Числа 11 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.
2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень.
4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;
6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.
7 Манна же была подобна кориандровому семени, видом как бдолах;
8 народ ходил и собирал её, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из неё лепёшки; вкус же её подобен был вкусу лепёшек с елеем.
9 И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.
10 Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея.
11 И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашёл милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?
12 разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребёнка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?
13 Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса».
14 Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжёл для меня;
15 когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашёл милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.
16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.
18 Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть:
19 не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней,
20 но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: «для чего было нам выходить из Египта?»
21 И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сём, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: «Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!»
22 заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберётся, чтобы удовлетворить их?
23 И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Моё к тебе, или нет?
24 Моисей вышел, и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа, и поставил их около скинии.
25 И сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух (они были из числа записанных, только не выходили к скинии), и они пророчествовали в стане.
27 И прибежал отрок, и донёс Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
30 И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.
31 И поднялся ветер от Господа, и принёс от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли.
32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.
33 Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.
34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ.
35 От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф и остановился в Асирофе.

Комментарии МакДональда

Б. Ропот в лагере (Глава 11)

11:1−3 Читателя поражает готовность народа роптать против Бога после всего того, что Он для них сделал. Секрет недовольства находим в первом стихе: «...начал истреблять край стана». Все недовольные находились в отдалении от ковчега. Огонь от Бога истребил край стана, дав этому месту название Тавера («пожар»). Некоторые переводы Библии гласят, что огонь истребил некоторых недовольных. В других переводах говорится, что огонь просто сжег самую отдаленную часть стана. Так или иначе, это было милостивое предостережение всему народу в целом о суде, который будет намного более строгим.

11:4−9 Второй ропот зародился прямо посреди стана, но на этот раз объяснение находим в слове «пришельцы» или «толпа». Некоторое число неверующих вышло вместе с Израилем из Египта, и это смешанное сообщество стало источником постоянной скорби для Израиля. Их недовольство оказалось заразительным для израильтян, побуждая их, изнывая, жаждать египетские яства, пренебрегая манной. Псалом 77:17−33 представляет нам Божественный комментарий этих событий.

Как странно, что душа,
которую Христос кормит небесной манной,
Готова опечалить Его своим нечестием и согрешить против Его любви.
Но еще большее чудо, что Тот, от Кого они отошли,
Станет терпеть их непокорную волю, и омоет их грехи.

11:10−15 Моисей сначала воззвал к Господу, рассказав Ему о своей неспособности заботиться о таком народе в одиночку; затем он описал свою полную неспособность найти достаточное количество мяса для такого множества. И, наконец, он попросил у Бога смерти, чтобы избавиться от этих проблем.

11:16, 17 Первый ответ Господа заключается в назначении семидесяти старейшин Израилевых, чтобы разделить с Моисеем бремя народа. Многие исследователи Писания ставят под сомнение тот факт, было ли это действительно Божьей волей для Моисея. Они полагают, что, поскольку Бог всегда наделяет человека достаточной силой для исполнения Своих повелений, в Моисее с уменьшением его обязанностей эта божественная сила уменьшилась. Ранее Моисей по совету своего тестя уже назначил людей для несения обязанностей гражданской власти (Исход 18:25; Второзаконие 1:9−15). Возможно, семьдесят старейшин были назначены для того, чтобы разделить духовное бремя. Эти два назначения являются отдельными и независимыми друг от друга.

11:18−23 Что касается народа, Бог сказал, что они получат достаточно мяса для еды. Он пошлет им столько мяса, что оно станет для них отвратительным. Израильтяне будут есть его целый месяц. Моисей сомневался, что это возможно, но Бог обещал исполнить Свои слова. По пути к горе Синай Бог чудесным образом даровал мясо сынам Израилевым (Исход 16:13). Моисей должен был помнить об этом и не сомневаться в Божьем могуществе. Как быстро, оказавшись в стесненных обстоятельствах, мы забываем былые проявления Божьей милости в нашей жизни!

11:24−30 Когда семьдесят мужей старейшин были официально помазаны на служение, Дух Божий почил на них и они стали пророчествовать; то есть, произносить откровения от Бога. Даже те двое из них, которые оставались в стане, пророчествовали. Иисус Навин, судя по всему, решил, что это представляет угрозу лидерству Моисея, и пытался запретить им. Но в своем благородном ответе в стихе 29 Моисей проявил величие духа.

11:31−35 Обещанное мясо появилось в виде тучи перепелов. Стих 31 может означать, что перепела летали на высоте двух локтей от земли, или покрыли землю слоем в два локтя. Второе вполне возможно; известны случаи, когда перепела, изнеможенные перелетом, опускались на палубу корабля в количестве, достаточном для того, чтобы потопить судно. Люди пустились пировать, насыщаясь мясом, но многие вскоре были поражены язвой. Это место было названо Киброт-Гаттаава («могилы прихоти»), потому что прихоти людей довели их до могилы. Следующим местом стоянки Израиля назван Асироф (ст. 35).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.