Стих 2

Итак, здесь тот, кто явился, сначала назван ангелом Господним, а затем Богом. Так не является ли ангел Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова? Но тогда его нужно считать Самим Спасителем, о Котором апостол говорит: Их и отцы, и от них Христос во плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки (5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Рим 9:5). Следовательно, вполне разумно считать, что Тот, Кто есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки», является Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но почему Он сначала назван ангелом Господним, когда явился в пламени огня из среды тернового куста? Не потому ли, что это был один из многих ангелов, который по Божественному устроению выражал собой Лицо Господа (personam Domini) своего? Или же потому, что это было нечто тварное, что было воспринято Им, чтобы явиться в зримом образе и чтобы произносимые слова были слышимы, чем, как требовалось, обозначилось незримое присутствие Господа для телесных человеческих чувств посредством подвластного Ему творения? Но если это был один из ангелов, кто бы мог с легкостью подтвердить, было ли на него возложено возвестить о Лице Сына или же Святого Духа, или же Бога Отца, или же о Самой единой Троице, Которая есть единый и единственный Бог, отчего Он и говорит: Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? Ведь мы не можем сказать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Сын Божий, а Бог Отец не является. Но ведь точно так же никто не осмелится отрицать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Дух Святой или Сама Троица, Которую мы считаем Единым Богом. Ибо тот, кто не есть Бог, не является Богом отцов. Далее, если не только Отец является Богом, как признают все и даже еретики, но также и Сын, Которого, хотят они того или нет, вынуждены таковым признавать, поскольку о Нем апостолом сказано: сущий над всем Бог, благословенный во веки; также и Святой Дух, ибо о Нем апостол говорит: Не знаете ли, что тела ваши, суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога… посему прославляйте Бога в телах ваших (19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. 1Кор 6:19−20). И эти Трое суть Один Бог, как исповедует кафолическое благомыслие; остается недостаточно ясным, которое из Лиц Троицы выражал ангел (если он был одним из остальных), и выражал ли он какое-то отдельное Лицо, а не Саму Троицу.

О Троице.

Стих 4

Господь воззвал к нему из куста. Господь под видом ангела? Или Господь — тот ангел, который был назван ангелом великого совета (6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. //В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его». Ис 9:6) , и имеется в виду Христос? Ведь, кроме того, сказано: И явился ему Ангел Господень [в пламени огня из среды тернового куста] (2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Исх 3:2).

Источник: Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270, 2.Quaest. Exodi. 3.39

Стих 5

Какой обувью мы пользуемся? Это ремни из кожи павших животных. Кожаные ремни мертвых животных служат для нас покровом для ног. Что же от нас требуется? Отказаться от мертвых дел. Это показано к славе на примере Моисея, когда Господь говорит ему: Сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Что есть святая земля, как не Церковь Божия? Стоя на ней, давайте снимем обувь, откажемся от мертвых дел.

Проповеди.

***

Итак, стойте в сердце вашем, чтобы никто вас не подвигнул с места, чтобы никто вас не смог поколебать. Апостол показал нам, что значит это стояние, о котором сказано Моисею: Место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Ведь никто не стоит иначе, как верою, никто не стоит, кроме как тот, кто тверд в убеждении своего сердца.

Послания,Сl. 0160 1(М), 14.41.256.415.

Стих 6

Пусть ваша любовь посмотрит на столь великую тайну: Бог свидетельствует и говорит: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Разве не было других патриархов? Не было до них святого Ноя, который единственный в целом человеческом роде со всем своим домом удостоился быть спасенным от потопа, в котором и в сыновьях которого была изображена Церковь? Они избегают потопа, носимые деревом. Затем еще множество великих, которых мы знаем, о которых сообщает Священное Писание, например, Моисей верный во всем доме Его. Но называются только те трое, словно только они удостоились Его: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова; вот имя Мое на веки (6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх 3:6), (15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Исх 3:15). Великая тайна! Господь может и уста наши открыть и сердца ваши, чтобы мы могли говорить, как Он удостоил открыть, а вы могли понимать, как полезно для вас. Так, этих патриархов три — Авраам, Исаак, Иаков. Вы уже знаете, что у Иакова было 12 сыновей, и отсюда народ Израиля, так как сам Иаков — Израиль, и народ Израиля из 12 колен, восходящих к 12 сыновьям Израиля. Авраам, Исаак и Иаков — три отца и один народ; три отца, которые обозначают народ, и сам первый народ, теперешний народ. В народе иудейском изображен народ христианский. Там — образ, здесь — истина, там — тень, здесь — тело, по слову апостола: Все это происходило с ними, как образы (11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 1Кор 10:11). Апостол говорит: «Это написано в наставление нам, достигшим последних веков». Пусть теперь ваш разум снова вернется к Аврааму, Исааку и Иакову. Мы видим, что этим трем людям повиновались как свободные женщины, так и рабыни. Мы видим у них детей свободных, видим и детей рабынь. Рабыня не означает ничего хорошего. Говорится: «Выгони рабыню и сына ее, ибо сын рабыни не наследует вместе с сыном свободной». Апостол вспоминает это и говорит, что в этих двух сынах Авраама был образ двух Заветов: Ветхого и Нового. К Ветхому Завету относятся избирающие временное, избирающие век, к Новому Завету — избирающие вечную жизнь. Поэтому этот земной Иерусалим был тенью небесного Иерусалима, нашей общей матери, которая на небесах. Это слова апостола. И оттуда мы идем в этот город. Вы уже много узнали, много услышали. Мы обнаружили удивительную вещь в этих детях, то есть в этом потомстве, в этих поколениях свободных и рабынь; то есть четыре поколения людей, в которых исполняется образ будущего христианского народа, так что не удивительно, что об этих коленах сказано: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Стих 8

Должны ли мы понимать землю, где течет молоко и мед, в духовном смысле, так как в собственном смысле слова это не была та земля, которая была дана народу Израиля? Или это был оборот речи для восхваления богатства и приятности [той земли]?

Источник: Вопросы на Семикнижие, CL.0270,2.Quaest.Exodi.4.43

***

Действительно, если бы та земля, о которой говорили, что в ней течет молоко и мед, не означала нечто великого, он не вел бы тех, кто понимал его чудеса, через видимое таинство к невидимому — к благодати и Царству Небесному, и тогда их никоим образом нельзя было бы обвинить в том, что они ни во что не ставили эту землю, чье временное царство мы должны ни во что ставить, чтобы выбрать Иерусалим, нашу свободную мать, которая на небесах, истинно желанную (26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Гал 4:26).

Изъяснения Псалмов,Cl.0283,SL40.105.22.4.

Стих 9

Не как вопль содомлян (20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; Быт 18:20) , который означает вину без страха и стыда.

Вопросы на Семикнижие, Сl.0270, 2.Quaest.Exodi. 5.49

Стих 14

Эта вечная и неизменная Природа, которая есть Бог, имеющий в Себе Самом причину бытия, как и сказано Моисею: Аз есмъ сый, т. е. [существующий] совершенно иначе, чем как существует все, Им сотворенное, ибо существует истинно и первоначально, потому что всегда таков же, не только не изменяется, но и совершенно не может изменяться, не переходит ни во что, Им сотворенное, и все имеет в Себе первоначально, как самосущий; Он не сотворил бы ничего, если бы не созерцал, ни созерцал бы, если бы не имел, ни имел бы всего этого, когда оно еще не было сотворено, если [не имел] так, как существует Он Сам не сотворенный, — хотя, говорю, эта вечная и неизменная природа есть субстанция неизреченная и не может быть выражена человеком человеку иначе, как при помощи некоторых слов, обозначающих время и пространство (хотя она и существует раньше всякого времени и пространства)

О книге Бытия буквально, 5.16

Иное толкование

Он все же, несомненно, есть субстанция или, говоря точнее, сущность, что погречески звучит как ousia. Ибо как «мудрость» производится от «мудрого», а «знание» от «знать», так от «сущего» производится «Сущность». И кто же есть больший, нежели Тот, Кто сказал рабу: Я есмь Сущий, и: Так скажи Сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам? Однако же другие предметы, называющиеся сущностями или субстанциями, допускают изменения, посредством которых в них происходит большая или меньшая перемена. С Богом же ничего такого произойти не может. Поэтому неизменная субстанция или сущность, которая есть Бог, — одна единственная и, конечно же, ей более всего подобает быть сущей, от чего и возникает само название сущности.

О Троице.

Удивительно и божественно Господь наш сказал своему рабу: Я есмь Сущий и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Действительно, Он Сам существует, так как Он не изменяется; ибо всякое изменение означает, что то, что было, уже не существует. Следовательно, существует Тот, Кто не изменяется; прочее, что было Им сотворено, от Него в свою меру начало свое существование.

О природе добра.

Иное толкование

Ведь Тот существует в высшей степени и изначально, Кто является вообще неизменным и Кто действительно смог сказать: Я есмь Сущий, и: Скажи им: Сущий послал меня к вам, чтобы все остальное, что существует, могло существовать только в Нем и быть хорошим настолько, насколько восприняло свое существование.

Об учении христианском.

Ничто с такой силой не высказывается в этих Священных Писаниях, как известное мнение Платона, что философ есть человек, любящий Бога. А главное, что более всего побуждает и меня почти соглашаться с мнением, что Платону не были неизвестны те книги, это следующее: когда ангел передавал святому Моисею слова Божии, то на вопрос последнего, как зовут Того, Кто повелевал ему идти к еврейскому народу для освобождения его из Египта, ему был дан ответ: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам, то есть как бы в сравнении с Ним, Который существует истинно, поскольку неизменяем, все, что сотворено изменяемым, не существует; именно этой мысли горячо придерживался и старательно проводил ее Платон. И я не знаю, находится ли подобное где-нибудь в книгах тех, которые жили до Платона, за исключением этого места.

О граде Божием.

Иное толкование

Хотя эта неизменяемая и невыразимая [Божественная] природа не принимает «был и будет», но только «есть», сама она на самом деле есть сущая, так как не может измениться. И поэтому только Ему подобало говорить: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Однако из-за изменяемости времен, в которых вращается наша смертность и наша изменяемость, мы говорим уверенно [о Боге]: «И был, и будет, и есть». Был — в предыдущие века, есть — в настоящее время, будет — в будущем. Был, так как не было времени, когда Его не было; будет, так как не будет времени, когда Его не будет; есть, так как Он есть всегда.

Возможно, и самому Моисею было трудно, и тем более трудно будет нам понять сказанное: Я есмь сущий, и: Сущий послал меня к вам. И даже если бы Моисей это понял, то когда бы поняли это те, к кому он был послан? Поэтому Господь отложил то, что человек не может понять, и добавил то, что он понять может. Ведь Он говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх 3:6). Это ты можешь понять, но какой ум может понять: Я есмь Сущий?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Что же означает, что Он затем еще раз сказал о Своем другом имени? Здесь: «Я называюсь Сущий», а там: «У Меня есть другое имя: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх 3:6). Ибо, хотя Бог является неизменным и все сотворил по милосердию, Сам Сын Божий соизволил, приняв на Себя изменяющуюся плоть, оставаясь тем, что есть Слово Божие, прийти и спасти человека. Итак, Сущий принял на Себя смертную плоть, так что может быть сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Когда Моисей спросил об имени Бога, ему было сказано: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Что же это? О Боже, о Господь наш, как Твое имя? Он сказал: «Я называюсь Сущий». Что значит: «Я называюсь Сущий»? Я пребываю в вечности, так как не могу изменяться. То, что изменяется, не существует, ибо не пребывает. То, что существует, остается. То, что изменяется, некогда было и некогда будет, но не существует, ибо изменяется. Значит, неизменяемость Бога по праву называется так: Я есмь Сущий.

Проповеди.

Стих 21

 1. Всякий, кто станет внимательно рассматривать действия домостроительства, относящиеся к двум Заветам и распределенные в соответствии с соразмерностью сроков по возрастам человеческого рода, вполне поймет, насколько могу я предположить, что подходит первому возрасту человеческого рода, а что — последующему. Ведь Божий Промысл прекрасно всем управляет, так что вся преемственность поколений от Адама до скончания века распределяется точно так же, как у отдельного человека [распределяется] течение его времени в соответствии с определенными возрастами от детства до старости. И поэтому обращающему благоговейную душу к Божественным чтениям должно различать также и степени добродетели в нравах, по мере их приближения к высшей и совершенной человеческой добродетели. Ибо если он вдруг обнаружит, что иногда малое предписывается малым, а иногда большее — большим, не следует ему, сочтя грехами меньшее в сравнении с большим, заключать из этого, что прилично Богу предписывать таковые людям. Но ныне о степенях добродетели рассуждать слишком долго, и потому достаточно того, что относится к разрешению настоящего вопроса. Что касается обмана, то высшая и совершенная добродетель — никого не обманывать и соблюдать сказанное: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф 5:37). Но поскольку это предписано тем, кому обещано уже Царство Небесное, а достигнуть того большего, за что причитается такая награда — великая добродетель; ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, Мф 11:12), то следует спросить, какими степенями можно достичь этой вершины и совершенства. Понятно, что на этих степенях находятся те, кому обещано было пока что земное царство. Подобным обещанием они, как малые дети, приуготовлялись, и, выпросив земные радости, пока что желанные для них, у единого Бога и Господа всего, начиная с этого и возрастая духом, решались надеяться также и на небесные. Поэтому как высшая и почти божественная добродетель состоит в том, чтобы никого не обманывать, так и предельный порок — в том, чтобы обманывать кого угодно. Для направляющихся от этого предельного порока к той высшей добродетели есть степень — никого из друзей или незнакомцев не обманывать, но врагов иногда обманывать. Отсюда [происходит] также и сказанное поэтом, что уже почти вошло в пословицу: «Хитрость и храбрость в битве с врагами равны!» (Вергилий, «Энеида»). Однако могут, как часто бывает это, и врага обманывать несправедливо, как например, когда заключают некий договор о временном мире, именуемый перемирием, и не соблюдают обещания, и в других подобных случаях. И поэтому гораздо более чист и близок к упомянутой высшей добродетели тот, кто, даже если и желает обмануть врага, все же обманывает его не иначе как по Божественному изволению. Ибо какого наказания или награды кто достоин, знает или только лишь Бог, или, во всяком случае, [Он знает это] намного лучше и вернее, чем люди.

   2. А потому Бог, разумеется, Сам лично никого не обманывает, ибо Он — Отец Истины и Истина и Дух Истины. Но, воздавая достойное достойным (ведь и это также относится к справедливости и истине), Он пользуется для возмездия и вознаграждения теми душами, которые находятся на соответствующих уровнях. Итак, если кто-либо заслуживает быть обманутым, то Бог не только Сам лично не обманывает его, но [не обманывает] и через такого человека, который уже любит подобающим образом и упорствует в соблюдении [Господнего повеления]: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф 5:37). Также [Он не обманывает] и при помощи ангела, которому не подходит личина обмана, но [делает это] или посредством такого человека, который не отрекся еще от страстных желаний подобного рода, или через такого ангела, который по причине извращенности своей воли помещен на низших уровнях природы, либо для кары грешников, либо для упражнения и очищения тех, кто возрождается по Богу. Ведь мы читаем, что царь был обманут неверным прорицанием лжепророков, так что можем обнаружить, что это совершилось не без Божественного суда, поскольку царь заслуживал быть подобным образом обманутым. И [совершилось это] не через ангела Божия, которому не приличествует воспринимать обязанность обмана, но при помощи ангела заблуждения, добровольно и с радостью стремившегося к тому, чтобы на него была возложена подобная роль (6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя. 7 И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа? 8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так. 9 И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая. 10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. 11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их. 12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 13 Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе. 14 И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. 15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа. 17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом. 18 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое? 19 И сказал [Михей]: [не так; не я, а] выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; 20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. 23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе. 24 И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? 25 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться, 26 и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, 27 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире. 28 И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ! 29 И пошел царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому. 30 И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение. 31 Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским. 32 Начальники колесниц, увидев Иосафата, подумали: "верно это царь Израильский", и поворотили на него, чтобы сразиться с ним. И закричал Иосафат. 33 Начальники колесниц, видя, что это не Израильский царь, поворотили от него. 34 А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. 35 Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. 36 И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю! 37 И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. 3Цар 22:6−37). Ведь с помощью некоторых мест Св. Писания более доступно изъясняется то, что усердный и благочестивый читатель может найти также и в других местах, где это менее ясно. Ибо подобным образом Бог наш для блага душ Духом Святым приспособил Божественные Книги, по-скольку пожелал, чтобы мы не только питались ясным, но и упражнялись темным. Итак, на основании того неизреченного и возвышенного управления вещами, которое совершается Божественным Промыслом, в разумной душе как бы записан естественный закон, чтобы и в образе жизни, и в земных нравах люди соблюдали подобие приведенного выше распределения. Потому и судья считает недостойным и беззаконным сам лично казнить осужденного, но по его приговору делает это палач, назначенный для [исполнения] этой обязанности по своей склонности [к подобным делам], чтобы тот, кто по своей жестокости может казнить даже невинного, сдерживаемый законами, казнил лишь осужденного. Ведь не сам лично делает это судья, и не посредством правителя, адвоката или кого-либо другого, исполняющего свои обязанности, на кого не приличествует возлагать подобное поручение. Поэтому также мы пользуемся неразумными животными для того, что нечестиво делать при помощи людей. Ибо вор, несомненно, заслуживает терзания укусами, но человек делает это не сам лично, и не при помощи сына, родственника или кого-либо из своего дома, но при помощи собаки, и этому животному подобает поступать так сообразно уровню [своей] природы. Итак, если должно, чтобы кто-либо претерпел то, что не подобает делать другим, то некие служители являются посредниками, и на них бывают возложены подобающие обязанности. И используя их, сама справедливость руководит не только тем, чтобы каждый претерпел то, что ему следует претерпеть, но также и этими действующими, ибо им не меньше приличествует так поступать. А потому, поскольку и египтяне были достойны обмана, и народ Израильский в соответствии с тогдашним возрастом человеческого рода находился еще на таком уровне нравов, что не недостойно для него было обмануть врагов, то случилось, что Бог повелел или, вернее, дозволил сообразно их влечению, чтобы они потребовали у египтян золотые и серебряные сосуды, которых они страстно желали, стремясь пока еще к земному царству, — потребовали, не собираясь их отдавать, и получили, как будто собирались вернуть. Бог пожелал, чтобы и награда за столь продолжительные труды и тягости сообразно с уровнем этих душ не была несправедливой; чтобы не несправедливым было также и наказание тех, кого достойно заставил Он потерять то, что должны были бы они получить назад. Итак, Бог не обманщик, — ибо кто не сочтет, что верить в это преступно и нечестиво? — но справедливейший распределитель наград и ролей, нечто — что достойно Его одного и Ему одному приличествует, как например, просвещать души и Самого Себя представлять им для всецелого наслаждения, делая их мудрыми и блаженными — делающий лично Сам; другое [совершающий] при помощи служащего Ему творения, расположенного в соответствии с непреложными законами сообразно заслугам; и кому-то Он приказывает, а кому-то дозволяет, так что подобным образом Божественный Промысл простирается вплоть до управления малыми птицами, как говорит Господь в Евангелии, и до украшения [полевой] травы, а также и до числа наших волос (26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Мф 6:26−30, 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; Мф 10:29−30, 6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. 7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Лк 12:6−7, 24−28). Об этом сказано также: «Достигает же от конца и до конца крепко, и управляет всем приятно» (1 Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Прем 8:1).

   3. А по поводу того, что посредством подчиненных Его законам служений душ Бог наказывает и воздает заслуживающим заслуженные кары, в то время как Сам пребывает в высшей степени невозмутимым, написано вполне ясно: «Ты почитаешь несвойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Ибо сила Твоя есть начало правды, и поскольку Ты Господь всех, Ты принуждаешь Себя щадить всех. Силу Твою Ты показываешь неверующим в совершенство силы, а в знающих обличаешь дерзость. Свое же, будучи Господом сил, Ты судишь с кротостью, и управляешь нами с великой милостью» (15 Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. 16 Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех. 17 Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость; 18 но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле. Прем 12:15−18).

   4. Также подтверждает Господь и то, что сперва в земных вещах совершается восхождение к небесной праведности, предписываемой более твердым, когда говорит Он: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Лк 16:12) А то, что сообразно своему уровню бывает научаема душа, и Сам Господь показывает, говоря: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Ин 16:12), и апостол [подтверждает], когда говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах; потому что вы еще плотские» (1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 1Кор 3:1−3). Итак, то, что произошло с ними в соответствии с их уровнем, мы видим осуществляющимся и во всем человеческом роде, так что одно повелевается плотским людям, другое — духовным, в соответствующие времена. Итак, не удивительно, что тем, кто были еще достойны обманывать, было приказано обманывать врагов, заслуживающих быть обманутыми. Ибо не были еще достойны они того, чтобы им было сказано: «Любите врагов ваших», но такими были, что надлежало говорить им лишь так: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Мф 5:43−44). Ведь еще не время было преподать, в сколь широком смысле надлежит понимать этого ближнего. Итак, некое начало было положено под детоводителем, чтобы учителю осталось привести к совершенству. Причем тот же Бог и детоводителя дал младенцам, а именно закон через своего слугу, и учителя возросшим, то есть Евангелие через Своего Единственного [Сына].

Вопрос 53 из 83

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Исход, 3 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Исход 3 глава в переводах:
Исход 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.