Стих 3

Бог настойчиво говорит: Я ожесточу сердце фараоново, и словно объясняет причину, почему Он это сделает. Я ожесточу, — говорит Он, — сердце фараоново и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской, словно для умножения и явления знамений Бога в Египте было необходимо ожесточение сердца фараона. Итак, Бог хорошо применяет сердца злых людей для того, чтобы явить добрым или тем, кого Он собирается сделать добрыми, то, что Он хочет. И хотя у каждого сердца есть склонность к коварству, то есть какое бы склонное ко злу сердце человек не имел, это является его собственным пороком, ибо выросло из собственного желания, однако желания такого плохого свойства, что оно изменяется то сюда, то туда, и, когда туда или сюда изменяется дурно, получается, что душа подталкивается этими прилогами. Эти прилоги — существуют они или нет — не во власти человека, но они происходят из тайного, совершенно справедливого и премудрого предвидения Бога, Который распоряжается и управляет созданной Им вселенной.

Значит то, что фараон имел такое сердце, которое не склонилось к милосердию, несмотря на долготерпение Бога, но, наоборот, к нечестию, было его собственным пороком. То, что произошло, — что сердце, настолько злое в своем заблуждении, противилось этим приказаниям Бога, было, что называется, ожесточенным, так как не соглашалось податливо, но оставалось неподатливым, — произошло по Божественному определению, по которому такому сердцу готовилось не только не неправедное, но очевидно справедливое наказание, которым, боясь Бога, исправляются. Предположим, например, что за совершение убийства предлагают деньги, и один движим жадностью, а другой презирает богатство. Один соглашается совершить преступления, а другой — нет. Однако предложение самой прибыли не зависело ни от кого из них. Итак, к злым людям приходят прилоги, которые не в их власти, но они обнаруживают в них то, что с ними уже сделали их собственные пороки из возникшего желания. Поэтому нужно подумать, нельзя ли понять слова: Я ожесточу, в значении: «Я покажу, насколько ожесточено».

Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi.18.218.

Стих 10

На самом деле это не было сделано для того, чтобы помочь с голосом тому, кому по необходимости был дан Аарон, — из-за косноязычия Моисея. Но надо было бросить жезл, чтобы он сделался змеем. Почему Моисей сам этого не сделал, если не потому, что это посредничество самого Аарона между Моисеем и фараоном является образом чего-то важного?

Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi.19.251.

***

Под змеем подразумевается смерть, которую он принес в рай с помощью беседы (См. 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Быт 3:1−7), когда через создающего (т.е. змея) показывается то, что создается (т.е. смерть). Значит, превращение жезла в змея знаменует переход Христа к смерти, а превращение змея в жезл — воскресение Христово с Его Телом, которое есть Церковь (Ср. 24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, Кол 1:24). Это произойдет в конце времен, что обозначает хвост змея, за который взялся Моисей, чтобы он превратился в жезл (См. 4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Исх 4:4). Змеи же волхвов, словно мертвые этого века, они, если не поверят во Христа, то, словно поглощенные, войдут в Его Тело, воскреснуть же в Нем не смогут.

О Троице. Сl. 0329, SL50.3.9.61.

Стих 11

А сколько чудесного было совершено Моисеем в Египте для освобождения народа Божия от ига рабства, причем дозволено было совершить некоторые чудеса и волхвам фараона, т. е. египетского царя, угнетавшего этот народ, чтобы тем чудеснее побеждены были они Моисеем? Они действовали при помощи волхвований и чародейства, которым преданы злые ангелы, т. е. демоны.

***

Святые служители Божии, если полезно, чтобы они имели этот дар, в соответствии с общественным и как бы царским законом, то есть по власти Вышнего Бога, побуждают низшие власти сотворить некое видимое чудо. Ведь в них повелевает Сам Бог, поскольку они — храм Его и, презрев свою личную власть, пламенно любят Его. А в колдовских повелениях злые духи, чтобы подчинить себе тех, кому дают таковое с целью обольщения, предоставляют успех их молитвам и мистериям, даруя в соответствии с личным правом то, что позволено им дать хвалящим их, служащим им и соблюдающим некое соглашение с ними в таинствах. И если кажется, что чародеи повелевают, то в действительности они устрашают низших духов именами более высоких, чтобы явить удивляющимся нечто видимое, что по немощи плоти кажется великим тем из людей, кто не способен созерцать вечное, являемое любящим Его Самим истинным Богом. А допускает успех чародеев Бог, все справедливо устроивший, чтобы сообразно страстям и желаниям распределить их служения и свободы, и если когда-либо призыванием Вышнего Бога они добиваются чего-либо по своим злым стремлениям, то это кара, а не благодать. Ведь не зря сказал апостол: Предал их Бог в похоти сердца их (24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим 1:24). Ибо склонность к совершению некоторых грехов — это наказание за другие, предшествующие.

А что касается сказанного Господом: Невозможно, чтобы сатана изгонял сатану (23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Мк 3:23), то, чтобы кто-либо не счел, если изгонит он демонов, пользуясь именами неких низших властей, что это изречение Господа ложно, пусть поймет, что это сказано в том смысле, что в подобном случае сатана, даже если щадит тело или телесные чувства, то для того щадит, чтобы господствовать с большим торжеством посредством заблуждения нечестия в самой воле человека. И таким образом не исходит сатана, но, скорее, проникает еще глубже, чтобы действовать так, как говорит апостол: Сообразно князю господства этого воздуха, действующего ныне в сынах противления (2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Еф 2:2). Ибо не станет он смущать или истязать их телесные чувства или же угнетать их тела, но будет царствовать в их воле или, скорее, страстном желании.

А когда говорит Господь, что лжепророки сотворят многие знамения и чудеса, чтобы, если это возможно, прельстить даже и избранных (Ср. 24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мф 24:24), то этим Он, разумеется, дает нам понять, что даже грешные люди творят некие чудеса, которых не могут сделать святые. Однако не следует из-за этого считать, что их положение перед Богом лучше. Ведь чародеи египетские не были более приятны Богу, чем народ израильский на том основании, что не мог этот народ сделать совершенного ими, хотя Моисей силой Божией смог больше. Но с этой целью не всем святым эти чудеса даруются, чтобы немощные не впали в весьма губительное заблуждение, полагая, что в подобных деяниях заключаются большие дары, чем в делах праведности, которыми приобретается вечная жизнь. Поэтому Господь запрещает ученикам радоваться в подобных случаях, говоря: Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, порадуйтесь, что имена ваши написаны на небесах (20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Лк 10:20).

Поэтому, когда чародеи делают то, что иногда совершают и святые, то внешне это кажется одинаковым, но совершается с разной целью и по разному праву. Ведь первые совершают, ища своей славы, а вторые — славы Божией, первые творят благодаря тому, что позволено властям в частном порядке, подобно частной торговле и благотворению, а вторые — в порядке общественного управления и по приказу Того, Кому подчинено все творение. Ведь одно дело, когда владелец вынужден дать коня воину, а другое, когда он продает его купцу либо кому-нибудь дарит или одалживает. И как многие дурные воины, которых осуждает императорский порядок, при помощи знаков императорской власти для своей выгоды запугивают некоторых владельцев и вымогают у них то, что не приказано им общественным правом, так точно иногда и дурные христиане, раскольники или еретики именем Христовым или же при помощи христианских слов и таинств требуют чего-либо от властей, обязанных повиноваться достоинству Христа. И когда те подчиняются воле дурных повелителей, то подчиняются, чтобы совратить людей, заблуждению которых радуются. Поэтому по-разному творят чудеса чародеи, хорошие христиане и христиане дурные: чародеи — при помощи частных соглашений, добрые христиане — благодаря общественной справедливости, дурные христиане — при помощи знаков общественной справедливости.

О различных вопросах. Сl. 0289, 79.31.

Стих 12

Но Моисей с помощью ангелов легко превзошел их, будучи настолько же могущественнее их, насколько и праведнее во имя Господа, сотворившего небо и землю.

***

А сколько чудесного было совершено Моисеем в Египте для освобождения народа Божия от ига рабства, причем дозволено было совершить некоторые чудеса и волхвам фараона, то есть египетского царя, угнетавшего этот народ, чтобы тем чудеснее побеждены были они Моисеем! Они действовали при помощи волхований и чародейства, которым преданы злые ангелы, то есть демоны. Но Моисей с помощью ангелов легко превзошел их, будучи настолько же могущественнее их, насколько и праведнее во имя Господа, сотворившего небо и землю.

О граде Божием. Сl. 0313,SL47.10.8.16.

Стих 22

Ты спрашивал о том, каким образом волхвы фараона смогли сделать нечто подобное после того, как вся вода в Египте превратилась в кровь. На этот вопрос можно дать два ответа: или это могло произойти с морской водой, или, что более вероятно, в той области, где находились сыны Израиля, таких бедствий не случалось. Это место в Писании ясно показывает некоторым, что нужно понимать, даже когда об этом не сказано.

Послания 143. CSEL 44.1:250.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Исход, 7 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.