Числа 10 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
3 когда затрубят ими, соберётся к тебе всё общество ко входу скинии собрания;
4 когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы;
5 когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку;
6 когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; тревогу пусть трубят при отправлении их в путь;
7 а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу;
8 сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши;
9 и когда пойдёте на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших;
10 и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш.
11 Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения;
12 и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран.
13 И поднялись они в первый раз, по повелению Господню, данному через Моисея.
14 Поднято было во-первых знамя стана сынов Иудиных по ополчениям их; над ополчением их Наассон, сын Аминадава;
15 и над ополчением колена сынов Иссахаровых Нафанаил, сын Цуара;
16 и над ополчением колена сынов Завулоновых Елиав, сын Хелона.
17 И снята была скиния, и пошли сыны Гирсоновы и сыны Мерарины, носящие скинию.
18 И поднято было знамя стана Рувимова по ополчениям их; и над ополчением его Елицур, сын Шедеура;
19 и над ополчением колена сынов Симеоновых Шелумиил, сын Цуришаддая;
20 и над ополчением колена сынов Гадовых Елиасаф, сын Регуила.
21 Потом пошли сыны Каафовы, носящие святилище; скиния же была поставляема до прихода их.
22 И поднято было знамя стана сынов Ефремовых по ополчениям их; и над ополчением их Елишама, сын Аммиуда;
23 и над ополчением колена сынов Манассииных Гамалиил, сын Педацура;
24 и над ополчением колена сынов Вениаминовых Авидан, сын Гидеония.
25 Последним из всех станов поднято было знамя стана сынов Дановых с ополчениями их; и над ополчением их Ахиезер, сын Аммишаддая;
26 и над ополчением колена сынов Асировых Пагиил, сын Охрана;
27 и над ополчением колена сынов Неффалимовых Ахира, сын Енана.
28 Вот порядок шествия сынов Израилевых по ополчениям их. И отправились они.
29 И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «вам отдам его»; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрёк об Израиле.
30 Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину.
31 Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом;
32 если пойдёшь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе.
33 И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шёл пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться.
34 И облако Господне осеняло их днём, когда они отправлялись из стана.
35 Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!
36 А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!

Комментарии МакДональда

10:1−10 Господь повелел Моисею сделать две серебряные трубы. Они должны были использоваться для того, чтобы: (а) собирать все общество к входу скинии собрания (ст. 3, 7); (б) подавать сигнал, когда наступало время двигаться с места; (в) собирать князей и начальников (для этого использовалась только одна труба) (ст. 4); (г) трубить тревогу во время войны (ст.9); (д) объявлять особые дни, например, праздники (ст. 10).

Для этих целей использовались различные трубные сигналы. Сигнал тревоги в стихе 5 означал команду сниматься с места. Колена к востоку от скинии отправлялись в путь первыми. Когда тревога трубилась во второй раз, это было сигналом подниматься коленам к югу. Можно предположить, что колена, стоявшие с западной и северной стороны, пускались в путь по тому же образцу. Трубы должны были использоваться не только во время маршевых переходов по пустыне, но и во время пребывания в Обетованной Земле (ст. 9). Обратите внимание на слова «в земле вашей». Бог исполнит Свое обещание, данное Аврааму. Его потомкам будет дана земля, но их неповиновение и неверие задержат вход в эту землю на сорок лет.

II. ОТ СИНАЯ ДО РАВНИН МОАВА (10:11 — 22:1)

А. Выход из пустыни Синайской (10:11−36)

10:11 Стих 11 разделяет книгу на две части. До сего момента народ Израильский стоял станом у горы Синай. С этого стиха и до 22:1 повествование представляет собой описание перехода от горы Синай до равнин Моава, расположенных у самой границы Обетованной Земли. Это путешествие длилось почти сорок лет. В путь израильтяне отправились только в двадцатый день, после празднования второй Пасхи (см. Числа 9:10−11).

10:12, 13 Первая часть пути пролегла от горы Синай до пустыни Фаран. Однако, прежде чем достигнуть пустыни, израильтяне сделали три остановки — в Тавере, Киброт-Гаттааве и Асирофе. На самом деле, до пустыни Фаран они дошли только в Числах 12:16.

10:14−28 Далее приводится порядок, в котором двигались колена. Во главе шел начальник каждого из колен. Этот порядок соответствует описанному во второй главе с одним исключением: в 2:17 складывается впечатление, что левиты шли вслед за коленом Гада и перед коленом Ефрема. В 10:17 сыны Гирсоновы и Мерарины перечисляются после Завулона, а сыны Каафовы — после колена Гада. Судя по всему, сыны Гирсоновы и сыны Мерарины шли впереди, вместе с составляющими скинии, чтобы успеть установить ее на месте стоянки к тому времени, когда подойдут сыны Каафовы со священными сосудами.

10:29−32 Ховав был братом жены Моисея. Рагуил (в других местах он также называется Иофором) был отцом Ховава и тестем Моисея. Будучи мадианитянином, Ховав, вероятнее всего, хорошо знал пустыню. Возможно, именно поэтому Моисей пригласил его сопровождать израильтян: «Ты будешь для нас глазом». Многие толкователи Библии считают, что это приглашение стало проявлением недостатка веры Моисея, поскольку Бог уже пообещал вести и направлять Свой народ.

Другого мнения придерживается Курц, который предполагает:

«Облачный столб определял общее направление движения, месторасположение стана и длительность стоянки в данном месте; тем не менее, человеческая рассудительность не являлась лишней в том, что касалось устройства лагеря: как наилучшим образом объединить расположение источников воды, пастбища, укрытия, источники топлива. В этих деталях опыт Ховава и знание пустыни были бы чрезвычайно полезными в качестве дополнения к водительству облака».

10:33−34 Ковчег завета был завернут в завесу, которая отделяла Святое Святых от святилища (Числа 4:5). Его несли сыны Каафовы впереди всей процессии. Переход от Синая до Кадес-Варни длился три дня. Облако славы осеняло народ, и сам Господь усматривал им место, где остановиться.

10:35−36 Ничего не говорится о том, согласился ли Ховав сопровождать израильтян. Судя по стихам книги Судей 1:16 и 4:11, он отправился с ними, поскольку его потомки перечисляются среди народа Израилева. Когда ковчег поднимался в путь, Моисей обращался к Господу с просьбой о победе. И когда вечером ковчег останавливался, он молил Господа возвратиться к сынам Израилевым.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.