Библия » Толкования Августина

Исход 20 глава

Стих 1

Пусть они, если хотят, утверждают, вопреки собственному мнению, что о почитании Единого Бога и о необходимости остерегаться идолослужения не должно проповедовать тем, кто собирается креститься, а только уже крещеным. И пусть уже не говорят тем, кто собирается принять крещение, что их нужно научить лишь вере, которая есть в Боге, и что после принятия этого таинства они должны быть научены законам жизни по второй заповеди в том, что касается любви к ближнему. И то, и другое содержится в Законе, который получил народ после Красного моря, словно после крещения. Не так были распределены заповеди, что перед переходом через это море народ предупреждается о необходимости избегать идолослужения и после того как они перешли, услышал о том, что необходимо чтить отца и мать, нельзя прелюбодействовать, убивать и о прочем благом и честном человеческом образе жизни.

Источник: О вере и делах 11.17,CSEL 41:56

***

Моисей на горе получил Закон, написанный на каменных досках перстом Бога (18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31:18), чтобы дать его народу. Закон состоит из десяти заповедей, в которых не было заповедано ничего об обрезании, о жертвоприношениях животных, которые христиане теперь не совершают. В этих десяти заповедях, за исключением соблюдения субботы, мне говорится о том, чего христианин делать не должен: создавать и почитать идолов и любых других богов, кроме единого истинного Бога, произносить имя Бога всуе, не почитать родителей, развратничать, убивать, воровать, лжесвидетельствовать, прелюбодействовать, желать чужого. Кто скажет, что христианин не должен соблюдать этого? Пожалуй, не об этом законе, который записан на этих двух скрижалях, говорит апостол, что буква убивает (6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 2 Кор. 3:6), но о законе об обрезании и прочих древних и уже упраздненных обрядах.

О духе и букве 14.23,CSEL 60:176.

Стих 7

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа – Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин. 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное – значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь – это любовь к истине, то противоположность ей – любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

Источник: Проповеди, Сl.0284,8.SL41.105

***

Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Проповеди, Сl.0284,9.SL41.88

Стих 8

Глава XIII.

О праздновании субботы. – Христианская суббота.

Благие дела Его мы видим, а Его покой увидим после своих добрых дел. Для обозначения этого покоя, Он заповедовал евреям чтить один день. Евреи понимали это почитание в таком плотском смысл, что, видя Господа, обвиняли Его в том, что Он в этот день делает дело нашего спасения, но Он вполне справедливо отвечал им указанием на дело Отца, одинаково с которым Он занят делом не только управления тварями, но и нашего спасения. Во время явившейся благодати почитание субботы, которое выражалось в праздновании одного дня, снято с верных. В этой благодати празднует уже постоянную субботу тот, кто, что ни делает доброго, делает в надежде на будущий покой, и своими добрыми делами не хвалится, как будто бы обладая благом, которого бы не получил. Понимая и разумея таинство крещения, как день субботы, т. е. Господня покоя во гробе, он вкушает покой от прежних дел своих и, начав ходити в обновлении жизни (4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, Рим. 1:4), познает, что в нем действует Бог, который в одно и то же время и действует и почивает, с одной стороны проявляя Себя в соответствующем управлении тварью, с другой – в Себе Самом оставаясь вечно покойным.

Остальное толкование см. в 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Быт. 2:3

О книге Бытия буквально, 4

Иное толкование

Так иудеям было заповедано соблюдение субботы телесным образом, как и прочее, в значимых таинствах. Было предписано некое освобождение: то, что означает это освобождение, – делай. Духовное же освобождение – это мир сердца, а мир сердца происходит от ясности благого знания.Значит, тот действительно соблюдает субботу, кто не грешит. Ведь так приказано тем, кому приказано соблюдать субботу: не делайте никакого рабского труда: Всякий, делающий грех, есть раб греха (34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Ин. 8:34).

Проповеди, Cl.0284, 270 PL38.1242.40

Нам не приказано соблюдать субботний день буквально, в качестве отдыха от телесного труда, как его соблюдают иудеи – само их соблюдение... если только не означает некий душевный покой, достойно осмеяния. Отсюда мы справедливо полагаем, что для возбуждения любви, которой мы склоняемся к покою, подходит все, о чем образно говорится в Писании, ибо в Декалоге это только образно предписано, когда говорится о покое, который всегда приятен, но только в Боге является святым и определенным. Однако день Господень заповедан не иудеям, а христианам по причине воскресения Господа, и из-за этого он является праздничным. Ибо души всех святых до воскресения тела находятся в покое, а не в действии, которым одушевляются вновь полученные тела.

Источник: Послания 55, CSEL 34.2:193

***

Как будто излишне – говорить христианину о соблюдении субботы. На самом же деле не только не лишне, но и необходимо: ведь это – тень (17 это есть тень будущего, а тело – во Христе. Кол. 2:17). Суббота удерживает народ от рабского труда – разве нам не запрещается рабский труд? Слушай Господа: Всякий, делающий грех, есть раб греха (34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Ин. 8:34). Соблюдение субботы – это то же самое, что надеяться на Бога в том, что мы не будем грешить, ведь написано: Бог почил в день седьмой от всех дел Своих (2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Быт. 2:2). Бог отдохнул – Бог заставляет и тебя отдохнуть. Где потрудился Бог, чтобы отдохнуть, Он, Который все создал Словом?

Проповеди, Cl.0284,179A.MiAgl.675.12.

Стих 11

Таинство субботы, которое мы, христиане, духовно храним, было заповедано нашим древним отцам, чтобы удержаться от всякого рабского дела, то есть от всякого греха, ибо Господь говорит: Всякий, делающий грех, есть раб греха (34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Ин. 8:34), и иметь покой в нашем сердце, то есть духовный мир. И хотя мы пытаемся достичь этого в этом веке, тем не менее не достигнем такого совершенного успокоения, пока не уйдем из этой жизни.

Трактат на Евангелие от Иоанна, Сl. 0278, 20.2.12

Стих 12

Если ты боишься, что твой сын не будет служить тебе, не получив богатства, то почтение зависит не от любви, а от цены. Насколько лучше сын бедняка, сын обремененного бедностью и нуждающегося человека, который, ничего не ожидая от своего отца, ибо у него ничего нет, что он мог бы ему оставить, изо всех сил, в поте лица ухаживает за ним! Иногда и сыновья богачей, испытывая страх Божий, не ожидая ничего от своих родителей, но так как они – родители и родили их, и воспитали, и Бог заповедовал, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, – также оказывают им уважение. Но там, где предложено вознаграждение, чувства скрыты.

Источник: Проповеди,Сl. 0284, 45.SL41.86

***

Человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей?

Источник: Проповеди,С1. 0284, 9.SL41.271

Стих 13

Неужели там написано: Не убивай? Если это всегда является злом, то как оправдаются от этого преступления праведники, убившие многих людей уже после получения Закона? (21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. Нав. 6:21). Но будет дан ответ, что выполняющий некое справедливое предписание не является убийцей.

Источник: Против лжи 13.23,CSEL 41:443

***

Не случайно в священных канонических книгах нельзя найти Божественного предписания или дозволения на то, чтобы мы причиняли смерть самим себе даже ради приобретения бессмертия или ради избежания и освобождения от зла. Когда Закон говорит: Не убивай, надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство, ибо, сказав это, он не прибавляет «ближнего твоего», подобно тому как, воспрещая ложное свидетельство, он говорит: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исх. 20:16).

Источник: О граде Божием, Сl. 0313, SL47.1.20.1

Стих 14

Все, что заповедует Бог, например: Не прелюбодействуй, и все, что не повелевается, но предлагается в качестве совета, например: Хорошо человеку не касаться женщины (1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 1 Кор. 7:1), – все это правильно исполняется тогда, когда направляется к любви Бога и ближнего ради Бога.

Энхиридион,Сl. 0295, 32.12.

Стих 16

Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше... ибо в самом Декалоге написано: Не произноси ложного свидетельства, что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Прем. 1:11), говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь1 . Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5:37). Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека (22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, Еф. 4:22), под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф. 4:25).

Против лжи 5.6, CSEL 41:420

Примечания

  • 1 – Ср. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. Пс. 5:7 (LXX)

***

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа (24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. Мф. 14:24; 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. Мк. 4:37).

Проповеди, Сl. 0284, 75.PL38.476. 31.

Стих 17

Закон говорит: Не желай, – чтобы мы, обнаружив, что и сами подвержены этой болезни, искали лекарства милости и благодаря этому предписанию знали и то, каким образом следует вести себя в этой временной жизни, и то, как мы можем достичь этого прекрасного бессмертия. Ибо если бы его никогда нельзя было бы достичь, то не было бы и такого повеления.

О браке и вожделении 1.32,CSEL 42:244

Иное толкование

Боясь оружия и стрел, и людей, окружающих и бегущих навстречу, даже лев отказывается от добычи. И тем не менее, лев идет, лев возвращается. Он не схватил добычу, но и не оставил коварного замысла. Если и ты таков, то для этого есть Закон, по которому тебе нужно поступать, чтобы не мучаться. Велика ли заслуга – бояться наказания? Кто же не боится его?

Проповеди,Сl. 0284, 169.PL38.919.39

В чем состоит уничтожение зла, как не в словах Закона: Не желай? Вообще ничего не желать есть совершенное благо, так как есть уничтожение зла. Он так говорил: «Я не имею возможности творить добро» (18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Рим. 7:18), так как он не может делать, чтобы не желать. Он делал только так, чтобы сдерживать желание и не ставить тело в зависимость от желания.

Трактат на Евангелие от Иоанна, Сl. 0278, 41.12.26.

Иное толкование

Ты знаешь, что Закон говорит: Не желай. Возникло желание, которого ты не знал раньше, – оно было внутри, но ты о нем не знал. Ты попытался победить то, что было внутри, и показалось то, что было скрыто. Гордец, ты сделался лицемером по Закону (15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Рим. 7:15-19) – познай милость и восхвали ее (25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Рим. 7:25) .

Проповеди, Сl. 0284, 26.SL41.193

Чтобы мне не говорить много, среди прочих предписаний находится: «Не желай вещей ближнего твоего». Не желай: проходя мимо чужого имения, не вздыхай о том, как оно прекрасно. Вещи ближнего твоего не желай. Есть Господня земля и что наполняет ее (1 Псалом Давида. [В первый день недели.] Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, Пс. 23:1): что ты не получил, если познал Бога? Поэтому не желай вещи ближнего твоего.

Проповеди, 676 Сl. 0284, 252A.MiAgl.714.35

Стих 19

Посмотрите, что там и что здесь. Там народ долго стоял, был страх, любви не было. Ведь они настолько испугались, что сказали Моисею: Говори ты с нами... чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Ведь, как написано, Господь сошел на Синай в огне, напугав стоявший там долго народ, и написал перстом Своим на камне (18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31:18), но не на сердце. Когда же здесь пришел Святой Дух, все верные были собраны вместе. Он не напугал их на горе, но вошел в дом. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Деян. 2:2). Был шум, но никто не испугался. Ты услышал звук, посмотри и на огонь, потому что оба они были на горе, но там был дым, а здесь – тихий огонь. Писание говорит, что они увидели разделяющиеся языки, как бы огненные (3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян. 2:3). Разве пугал издалека? Нет. И они почили... на каждом из них... и они начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деян. 2:3-4). Слушай речь и понимай Дух, Который пишет не на камне, но на сердце.

Проповеди,Сl. 0284, 155.PL38.843. 40

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Исход, 20 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Поделитесь ссылкой:


Исход 20 глава в переводах:
  1. Синодальный перевод
  2. Новый русский перевод
  3. Библейской Лиги ERV
  4. Cовременный перевод WBTC
  5. Под редакцией Кулаковых
  6. Макария Глухарева
Исход 20 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Комментарии МакДональда
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкование Далласской семинарии


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.