить для них не то, что эта смерть на кресте, но что иудеи предадут Его язычникам, то есть римлянам. Ведь Пилат был римлянин, которого римляне направили управлять Иудеей.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 114.5.19 [CCSL 36:642−3].

Стих 37

Посмотрите на глубину происшедшего: они упомянули о славе, а Он хотел, чтобы смирение шло впереди величия и чтобы самим смирением проложен был путь к вершине. Ведь даже те ученики, из которых один хотел воссесть по правую, а другой по левую руку, тоже искали славы (Ср. 20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Мф 20:20−23.). Они знали, куда хотят, но не видели ведущего туда пути. Господь же, дабы они должным путем вернулись на родину, призвал их на этот путь. Ибо родина высоко, а путь внизу. Ибо родина — жизнь во Христе, а путь — смерть со Христом (Ср. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Мф 6:25; 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк 8:35; 24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Лк 9:24, 33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Лк 7:33.). Родина — пребывание во Христе, путь — страдание со Христом. Тот, кто отвергает путь, зачем ищет родину?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 28.5.15 [CCSL 36:279].

Стих 38

Он имел в виду, конечно же, чашу смирения и страдания.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. Cl. 0278, 28.5.27 [CCSL 36:279].

Стих 45

Он жил без вины и умер без вины: разделил с нами наказание, но не разделил вины. Смерть — наказание за вину: Господь Иисус Христос принял смерть, но не принял грех. Без вины разделяя с нами наказание, Он изгладил и вину, и наказание (Ср. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор 5:21; 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр 4:15, 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр 9:26−28, 1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. 11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. 15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Евр 10:1−18.).

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 231.116.248.42.

Стих 46

В Евангелии от Марка два слепых1 описаны так, что один из них представлен как человек известный и в этих местах знаменитый. Это видно из того, что Марк приводит как его имя, так и имя его отца. Подобное почти не встречается в рассказах о многочисленных случаях исцеления Господом... Едва ли можно сомневаться, что этот Вартимей, сын Тимеев, пережил утрату высокого положения и теперь слыл несчастнейшим человеком, ибо он был не только слеп, но и просил милостыню.

Примечания

  • 1 — Т.е. в 22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Мк 8:22−26 и в данном отрывке.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.65.125.227.17.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [50] — Или: « Иисус направился оттуда по восточному берегу Иордана в Иудею».
4 [51] — См. Втор 24:1, 3.
6 [52]Быт 1:27; Быт 5:2.
7 [53]Быт 2:24.
19 [54]Исх 20:12-16; Втор 5:16-20.
24 [55]Надеющимся на богатство. Эти слова отсутствуют в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА.
47 [56] — Один из титулов Христа. Согласно Пророкам, ожидаемый Христос должен был быть потомком царя Давида (см. Ис 11:1-5; Иер 23:5-6).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.