От Марка 7 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Комментарии Джона Райла

Синодальный перевод

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?
10 Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт».
11 А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван, то есть «дар Богу» то, чем бы ты от меня пользовался»,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
24 И, отправившись оттуда, пришёл в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нём женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из её дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого, косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись».
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 7:1−13

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Этот отрывок показывает, что человек по природе своей склонен искажать истину. К этим стихам должен постоянно возвращаться каждый, кто желает процветания Церкви Христа.

Во-первых, в этом отрывке наше внимание привлекает то, что иудейская вера находилась в плачевном состоянии во время земной жизни Христа. Разве это не прискорбно? Главные учителя иудейского народа осудили учеников нашего Господа лишь за то, что они ели хлеб, не помыв рук! Иудейские старейшины придавали огромное значение омовению чаш, кружек, котлов и скамей! Одним словом, люди, для которых важнее всего было исполнение внешних обрядов, считались самыми святыми в то время!

Помните, что в таком состоянии находился самый благословенный народ, которому был дан на горе Синай Божий закон и обетования и с которым были заключены заветы. Этот народ знал, как служить Богу, у него были священники. Моисей, Самуил, Давид и пророки жили среди этого народа. Но ни один народ так не пренебрегал благословениями и милостями Божьими, как Израиль! Золото самой высокой пробы потускнело. Иудеи отказались от веры Второзакония и Псалмов и стали мыть руки, горшки и скамейки! Как низко пали иудейские учителя! Нет ничего удивительного, что во время земного служения Иисуса Христа израильский народ был как овца без пастыря. Одно лишь соблюдение обрядов не может утолить духовный голод и освятить сердце.

Пусть история иудейской церкви послужит нам предупреждением и научит никогда не шутить с лжеучениями. Никогда нельзя сказать, к каким страшным последствиям может привести терпеливое к ним отношение. Однажды свернув с дороги истины, вы можете прийти к мытью горшков и чашек, как это случилось с книжниками и фарисеями. Если человек отворачивается от Слова Божьего, заблуждение начинает казаться ему безобидным и даже правильным. И в наши дни в некоторых церквах, где никогда не читают Писание и никогда не проповедуют Евангелие, вся вера заключается в том, чтобы соблюдать установленные человеком обряды. Когда-то эти церкви процветали, но, подобно иудейской церкви, сейчас они пришли в полный упадок. Поэтому переоценить опасность лжеучения невозможно. Малая закваска квасит все тесто. Будем же твердо держаться веры, однажды переданной святым *.

(*Хотя обычаи фарисеев нам кажутся абсурдными и смешными, к сожалению, у фарисеев никогда не было недостатка в последователях. Кажется, что только детям подстать заботиться о чистоте чашек и плошек, тем не менее не надо далеко ходить, чтобы увидеть, что и взрослые играют в эту игру. Как еще можно назвать тех, кто сегодня доказывает необходимость использования ризы, стихаря, туники, умывальницы, седалища, алтаря, крестной перегородки и тому подобного, как не детьми? Что сказать о тех, кто придает огромное значение церемониям, украшениям, жестам и позам в поклонении Богу, о чем Писание не говорит ни слова? Что это, как ни фарисейство? Что это, как ни приверженность человеческим обрядам? Разве эти люди могут привести в свою защиту такие аргументы, которые бы не приводили фарисеи? С тех пор прошло уже восемнадцать столетий, а люди, которые заботятся о мытье чашек, тарелок и скамеек, по-прежнему есть среди нас. Род фарисейский никогда не прерывался.)

Во-вторых, отметим, что формальное поклонение Богу абсолютно бесполезно. Наш Господь учит этому, вспоминая о пророчестве из Ветхого Завета: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».

Бог в первую очередь обращает внимание на сердце человека. Склоненная голова и приклоненные колени, понурое лицо и строгий вид, формальное «аминь» и привычные фразы — все это не делает поклонение духовным. Бог смотрит дальше и глубже. Он требует поклонения сердца. «Мой сын, — говорит Он каждому из нас, — отдай мне свое сердце».

Будем помнить об этом, присутствуя на церковном собрании. Если сердце ваше осталось дома, то нет никакого смысла в том, что вы пришли в церковь. Возможно, окружающие не поймут, что вы не искренни в поклонении Богу, а служитель посмотрит на вас с одобрением. Ваши друзья посчитают вас примерным христианином, а ближние увидят в вас образец для подражания. Возможно, ваш голос зазвучит громче других в молитве и прославлении. Но в глазах Бога это не будет иметь никакого значения, если ваше сердце отстоит далеко. Все это ничто пред Тем, кто умеет читать тайные помышления человека.

Будем же помнить об этом, когда молимся дома в уединении. Нет никакого смысла в том, чтобы произносить красивые слова, если сердце не поддерживает уста. Какая польза от того, что вы часами стоите на коленях, если мысли ваши находятся при этого где-то далеко-далеко? Бог видит, что внутри нас, и отвергает такое приношение. Только тем, кто молится сердцем, Он даст ответ. Может быть, вам кажется, что молитва ваша слаба и немощна. Возможно, вы не умеете подбирать подходящие слова в молитве и вам кажется, что получается какая-то несуразица. Но если такая молитва исходит из сердца, Бог обязательно поймет ее. Ему нравятся такие молитвы.

И наконец, следует обратить внимание на то, что человек всегда пытается что-то добавить к Слову Божьему. Трижды наш Господь обвиняет в этом фарисеев: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»; «хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы блюсти свое предание?», «устраняя Слово Божье преданием вашим». Сначала фарисеи добавили свои традиции к Писаниям, утверждая, что добавление это весьма полезно. Потом они поставили свои традиции на один уровень со Словом Божьим. В конце концов стали почитать их превыше Писания. Когда Господь Иисус пришел на землю, для иудейской церкви слова людей стали важнее Слова Божьего. Повиновение традициям стало истинной верой, а о повиновении Писанию напрочь забыли.

Как печально сознавать, что и в наши дни некоторые христиане идут по стопам фарисеев. История повторяется и повторяется с теми же самыми последствиями. Христиан заставляют соблюдать выдуманные человеком традиции, которые кажутся вполне мудрыми, но о которых Слово Божие ровным счетом ничего не говорит. Постепенно исполнению этих обрядов придается все больше и больше значения, пока они не начнут занимать место Божьих заповедей. Вскоре обряды начинают защищать с большей ревностью, чем само Слово Божье. Не надо далеко ходить за примерами. Об этом свидетельствует история нашей собственной церкви (*Преследование пуритан во времена правления Стюартов — это, по большому счету, преследование за несоблюдение традиций. Англиканская церковь потратила много сил на борьбу с несогласными, перестав обращать внимание на пьянство, сквернословие и другие явные грехи. Она наказывала за непослушание церковным правилам, но не обращала никакого внимания на то, что нарушались десять Божьих заповедей. Опыт показывает, что традиции сначала считаются полезными, потом необходимыми, а затем превращаются в идолов, которым все под страхом наказания обязаны поклоняться.).

Остережемся же добавлять что-либо свое к Слову Божьему как необходимое для спасения. Бог может наказать за это духовной слепотой. Добавить что-то к Библии — это все равно, что сказать, что Божье Слово несовершенно и что мы лучше Бога знаем, что необходимо для спасения. Авторитет Библии очень легко разрушить как добавлениями, так и убавлениями. Так же страшно скрывать истину за человеческими изобретениями, как и полностью отрицать ее. Только Библия должна быть основой нашей веры.

Давайте будем четко различать то, что заповедовал Бог в Своем Слове, и то, что говорят люди. Повеления Божьи необходимы для спасения, а повеления человеческие — нет. Какое-то время выдуманные человеком обряды могут быть полезны, но спасение не зависит от их исполнения. Для вечной жизни важны только требования Бога. Тот же, кто пренебрегает ими, сам губит свою душу.

(*Некоторого объяснения требует тот способ, при помощи которого фарисеи уклонились от исполнения пятой заповеди.

Мы должны помнить, что фарисеи открыто не заявляли о том, что пятую заповедь исполнять не нужно. Возможно, ее исполнению они придавали даже больше значения, чем все другие люди. Но, по сути, они все же отменили ее. Как же им это удалось?

Фарисеи учили, что человек может отдать на служение Богу ту часть имущества, которую он мог использовать для поддержания своих родителей, и, отдав ее, он освобождается от обязательства материально заботиться о них. Человеку надо было только сказать, что все его деньги «корван», то есть предназначены на святые цели, и заботиться о родителях было больше не нужно. Вроде бы Человек и не отрицал, что должен опекать своих родителей и восполнять их материальные нужды. Но, следуя выдуманной традиции, он возлагал на себя обязанности, которых не возлагал на него Сам Бог.

Иезуиты и другие защитники Римско-католической веры очень похожи на фарисеев, которые, заменяя традициями Слово Божье, заявляли, что пекутся о славе Божьей. Приведем здесь отрывок из комментария одного богослова. «Писание учит, что с точки зрения святости вся еда одинакова и все творение Божье хорошо. Но католические богословы свели на нет эти утверждения Библии своим учением о том, что в определенные периоды нужно воздерживаться от употребления мяса. Писание учит, что мы должны молиться одному Богу. Но католики свели на нет это учение, заявляя, что молитву нужно возносить еще и святым. Писание учит, что только Христос является нашим Посредником, Искупителем и Ходатаем. Но католики сделали ходатаями своих святых. Писание учит, что только Христос — Глава Церкви. Но католические богословы извратили и это учение, придумав свое о верховной власти папы. Писание учит, что каждый должен подчиняться высшей власти. Но католики отменили это учение, выведя из-под юрисдикции гражданской власти папу и духовенство. И наконец, точно так же, как в случае со Спасителем и фарисеями, они заявили, что, если ребенок отдан в монастырь, он освобождается от сыновних обязанностей перед своими родителями».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 7:14−23

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Во-первых, из этого отрывка мы видим, что люди понимают духовные истины с трудом. «Слушайте Меня все и разумейте», — говорит Христос. «Неужели и вы так непонятливы? — обращается наш Господь к ученикам. — Неужели не разумеете?»

Испорченность человеческой природы — всеобщая болезнь. Она поражает не только сердце, волю и сознание, но разум и память, лишая нас способности понимать. Человек, который прекрасно понимает все, что касается мирского, порой с трудом улавливает суть простейших христианских истин. Зачастую он совершенно не способен разобраться даже в простом Евангелии. Для него Благая весть — пустой звук или тайна за семью печатями. Для такого человека проповедь Евангелия — речь на незнакомом языке: он понимает то одно слово, то другое, но не может понять все. «Мир своею мудростью не познал Бога» (1Кор 1:21). Мир слышит, но не понимает.

Если вы хотите разбираться в духовных вопросах, вы должны ежедневно молиться о том, чтобы Дух Святой научил вас. Без Него даже самый могущественный разум и железная логика не смогут помочь. Когда вы читаете Библию или слушаете проповедь, все зависит от духа, с каким вы читаете или слушаете. Ключ к успеху — это смиренное, учительное сердце. Блажен тот, кто часто повторяет вслед за Давидом: «Научи меня уставам Твоим!» (Пс 118:64). Такой человек и поймет, и услышит.

Во-вторых, из этого отрывка мы видим, что в глазах Бога сердце — главный источник нечистоты. Нравственная чистота не зависит от того, умыт человек или нет, прикоснулся он к какому-то предмету или нет, ел какую-то пищу или нет, как этому учили фарисеи и книжники. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека».

В этих словах содержится истина, о которой часто забывают. Люди редко вспоминают о первородной греховности и склонности к злому. Если человек поступает плохо, его поведение объясняют влиянием плохих друзей, искушением или происками дьявола. Мы часто забываем, что каждый человек имеет внутри себя источник нечестия. Нам не нужна плохая компания, чтобы научиться злому, нам не нужны искушения дьявола, чтобы впасть в грех. Всякий грех берет начало в нас самих.

Особенно об этом нельзя забывать тогда, когда мы воспитываем своих детей. Как бы мы ни любили их, какими бы милыми они ни выглядели, никогда нельзя забывать, что в их сердцах есть семя зла и нечестия. Держа детей дома, их не спрячешь от греха: он живет в их сердце. Какие бы меры предосторожности вы ни принимали, ваш ребенок все равно не будет в безопасности до тех пор, пока не изменится его сердце. Если ребенок поступает дурно, мы чаще всего обвиняем его друзей. Но это глупо и недальновидно. Конечно, плохая компания — это большое зло, ее нужно избегать. Но никакая плохая компания не научит ребенка и половине того, чему может научить его собственное сердце, не обновленное Святым Духом. Всякое нечестие берет начало изнутри. Если бы родители просили в молитве у Бога обратить их детей с таким же пылом, как они пытаются оградить их от дурных товарищей, их дети были бы в большей безопасности.

(*Родители, которые не водят своих детей в школу, а дают им домашнее образование, забывают учение нашего Господа о человеческом сердце. Безусловно, в современных школах много плохого. Так и должно быть, в этом нет ничего удивительного. Но в то же время домашнее образование также таит в себе множество опасностей. Оно может оказать такое же пагубное влияние, какое иногда оказывает школьное образование. Однако в этом вопросе не может быть универсального правила. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Поэтому нельзя утверждать, что школьное образование — это всегда плохо, а домашнее — всегда хорошо. Такая точка зрения высказывается тогда, когда человек забывает, что сердце — это главный источник зла. Можно воспитывать ребенка дома, но, если его сердце не изменится, он все равно будет грешить.)

И наконец, из этого отрывка мы узнаем, что в человеческом сердце содержится очень много зла. Наш Господь говорит, что «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство — все это зло извнутрь исходит».

Обратите внимание, что Господь говорит о сердце каждого человека, а не о сердце какого-нибудь закоренелого преступника или тюремного заключенного. Христос говорит о всем человечестве. Каждый из нас, богатый или бедный, слуга или господин, молодой или старый, имеет именно такое сердце, какое описал Иисус. Семена зла находятся в каждом из нас. Они могут не прорастать в течение всей нашей жизни. Возможно, страх перед наказанием или осуждением окружающих, боязнь утраты авторитета или всемогущая благодать Божья не дает им взойти. Тем не менее зло есть в каждом человеке.

Как же должны смирять нас эти стихи! «Все мы сделались — как нечистый» в глазах Божьих (Ис 64:6). Господь видит, что в каждом из нас живет зло, которого мир не замечает, но Бог умеет читать в нашем сердце. Поэтому из всех грехов, к которым мы склонны, самоправедность — самый абсурдный.

Как же должны мы быть благодарны за Евангелие, когда читаем эти стихи! В нем есть все, что только требуется нашей грешной душе. Кровь Христа очищает от всякого греха. Святой Дух меняет наше сердце, а изменив, сохраняет чистым. Человек, который не благодарит Бога за Евангелие, очевидно не знает, какая болезнь поразила его душу.

Эти стихи учат нас быть осторожными. Как тщательно должны мы следить за своими мыслями, словами и поступками! Христос, перечисляя разного рода зло, которое живет в сердце, начинает со злых помыслов. Не будем же забывать об этом. Мысли рождают слова и дела. Молитесь же, чтобы Бог помог вам держать свои помыслы в порядке и не ввел в искушение.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 7:24−30

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Мы ничего не знаем о женщине, которая упоминается в этих стихах. Нам неизвестны ни ее имя, ни история жизни, ни причина, по которой она, язычница, жившая в пределах Тирских и Сидонских, пошла к Господу. Но то немногое, что мы узнаем, наполнено драгоценными уроками. Давайте же внимательно изучим эти наставления и обретем мудрость.

Во-первых, этот отрывок поощряет нас молиться за других. Эта женщина находилась в отчаянном положении: ее дочь была одержима нечистым духом. Ни одно лекарство не могло помочь при подобной болезни, никто не мог исцелить тела и души несчастной. Состояние девочки было немногим лучше смерти. Но мать услышала об Иисусе и решила попросить Его, «чтобы изгнал беса из ее дочери». Она молила за ту, которая была не в состоянии молить за себя, и не отступала, пока не получила просимое. По молитве эта женщина получила то, что никто из людей не мог ей дать. По молитве матери дочь исцелилась. Девочка не могла произнести и слова, но ее мать обратилась за нее к Иисусу, и не напрасно. И хотя женщина находилась практически в безвыходной ситуации, она молилась, а у того, кто молится, всегда есть надежда.

Это очень важный урок. Случай, описанный в этих стихах, не единичен. Библия очень часто повторяет, что на нас лежит обязанность молиться за других. В Писании мы находим много примеров, когда люди обретали благословения Божьи по молитве других. Вспомните о сыне царедворца в Капернауме, о слуге сотника, о дочери Иаира. Хотя это и удивительно, но Бог творит великое для души, когда за нее молятся друзья и родственники. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16).

Историю этой женщины особенно должны запомнить родители. Они не в силах дать своим детям новое сердце. Конечно, они могут дать своим детям христианское воспитание, направить в жизни, но они не в силах заставить их избрать Христа и полюбить Его. Тем не менее родители могут молиться за детей. Они могут просить у Бога обратить блудных сыновей, которые идут своим путем и с безумием совершают грех. Они могут просить Господа обратить их возлюбивших мир дочерей, для которых удовольствия важнее Бога. Такие молитвы очень часто приносят благословения. Никогда не забывайте о том, что дети, о которых много молились родители, очень редко идут в погибель. Поэтому просите за своих сыновей и дочерей. Даже если они не хотят разговаривать с вами о Боге, они не могут запретить вам разговаривать с Богом о них.

Во-вторых, этот отрывок учит нас быть настойчивыми в молитве за других. Казалось бы, женщина, о которой мы только что читали, сначала не получила ничего. Ответ нашего Господа на ее просьбу, по всей вероятности, должен был остановить ее. Но все же она не отчаялась и продолжала просить. Она убеждала Иисуса и не хотела принимать отказ. Она молила дать ей хотя бы «крохи» милости. Неотступностью и верою она тронула сердце Иисуса. «И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери».

Нам следует быть усердными в молитве. Как правило, мы очень быстро охладеваем, думая, что нет никакой пользы от того, что мы приближаемся к Богу. Наши руки быстро опускаются, а колени ослабевают. Сатана использует все доступные ему средства, чтобы отвратить нас от молитвы. Он убеждает нас оставить это занятие, особенно тогда, когда мы молимся за других. К сожалению, мы делаем это не так часто, как должны были бы. Иногда мы, правда, начинаем усердно молиться, но недолго. Мы не получаем немедленного ответа. Человек, за которого мы молились, продолжает упорствовать в грехе. Тогда мы приходим к выводу, что за него бесполезно молиться, и перестаем это делать.

Чтобы научиться настойчиво молиться за других, нужно почаще изучать историю этой женщины-язычницы. Помните, что она молилась, не переставая это делать, хотя сначала у нее был повод для отчаяния. И в конце концов она обрела великую радость. Последуйте же ее примеру.

А молитесь ли вы за себя? Человек, который никогда не просил о своей душе, не сможет просить за других. У такого человека нет Бога, нет Христа, нет надежды. Ему еще предстоит научиться основам веры. Если это вы, то пробудитесь и воззовите к Богу!

Вы молитесь за себя? Хорошо. Но молитесь ли вы за других? Опасайтесь просить Бога только о себе. Вспоминайте пред Богом обо всех, кого вы любите. Молитесь за всех: за ожесточившихся и неверующих. Год за годом продолжайте молиться за них, невзирая на то, что они по-прежнему упорствуют в своем неверии. Может быть, Бог явит Свою милость нескоро. Возможно, при жизни мы так и не получим ответа от него. Господь может не отвечать на нашу молитву десять, пятнадцать, двадцать лет. Но все же пока мы живем, давайте молиться за других. Самое большое благо, которое мы можем принести человеку, — это просить у Господа Иисуса Христа за него. В последний день откроется, что не последнюю роль в обращении многих людей сыграли молитвы за них их друзей.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 7:31−37

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Во-первых, обратим свое внимание на то, что в этом отрывке описано великое чудо. Мы читаем, что к Иисусу привели глухого и косноязычного человека с просьбой возложить на него руку. И как только эта просьба прозвучала, больной сразу же исцелился. Иисус одним Своим словом и касанием дал ему способность слышать и говорить. «И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».

Если вы, прочитав этот отрывок, подумали о том, что в нем говорится только о проявлении божественной силы нашего Господа, значит, вы извлекли из него не все уроки. Чтобы познать драгоценные духовные истины, нужно видеть не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто в глубине.

Этот отрывок показывает нам, что Господь может исцелить духовную глухоту. Бог может дать самому закоренелому грешнику способность слышать Его. Он может заставить грешника, который раньше смеялся над Евангелием, радоваться ему.

Этот отрывок также показывает нам, что Господь может исцелить и духовую немоту. Бог может научить ожесточившегося нечестивца взывать к Себе. Он может вложить новую песнь в уста того, кто прежде помышлял только о мирском. Господь может заставить самых плохих людей говорить о духовных истинах и свидетельствовать о Евангелии благодати Божьей.

Для Святого Духа все возможно. Поэтому не надо ставить крест на других или отчаиваться от того, что наше собственное сердце слишком плохое и не подлежит исправлению. Тот, кто исцелил глухого и косноязычного, по-прежнему жив. Тот, кто безнадежен с точки зрения человеческой нравственности, может быть исцелен Иисусом.

Во-вторых, отметим, каким особым образом наш Господь решил совершить это чудо. Мы читаем, что глухого и косноязычного привели к Иисусу. Он, «отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И воззрев на небо, вздохнул». И только после всего этого повелел: «еффафа», то есть «отверзись».

Все произошедшее, безусловно, есть тайна. Мы не знаем, почему Господь совершил эти действия, ведь достаточно было одного Его слова, чтобы здоровье вернулось к глухонемому. В Евангелии не говорится о том, почему Христос поступил именно так. Мы знаем лишь то, что результат Его действий был такой же, как и в тех случаях, когда Он исцелял по-другому, — человек выздоровел.

Поведение нашего Господа наводит на следующую мысль: Христос не был привязан к одному способу проявления своей силы среди людей. Он мог поступать по-разному. Враги Иисуса не могли обвинить Его в том, что Он всегда совершает одни и те же действия для того, чтобы добиться желаемого.

То же самое происходит и сегодня в Церкви Христовой. Мы видим, что в наше время Господь Иисус Христос также применяет различные средства, чтобы явить благодать грешнику. Иногда Он использует проповедь с кафедры, а иногда — в тиши прочитанный отрывок из Писания. Иногда Господь пробуждает людей, посылая им болезни и несчастья, а иногда — с помощью обличений и увещеваний друзей. Иногда Он использует средства благодати, чтобы заставить человека свернуть с пути греха. А иногда и вовсе не использует их. Христос не хочет, чтобы определенные средства благодати превращались в идолов. Он показывает нам, что мы не должны пренебрегать и другими методами обращения человека. Все средства хороши. Все они используются для одной великой цели — обращения души. Все в руках Того, кто «не дает отчета ни в каких делах Своих», кто знает лучше, что и как использовать в том или ином случае.

И наконец, отметим, как восприняли это чудо все видевшие его. Поняв, что произошло, они засвидетельствовали: «Все хорошо делает».

Вряд ли эти люди полностью понимали, что говорили тогда. Подобно Каиафе, они произнесли эти слова «не от себя» (Ин 11:51). Но все же их слова были полной правдой. Все истинные христиане должны как можно чаще вспоминать свидетельство этих людей, потому что оно дает несказанное утешение.

Пусть эти слова приходят вам на память, когда вы оборачиваетесь назад и смотрите на свою жизнь сразу же после обращения. Воистину, наш Господь все хорошо сделал. Он извлек нас из тьмы греха, смирил наше сердце и дал увидеть нашу греховность. Бог отвратил нас от идолов, поместив нас туда, где мы сейчас находимся, и дав нам все, что мы сейчас имеем. И все это он сделал хорошо! Велика милость Его в том, что мы не идем своим путем!

Давайте вспоминать эти слова, когда мы будем думать о днях грядущих. Мы не знаем, какими они будут, сколько их будет. Но мы знаем, что все в руках Того, кто все делает хорошо. Он никогда не ошибается, Он знает, что с нами делать. Господь может дать нам что-то или забрать, огорчить или порадовать, поселить здесь или там. И все это Он сделает по Своей совершенной мудрости, в нужное время и нужным образом. Великий Пастырь не совершает ошибок. Он ведет каждую Свою овцу по правильной дороге в вечные обители.

При этой жизни мы не сможем постигнуть всю глубину значения этих слов: «Господь все хорошо делает». Но после воскресения мы оглянемся назад, на свою жизнь, и поймем, что каждое событие в ней имело огромное значение. Мы вспомним, каким путем пришли к Богу и исповедаем, что Господь все хорошо сделал. Сейчас мы, скорее всего, не понимаем, почему в нашей жизни происходит то или иное, но тогда все станет ясно. Мы еще будем удивляться, как мы могли не понимать очевидного и сомневаться в любви нашего Господа. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор 13:12).

(*Многие комментаторы не могут объяснить, почему наш Господь Иисус Христос, исцеляя глухонемого, совершал все эти действия: вложил персты, плюнул, воззрел на небо, вздохнул. Приведем здесь замечания Лютера по этому поводу: «Христос вздыхал не только о языке и ушах этого несчастного, но о языке и ушах (то есть о сердце, теле и душе) всех людей: от Адама до последнего родившегося человека... Наш возлюбленный Господь прекрасно видел, сколько печали приносят человеку его язык и уши. Наибольшее зло христианству причинили не тираны (гнавшие и убивавшие за слово), а язык — небольшой орган, располагающийся во рту. Именно он принес больше всего вреда Царствию Божьему».)

Примечания:

 
Синодальный перевод
22 лихоимство — жадность, проценты с отданного взаймы капитала; корыстная, чрезмерная прибыль при денежных расчетах.
33 персты — пальцы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.