Левит 23 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Господь сказал Моисею:
2 «Говори с израильтянами и скажи им: вот праздники Господа, когда вы должны объявлять священные собрания.
3 Есть шесть дней, когда можно заниматься делами, но седьмой день — это суббота полного покоя, день священного собрания. В этот день нельзя заниматься делами. Где бы вы ни жили, это суббота Господу.
4 Вот постоянные праздники Господа, священные собрания, которые вы должны объявлять в установленное для них время:
5 Господня Пасха начинается в сумерки в четырнадцатый день первого месяца.
6 В пятнадцатый день этого месяца начинается Господний праздник Пресных хлебов; семь дней ешьте пресный хлеб.
7 В первый день созывайте священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел.
8 Семь дней приносите Господу огненные жертвы, а на седьмой день созывайте священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел».
9 Господь сказал Моисею:
10 «Говори с израильтянами и скажи им: когда вы войдете в землю, которую Я отдаю вам, и соберете на ней урожай,[57] принесите к священнику первый сноп собранного зерна.
11 Пусть он потрясет сноп перед Господом, чтобы он был принят вам во благо. Пусть священник потрясет его в день, который следует за субботой.
12 В день, когда вы будете потрясать сноп, принесите Господу во всесожжение годовалого ягненка без изъяна
13 с хлебным приношением из двух десятых частей ефы[58] лучшей муки, смешанной с маслом — это огненная жертва Господу, приятное благоухание — и жертвенным возлиянием из четверти гина[59] вина.
14 До этого самого дня, до того, как принесете вашему Богу это приношение, не ешьте ни хлеба, ни жареного зерна, ни сырого. Это вечное установление для грядущих поколений, где бы вы ни жили.
15 От дня, следующего за субботой, дня, когда вы принесли сноп в приношение потрясания, отсчитайте семь полных недель.
16 Отсчитайте пятьдесят дней до дня, который идет за седьмой субботой, и принесите Господу приношение из нового урожая.[60]
17 Отовсюду, где бы вы ни жили, приносите Господу как приношение потрясания, как первые плоды, два хлеба, сделанные из двух десятых частей ефы лучшей муки и испеченные с закваской.
18 Приносите с этим хлебом семь годовалых ягнят без изъяна, одного молодого быка и двух баранов. Они будут всесожжением Господу вместе с хлебными приношениями и жертвенными возлияниями — огненная жертва, благоухание, приятное Господу.
19 Приносите одного козла в жертву за грех и двух годовалых ягнят в жертву примирения.
20 Пусть священник потрясет двух ягнят перед Господом как приношение потрясания вместе с хлебом первых плодов. Это священное приношение Господу для священника.
21 В тот же день созовите священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел. Это вечное установление для грядущих поколений, где бы вы ни жили.
22 Когда вы будете жать на вашей земле урожай, не дожинайте до края поля и не подбирайте остатков жатвы. Оставляйте их бедному и чужеземцу. Я — Господь, ваш Бог».
23 Господь сказал Моисею:
24 «Скажи израильтянам: в первый день седьмого месяца пусть у вас будет праздничный покой, священное собрание, возвещаемое звуками труб.
25 Не занимайтесь ничем из обычных дел; приносите Господу огненные жертвы».
26 Господь сказал Моисею:
27 «В десятый день этого седьмого месяца будет День искупления. Созывайте священное собрание, смиряйте себя[61] и приносите Господу огненную жертву.
28 Не занимайтесь в этот день никакими делами, потому что это День искупления, когда для вас совершается искупление перед Господом, вашим Богом.
29 Всякий, кто в тот день не станет смирять себя, будет искоренен из своего народа.
30 Я искореню из его народа любого, кто будет заниматься делами в течение всего этого дня.
31 Не занимайтесь никакими делами. Это вечное установление для грядущих поколений, где бы вы ни жили.
32 Для вас это суббота полного покоя, и вы должны смирять себя. С вечера девятого дня месяца до вечера следующего дня храните вашу субботу».
33 Господь сказал Моисею:
34 «Скажи израильтянам: в пятнадцатый день седьмого месяца начинается Господень праздник Шалашей. Он длится семь дней.
35 Первый день — это священное собрание; не занимайтесь ничем из обычных дел.
36 Семь дней приносите Господу огненные жертвы, а на восьмой — созывайте священное собрание и приносите Господу огненную жертву. Это последнее праздничное собрание; не занимайтесь ничем из обычных дел.
37 Таковы постоянные Господни праздники, когда вы должны созывать священные собрания, чтобы приносить Господу огненные жертвы — всесожжения с хлебными приношениями и жертвы с возлиянием, каждую в свой день.
38 Эти праздники не входят в число Господних суббот, а эти приношения в число ваших даров, всех жертв по обету и добровольных приношений, которые вы даете Господу.
39 Итак, начиная с пятнадцатого дня седьмого месяца, собрав с земли урожай, семь дней отмечайте праздник в честь Господа. Первый день — это день праздничного покоя, и восьмой день — день праздничного покоя.
40 В первый день возьмите лучшие плоды с деревьев и пальмовые ветви, ветви лиственных деревьев и речных ив и веселитесь перед Господом, вашим Богом, семь дней.
41 Празднуйте в честь Господа этот праздник семь дней каждый год. Это установление для грядущих поколений будет вечным. Празднуйте его в седьмом месяце.
42 Живите в шалашах семь дней: пусть все уроженцы Израиля живут в шалашах,
43 чтобы ваши потомки знали, что Я поселил израильтян в шалашах, когда Я вывел их из Египта. Я — Господь, ваш Бог».
44 Моисей объявил израильтянам о постоянных праздниках Господа.

Комментарии МакДональда

VIII. ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ (Гл. 23)

A. Суббота (23:1−3)

В этом разделе даются законы, связанные с религиозным календарем Израиля. Устами Моисея Господь заповедал израильтянам проводить в праздничные дни священные собрания.

После шести рабочих дней седьмой день, суббота, должен быть днем покоя. Это был единственный еженедельный праздник.

Б. Пасха (23:4−5)

Пасха Господня праздновалась в четырнадцатый день первого месяца (Нисана, или Авива). В этот день израильтяне вспоминали о своем освобождении из Египта. Пасхальный агнец — это прообраз Христа, Агнца Божьего, нашей Пасхи (1Кор 5:7), чья кровь пролилась, чтобы искупить нас от рабства греха. Он умер не при Сотворении мира, а тогда, когда пришла полнота времени (Гал 4:4−6).

B. Праздник Опресноков (23:6−8)

Праздник Опресноков отмечался вместе с Пасхой. Он длился семь дней, начиная со следующего дня после Пасхи — т. е., с пятнадцатого дня месяца Нисана до двадцать первого. Названия этих праздников часто используются синонимично. В течение этих семи дней в домах иудеев не должно было быть никаких дрожжей (закваски). Закваска в Писании символизирует грех. Этот праздник означает жизнь без закваски порока и лукавства, жизнь «с опресноками чистоты и истины» (1Кор 5:8). Между Пасхой (которая символизирует наше искупление) и Праздником Опресноков (который напоминает о том, что мы должны жить в святости) нет никакого перерыва. Евреи до сих пор едят во время этого праздника пресный хлеб, который называется «маца». Когда мацу готовят, тесто прокалывают, и после выпечки хлеб получается полосатым. Этот пресный хлеб служит прообразом безгрешного Мессии. Он был пронзен за нас, и ранами Его мы исцелились.

Г. Праздник Жатвы (23:9−14)

На второй день Праздника Опресноков (в день после субботы, то есть, в первый день недели) совершалось вознесение снопа жатвы. Этот праздник назывался также праздником начатков (первых плодов). После этого праздника начинался сбор урожая ячменя — зерновой культуры, которая созревала первой. В знак благодарности за урожай Господу возносили сноп ячменя. Вместе с ним также приносили жертву всесожжения и хлебное приношение. Этот первый урожай считался залогом большего урожая в будущем, что служит прообразом воскресения Христа — «Христос... первенец из умерших» (1Кор 15:20). Его Воскресение гарантирует всем, кто верит в Него, что они тоже обретут бессмертие через воскресение.

Д. Праздник Седмиц (23:15−22)

23:15−22 Праздник Седмиц (евр. шаву-от), или Пятидесятница (греч. «pente-cost» означает в переводе «пятьдесят»), праздновался по прошествии пятидесяти дней после пасхальной субботы. Это был праздник урожая. Народ благодарил Бога за начало жатвы пшеницы. Начатки урожая пшеницы приносились Господу вместе с жертвой всесожжения, новым хлебным приношением, возлиянием и мирной жертвой. Согласно иудейскому преданию, в этот день Моисей принял закон. Сам праздник служит прообразом схождения Святого Духа, которое произошло в День Пятидесятницы. С этого дня началась история Церкви. Приношение вознесения состояло из двух хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая (это было единственным приношением, содержащим закваску). Эти два хлеба символизируют иудеев и язычников, из которых Бог создал «одного нового человека [во Христе]» (Еф 2:15).

После Пятидесятницы наступал долгий период (около четырех месяцев), когда не было никаких праздников. Этот период символизирует время Церкви, в течение которого мы с нетерпением ожидаем возвращения Спасителя.

Е. Праздник Труб (23:23−25)

Праздник Труб приходился на первый день седьмого месяца. Звуки труб призывали израильтян на священное собрание. У них было десять дней для испытания совести и покаяния. Десятидневный период заканчивался Днем Искупления. Эти десять дней символизируют время, которое пройдет между возвращением израильтян на свою землю и покаянием всей нации. С этого дня начинался год по еврейскому (нерелигиозному) календарю. Сегодня этот день называется «Рош Хашана» (евр. «глава года»). Некоторые усматривают в этом празднике прообраз и другого дня, когда все святые соберутся, чтобы встретить Господа в воздухе, и произойдет Восхищение Церкви.

Ж. День Искупления (23:26−32)

День Искупления (евр. «Йом Киппур») праздновался в десятый день седьмого месяца. Подробнее о праздновании этого дня можно прочитать в главе 16. Этот день служит предзнаменованием национального покаяния Израиля, когда верующий остаток придет к Мессии и будет прощен (Зах 12:10; Зах 13:1). Почти в каждом стихе, где говорится о Дне Искупления, Господь повторяет заповедь, запрещающую работать в этот день.

Единственным человеком, на которого эта заповедь не распространялась, был первосвященник. Заповедь сопровождается также словами Господа о том, что Он уничтожит всякого, кто нарушит ее. Это сказано потому, что спасение дается нам «не по делам праведности, которые бы мы сотворили» (Тит 3:5). Никакие человеческие дела не могут участвовать в удалении наших грехов. Только то, что совершил Христос, и Он один, является источником вечного спасения. «Смирять души ваши» (ст. 27, 29) означает поститься. Даже в наше время для религиозных евреев этот день является днем поста и молитвы. Несмотря на то, что День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, на самом деле он был скорее днем поста, а не широкого празднества. Однако, после того, как с грехом было покончено, вместе с Праздником Кущей приходило время радости.

З. Праздник Кущей (23:33−44)

Праздник Кущей (евр. «суккот», что в переводе значит «шалаши»), начинался в пятнадцатый день седьмого месяца. На протяжении семи дней израильтяне жили в кущах (шалашах) (ст. 42), что символизировало окончательный покой и последнюю жатву, когда Израиль будет в безопасности на своей земле во время Тысячелетнего Царства. Праздник Кущей назывался также праздником собирания плодов (Исх 23:16). Этот праздник, как и некоторые другие, упомянутые в данной главе, ассоциировался с жатвой. Две субботы могут служить символами Тысячелетнего Царства и Вечного Покоя. Мойше и Сейл Розен так описывают Праздник Кущей:

«Евреи строили похожие на шалаши сооружения и жили в них во время праздника, что должно было напоминать им о временных жилищах, которые были у Израиля в пустыне. И по сей день многие иудеи строят для этого праздника открытые хижины с тремя стенами. Хижины украшаются ветвями и осенними фруктами — в напоминание о жатве. Все, кто могли, приходили каждый год в Иерусалим на этот праздник урожая. Храмовое богослужение в эти дни включало в себя ритуальное черпание воды из купальни Силоам. Обряд символизировал моление о зимнем дожде. Именно в это время Иисус сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37−38).

После окончательного Дня Искупления Израиля в Иерусалиме снова будет праздноваться Праздник Кущей (Зах 14:16). Посредством этих праздников Господь многому учил избранный народ. Учил Он его и тому, что между духовной и физической стороной жизни существует тесная связь. Времена изобилия и благословения были временем радости пред Господом. Именно Он ежедневно посылал им в изобилии все нужное для жизни. Праздники урожая служили средством выразить благодарность народа за благость Господа.

Обратите внимание на то, как часто повторяется заповедь, запрещающая повседневный труд даже рабам в эти дни (ст. 3, 7, 8, 21, 25, 28, 30, 31, 35, 36).

В праздниках Иеговы можно проследить определенную хронологическую последовательность. Суббота возвращает нас к тому дню, когда Бог покоился, сотворив небо и землю. Пасха и Праздник Опресноков свидетельствуют о Голгофе. Затем наступает Праздник Жатвы, символизирующий Воскресение Христа. День Пятидесятницы предвещает сошествие Святого Духа. Затем, обращаясь к будущему, мы видим в Празднике Труб Израиль, который снова соберется вместе. День Искупления предвещает тот день, когда остаток Израиля раскается и признает Иисуса Мессией. Наконец, Праздник Кущей символизирует Израиль в Тысячелетнем Царстве Христа.

Примечания:

 
Новый русский перевод
10 [57] — Первым собирали ячмень, соответственно первый урожай ячменя приносили во время праздника Пресных хлебов.
13 [58] — Вероятно, около 3,2 кг; так же в ст. 17.
13 [59] — Вероятно, около 1 л.
16 [60] — Последней собирали пшеницу, соответственно первый урожай пшеницы приносили во время праздника Недель.
27 [61] — Это включало в себя пост, но не ограничивалось им; так же в ст. 29 и 32.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.