Библия » Библия говорит Библия говорит сегодня

От Иоанна 17 От Иоанна 17 глава

3. Заступничество: первосвященническая молитва

Мы приближаемся к одному из ярчайших откровений в этом Евангелии. Темпл описывает это место как, «возможно, самый священный отрывок изо всех четырех Евангелий» [Temple, р. 293.].

Молитва за оставляемых учеников имеет долгую историю, идущую от лютеранского теолога XVI в. Дейвида Хитрея назад к Кириллу Александрийскому, жившему в начале V в. Название этой молитвы свидетельствует о небесном заступничестве нашего Господа (ср.: Рим 8:34; Евр 7:25), но необходимо помнить, что молитва произносится на земле, а не на небесах, и произносится в определенный момент служения Иисуса. Хоскинс, а в след за ним и Уэсткотт предлагают название «первосвященническая молитва», что точнее отражает исторические условия и ее назначение.

Однако нас волнует другой вопрос: почему Иисус произносит молитву именно в этот момент? И почему Святой Дух счел нужным дать нам подробное описание этой молитвы? Эти вопросы редко обсуждаются богословами, но они, несомненно, имеют очень большое значение для толкования этой главы.

Этот вопрос затрагивает Кальвин. Наблюдая связь между молитвой и предыдущими рассуждениями, он пишет: «Здесь Иисус показывает всем учителям, что они должны не только распространять Слово Божье, но и подкреплять его молитвами, привлекая тем самым помощь Господа, чтобы Его благословение сделало их дело более плодотворным» [J. Calvin, 2, р. 134.]. Каждый, кто взял на себя ответственность учить Слову Божьему с кафедры, на уроках в воскресной школе, в богословских колледжах или в других менее формальных условиях, должен помнить об этом образце, представленном Иисусом, и «сочетать учение с молитвами». Духовно мертвые проповеди, уроки и лекции не тронут сердца студентов или учеников. Конечно, молитву нельзя измерить количеством, но все же современной западной церкви молитвы не хватает. Слово Божье и молитва неразрывно связаны. Именно через молитву Слово Божье открывается нам. Молитва — это цена власти, и церковь Иисуса Христа не вернет потерянную власть до тех пор, пока не откроет эту основную библейскую истину.

Мы также замечаем, что молитва возносится именно в тот момент, когда Иисус приближается к распятию. Искупительная смерть Иисуса — это не само собой разумеющееся последствие. Тот факт, что ради этой цели он «исшел» от славы Отца (4) или что Его служение привело к этому моменту (см. ссылки к слову «час»), не подразумевает, что такое окончание неизбежно. Предание Себя смерти — это новый и особый акт повиновения со стороны Иисуса, пока не «пробил час», все должно быть сделано. Он должен снова предстать перед Отцом и в дальнейшем акте самоотречения, ради замысла Отца, намеренно позволить возложить Себя на жертвенный алтарь. Часто повторяемая «первосвященническая молитва» необходима любому живущему по воле Божьей.

Однако для этой молитвы есть еще одна основная причина. Это нужды учеников — и за них Я посвящаю Себя (19). Поэтому мы задаем себе вопрос: почему Иисус, посылая учеников в мир для служения во имя Его, не только наставляет, но и молится, чтобы их служение было успешным (23), и в молитве предлагает Себя в жертву? Ответ лежит в поразительной истине о том, что дело христианской общины в служении раскрывается во внутреннем диалоге между двумя Божествами и в самопожертвовании Сына. Таким образом, историческое служение последователей Христа в мире, охватывающее непосредственное свидетельство учеников (6−19) и продолжение миссии на протяжении веков до нынешних дней (20−26), объединяется в этой молитве и через нее предлагается Отцу. Это наш важнейший источник, откуда мы черпаем силы для служения. Дары, которыми мы пользуемся, молитвы, которые мы воздаем, проповеди, которые мы провозглашаем, милость и сострадание, которые мы проявляем по отношению к другим, — все вытекает из этого важнейшего момента в преддверии Голгофы, когда Иисус в молитве преподносит служение церкви Отцу.

Здесь также заключается наивысшее утешение для слуг Христа. Наши дела и свидетельства, во всем своем разнообразии, уже заранее суммированы, исцелены, обновлены и доведены до конца в святом ответе Христа на призыв Отца. Таким образом, недостатки нашего служения — неверие, многочисленные неповиновения, эгоизм, вялость, трусость и компромисс с миром — уже преодолены. Служение становится актом, в котором жертвоприношение и вознесение Христа провозглашаются в мир до того времени, как придет Тот, Кто доведет наше служение до конца.

Утверждения такого рода не лишают нас ответственности. Они обозначают, что мы должны признать истинную основу нашего служения и поместить ее в параметры конечной цели Господа. Служение, видимое таким образом, — это очень многообещающее занятие, несмотря на жесткое противостояние мира и его неверие, невероятное количество тех, кто еще не слышал Слово Господа, и нужды тех, кто взывает к спасению рабов Христа. Иисус помолился за нас. Те, которых Ты дал Мне (9), придут к Нему. Служение, как и жертвоприношение, будет доведено до конца.

Молитва также напоминает нам о нашей несоизмеримой ценности для Господа. То, что Отец и Сын объединили свои усилия в деле на благо Церкви, показывает, какое большое значение она имеет для Бога. Конечно, наше служение имеет цель прославления Самого Господа (13:31; 17:1), но эта слава распространяется также и на Его Церковь. Необычайно волнующе осознавать, что Иисус молится также и за каждого из нас (20 — за верующих в Меня по слову их). С этой точки зрения, данная молитва предвещает верховное служение Иисуса на небесах. Он молился за нас, Он молится за нас. Большего утешения представить невозможно.

Данная молитва разделяется на три части. Сначала Иисус молится за себя (1−5), за учеников (6−19) и за всех верующих (20−26).

1) Иисус молится за Себя (17:1−5)

Место, где молится Иисус, не указывается. Если два предыдущих рассуждения происходили, как мы уже указывали, в верхней комнате, то вполне возможно, что там же произносилась и молитва. Ст. 1 гл. 18 производит впечатление смены места. Также возникает вопрос об отношении данной молитвы с той, что Иисус произносит в Гефсиманском саду, записанной в трех других Евангелиях (Мк 14:32−42 и параллельные места). Здесь наблюдаются явные совпадения. Обе они сосредоточены вокруг приближающегося жертвоприношения Христа, и обе ведут к моменту наивысшего самоотречения. Однако, с другой стороны, их настроение и содержание различаются, и поэтому лучше всего их рассматривать как дополняющих друг друга.

Первое слово Христа имеет решающее значение — Отче! Греческое слово pater переводит арамейское Abba — Авва (ср.: Рим 8:15; Гал 4:6). В общей сложности, в Евангелиях записана двадцать одна молитва Христа. И в каждом случае Он использует именно это слово для обращения. (Единственное исключение приводится в Мф 27:46.) До Иисуса никто и никогда не употреблял это слово для обращения к Богу — ни в ветхозаветных молитвах, ни в иудаистских литургиях, дошедших до нас из I в., ни в Кумранских свитках. Причина этого очевидна — Авва означает «папа» или «папочка». Так обращается к своему отцу малыш. Для предшественников и современников Христа этот термин был чересчур фамильярным, а поэтому недопустимым при обращении к Всемогущему. Но Иисус использует его регулярно, что свидетельствует о Его уникальной близости с Отцом, о чем говорится в данном Евангелии. В абсолютном доверии, заключающемся в этом слове, Иисус идет на распятие.

То, что настал кризисный момент, не подвергается сомнению; «пришел час Мой» (ср.: 2:4; 7:6, 8; 8:20; 12:23, 27, 31; 13:1, 31). Перспектива неминуемой смерти открывает наши самые сокровенные заботы. Смерть Христа уникальна, и все же на этом уровне она ничем не отличается от других смертей. Когда Иисус молится в преддверии Голгофы, мы узнаем Его самые сокровенные заботы. На самом деле забота только одна, что неудивительно для нас, — слава Его Отца (1; ср.: 12:28). Она достигается путем Его собственного прославления. Прославь Сына Твоего, ибо через Его возвышение и желание принять смерть прославится Сам Отец. В этом слава Господня отличается от славы человеческой. Сын ищет славы для Отца; Отец ищет славы для Сына. Прославление другого, а не себя, — это и есть истинная слава (12:43).

Первое прошение раскрывает всю суть молитвы; все остальное — комментарий. Оно также связывает молитву с началом рассуждений. «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (13:31).

Прославление Отца достигается двумя взаимосвязанными путями. Первый — это дарование жизни (2). Как мы уже заметили, служение Иисуса прославляет как Отца, так и Сына. Однако распятие — это не одиночная «игра», где Отец и Сын стремятся прославить друг друга, не касаясь мира, в котором это все происходит. Действие, прославляющее Отца и Сына, также дарует жизнь падшим грешникам. Другими словами, прославление, в котором прославляется другой, выражается не только в отношении Отца и Сына, но и в их совместном сотворении блага и прославления творений Божьих, которые и составляют мир. Только из любви к миру Отец послал Сына, и Сын отдает Свою жизнь (3:16; 1Ин 4:7−14).

Вечная жизнь, конечно же, как и везде у Иоанна, — это жизнь, дарованная свыше, жизнь царства Божьего. Здесь описываются два аспекта этой жизни. Первый — это ее источник, это дар Сына (2). Для того чтобы этот дар стал доступным для нас, необходимо, чтобы Отец вручил Сыну верховную власть. Верховная власть Христа узаконена Его пасхальной победой (Рим 1:4). Эта верховная власть делает возможной верховное служение учеников (Мф 28:18), и как результат этого служения — дар вечной жизни. Как Господь над всеми, Иисус имеет власть даровать эту жизнь любому. Но, из-за человеческого неверия, не каждый ее получит. Тот, кто получает, знает, что источник ее лежит не в них самих, а в деянии Господа. Они — это дар Отца Сыну (2). «В различии между „всеми людьми” и „всеми теми, которых Ты даровал Ему”, выражается неминуемая трагедия милости Господа — она [милость] предлагается всем, но не многие ее получают, и те, кто ее получает, есть избранные» [Е. С. Hoskyns, р. 498.].

Во-вторых, Иисус объясняет природу вечной жизни. Это жизнь, при которой знают и Отца, и Сына (3). Вечность жизни относится скорее к качеств/жизни, а не к ее количеству. Конечно же, она разделяет победу Христа над смертью, которую Он добыл через смерть и воскресение, и поэтому она «бесконечна», но это не главная ее особенность. Это жизнь «со знанием Бога». «Вечная жизнь — это скорее знание Вечного Бога» [D. A. Carson, John, p. 556.]. Мы были сотворены для этого, и без этого человеческий дух будет вовеки алчущим. Августин выразил это следующим образом: «Ты сотворил нас для Себя, и наши сердца будут беспокойными до тех пор, пока они не найдут покоя в Тебе». Этот дар непосредственного знания Господа — есть обещание нового договора.

«И уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: „познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь» (Иер 31:34).

Это знание включает знание и Отца, и Сына. Иисус — это Тот, через Кого мы познаем Господа, но это не все, что мы можем узнать о Господе. Бог — это Отец, Сын и Святой Дух, и хотя каждая из этих личностей — это истинный и полноценный Бог, а поэтому и вечный, все же всю полноту Господа мы можем наблюдать только в совокупности этих трех личностей. «Знание Господа» значит знание всех трех Божеств. Для этого мы были сотворены и это — настоящая жизнь!

Говорить о том, что «познание Господа» — это высшая цель нашего бытия, как это делает здесь Иисус, не означает, что мы должны отказаться от этого мира и погрузиться в какое-то сверхъестественное существование. Господь, Которого мы знаем, — это Творец, так же как и Искупитель (см. коммент. к 1:3). Но мир ни внутренний, ни внешний не может удовлетворить нас; это не было замыслом Господа. Вне мира мы ищем Господина мира, вечного Бога славы, милости, величия, Отца, Сына и Святого Духа. Вечность позволяет нам познать Его глубже, через более полноценное ощущение Того, Кто бесконечен. Получить дар вечной жизни — это не конечная цель нашего путешествия; в некотором смысле, это только начало.

Второе выражение славы Господа — это завершение дела (4). Это упоминание о деле Иисуса, очевидно, включает в себя приближающееся дело распятия и воскресения, через которые достигается прославление Отца. Это утверждение также применимо и к ученикам, посланным служить в мир. Мы также должны прославлять Того, Кто призвал нас, продолжая Его дело в мире.

Данный текст проясняет некоторые аспекты христианского служения. Во-первых, он указывает на наше верховное побуждение — прославление Господа. «Для Господа, стоящего надо всем, а не для нас мы были созданы» (Кальвин). Если наша главная цель — «прославлять Господа и радовать Его вечно», то вот и способ достижения этой цели — исполнение Его миссии в мире. Эта истина также исключает любую двусмысленность в богослужении и свидетельстве. Богослужение, не ведущее к свидетельству, — бесплодно и не прославляет Господа. Свидетельство — это, само по себе, форма богослужения, истинное прославление Отца и Сына. Далее, если мотив для нашего служения — это прославление Господа, то служение с целью прославления какой-либо человеческой организации или человека обречено на осуждение. Мы должны служить ради славы Всевышнего.

Иисус говорит о прославлении Господа на земле. Господь прославляется также и на небесах, но уже не от нашего служения. Только здесь, на земле, мы имеем для этого возможность, и мы не должны ее упускать. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (9:4).

Данный текст также говорит об определенном ограничении (4): дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Если посмотреть на служение Иисуса с разных точек зрения, то мы увидим и другие ограничения, возложенные на Иисуса. С географической точки зрения, вся Его жизнь прошла в пределах центральной Палестины. Он никогда не видел ни Рима, ни Афин, ни Александрии, не говоря уже о более дальних уголках планеты. Его жизнь также была ограничена с точки зрения некоторых чувственных переживаний. Он не познал радостей брака, заботы отцовства, проблем зрелого возраста или ограничений старости. Даже с точки зрения Его учения и исцеляющей деятельности, в Палестине в то время существовало множество нуждающихся, которым Он не помог ни словом, ни делом. И все же Его служение было совершенным и целостным, так как Он делал только то, что Отец поручил Ему исполнить. Поэтому в конце Он мог искренне сказать: «Я совершил дело» или более проникновенно, в последние минуты на кресте: «Совершилось». Такие же ограничения возложены на каждого последователя Христа. Господь не призывает нас достучаться до всего мира или помочь всем нуждающимся в мире. Для нас есть определенная работа, и, исполняя эти определенные дела как можно усерднее, мы служим Господу и находим покой.

В конце концов, данный текст говорит нам о необходимом завершении. Для прославления Господа необходимо не только начать дело, но и успешно его завершить. Фраза «спасется тот, кто вытерпит до конца» имеет отношение как к служению, так и к спасению. Свидетельство Павла должно стать девизом для каждого служителя Христа: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4:7). Молитва сэра Уолтера Рэли также затрагивает данный аспект:

«Господи Боже, когда Ты поручаешь Своим рабам какое-нибудь дело, дай нам также силы не только начать его, но продолжить и довести до конца, чтобы прославить имя Твое через Того, Кто для свершения Твоего дела положил Свою жизнь, — нашего Искупителя Иисуса Христа».

Для Иисуса завершение дела стоило жизни, но только через исполнение последней воли Отца Он прославил Себя, и через Себя — Отца, а также искупил весь мир.

Вступительная часть молитвы заканчивается просьбой Иисуса о сохранении Отцом для Него славы, которую Он имел прежде бытия мира. Как указывает Хэнчин, приняв облик человека, Иисус лишился славы (ср.: Флп 2:5−8) [Е. Haenchen, 2, р. 502.]. Расплата Иисуса за служение на земле началась еще во время Его пребывания с Отцом.

В этой последней просьбе Иисус поднимается над Своими бурлящими эмоциями и думает о конечной цели Своего служения. «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12:2). Как спортсмен, не обращающий внимания на попытки соперников помешать ему, движется к победе, так и Иисус проходит через боль и унижения, видя перед собой славу, которую даст Ему Отец после мученической смерти."

2) Иисус молится за учеников (17:6−19)

Иисус помолился, чтобы Отец прославил Его после того, как Он свершит дело, которое Отец поручил Ему. Затем Он молится за учеников. И смысл этого ясен. Ученики — это наглядное проявление завершения Его дела. Он пришел, чтобы освятить Себя, но цель этого — чтобы и они были освящены (19). Таким образом, великий искупительный замысел Господа фокусируется на маленькой группе людей, сидящих в верхней комнате в пасхальный вечер, которые готовы отречься и покинуть своего Учителя, разбежавшись как испуганные овцы. И все же, как знает Иисус и свидетельствует об этом в данном отрывке, они не будут потеряны, но станут зерном великого урожая в последний день — Церковью, видящей Его славу (24). «Прославленный Сын Господа свершил Свое дело, принеся в мир мессианское сообщество преданных учеников. Таким образом, дело Иисуса определяется не как всеобщее провозглашение Отцовства Господа и братства людей, но скорее как сотворение Церкви, состоящей из людей из плоти и крови, оторванных от мира, к которому они до этого принадлежали, „силой Господа”» [Е. С. Hoskyns, р. 499.].

Молитва Иисуса об учениках разделяется на две части. Впервой части Он дает определение Своим ученикам, которые составляют предмет Его молитвы (6−10); и во второй части Он молит Отца за них, что составляет прошение Его молитвы.

а) Предмет молитвы Иисуса (17:6−10)

Ст. 6, 9, 10 сообщают нам о владельце. Ученики были собственностью Отца — которых Ты дал Мне (6, 9). В ст. 10 владение обоюдно между Отцом и Сыном: И все Мое Твое, и Твое Мое. Здесь присутствует элемент предопределения, как и в других местах данного Евангелия (ср.: 6:37; 12:37−40; 15:16), где, в конечном счете, Отец и Сын — едины (см. коммент. к 1:1 и 6:37). Однако нужно отметить, что Иисус говорит о этих людях как о «уразумевших» (7) и «уверовавших», хотя это не исключает их избранности. Также мы видим здесь пользу — так как они были призваны Господом, они находятся в полной безопасности. Это очень кстати, так как Иисус готов открыть врага, который жаждет расправиться с ними.

Ст. 7, 8 описывают их знание. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть (7). Несмотря на многочисленные ограничения в их понимании, ученики осознали главную истину, что Иисуса можно постичь только с точки зрения Отца. Они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня (8). Следует отметить, что суверенность по поводу Христа явилась через принятие Его слов (8). Все другие основания — исторические, философские или моральные — могут только способствовать нашей вере. Но самое главное — это верить Его словам.

Ст. 10 говорит об их достижении. И Я прославился в них. Более ободряющих слов трудно найти во всем Новом Завете. Если мы вспомним все достижения учеников до этого момента, то это замечательное утверждение. Весь его смысл будет осознан только после Пятидесятницы и в последующие годы. Однако даже тогда ученики не были совершенны. Прославление Христа Его учениками покоится в нашей вере в Него, как в Спасителя, что подтверждает Его дело и прославляет Его. Однако это не означает, что наше прославление Его зависит от нашей веры. То, что Иисус, не имеющий нив чем нужды, все же может быть прославлен через наше повиновение и служение, должно быть большим стимулом для того, чтобы мы жили ради Него.

б) Прошение молитвы Иисуса (17:11−19)

Отношения Иисуса с этими людьми совсем скоро изменятся коренным образом. Я уже не в мире, но они в мире (11). Уход Иисуса — это кризис для учеников, который побуждает Иисуса молиться. Во время этого «отсутствия» (включая как дни до Пасхального воскресенья, так и более длительный период после того, как Его присутствие станет неощутимым) Иисус молит о четырех благах для них.

1. Иисус молит об их сохранении (11, 12, 15). Это необходимо, так как им предстоит встретиться с двумя очень сильными противниками. Первый из них — это мир, который «возненавидел» их (ср.: 15:18−25). Это обобщает Его мысль во втором рассуждении. Противостояние мира Иисусу и его ученикам проистекает из правильного ощущения, что они не принадлежат миру и поэтому осуждают его.

О втором враге уже также упоминалось — это дьявол (15). Иисус несколько раз упоминает в этих главах о Своей победе над дьяволом, но это ни в коем случае не означает, что Его победа только номинальна. Случай с Иудой (12), который, находясь в тесной компании апостолов, исполнял волю дьявола, наглядно демонстрирует нам внушительную силу сатаны. Своими словами Иисус показывает, что Иуда не помешал Его планам (12). Более того, его отступничество было предсказано за много веков до этого в Писании. Слова сын погибели в греческом оригинале могут указывать либо на его характер, либо, как в NIV, на его судьбу. Случай с Иудой показывает, что ученикам предстояла настоящая борьба. Петр, который учился у Иисуса, позже говорил о дьяволе, как о «рыкающем льве» (1Пет 5:8). Павел ссылается на «духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).

Мир и дьявол — это опасные враги, и упоминание Иисусом их в Своей молитве — это призыв к бдительности, просьба о сохранности. Карсон уместно замечает по этому поводу: «Духовная сфера молитвы Христа последовательна и сокрушительна. В отличие от Него, сегодня мы больше молимся о нашем здоровье, планах, решениях, финансах, семье и даже азартных играх, вместо того чтобы молиться об опасности, исходящей от дьявола» [D. A. Carson, Discourse, p. 191, = Jesus, pp. 188f.].

Как же тогда должны противостоять ученики? Силой имени Господа (11−12). Имя Господа открывает Его сущность. В Ветхом Завете Господь открывается народу Израиля под разными именами, каждое из которых сообщает что-нибудь важное о том, Кто Он есть. Иисус дал ученикам абсолютно новое понимание Бога, В некотором смысле, Он дал Господу новое имя. Это откровение Господа будет теперь оберегать их. Если они будут оставаться преданными той истине, которую открыл им Иисус, позволяя ей наполнять свой ум, формировать их понимание и наставлять их на правильное поведение, то они будут пребывать «в Его имени» и будут сохранены от всех нападок мира и дьявола (11). «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч 18:10).

2. Иисус молит о том, чтобы они были едино (11). Результатом пребывания учеников в имени Господа будет их ощущение единства, о котором просит Иисус для них. Далее он будет просить о том, чтобы они были едины в своем свидетельстве, здесь же Он просит о их единстве во время духовных нападок на них. Их единство само по себе будет победой над дьяволом, так как частью его стратегии будет атаковать их. Это также будет частью их вооружения против него, так как их единство будет выражением силы имени Господа, которое защищает их. Они будут так же едины, как Отец и Сын (11). Поэтому это гораздо более глубокое понятие, чем просто товарищество, о чем мы поговорим подробнее ниже.

3. Иисус молится о том, чтобы они имели в себе радость (13). Несмотря на страшнейших врагов, которые будут противостоять им, христианская община может испытать ту же радость, что и Христос, и Он молится об этом. Примечательно, что Он упоминает о Своей радости, в то время как неимоверные страдания вот-вот постигнут Его. Радость, о которой Он говорит, непреходящая. Это радость совершенная (13). Ни внешнее противостояние, ни предательство не угасят эту радость, и также не угаснет радость учеников.

Радость — это знак Царства Небесного в пророчествах Ветхого Завета (ср.: Ис 35:1; Ис 55:11−12). В отличие от времени Иоанна Крестителя, время Иисуса Христа было временем празднования (Мк 2:19). Конечно же, жених уйдет, но только на самое короткое время (16:16). Вскоре он вернется снова и боль деторождения уступит место радости Царства Божьего.

4. Иисус молит об их посвящении (17−19). Хотя мир — это опасное место для учеников, Иисус не хочет, чтобы они покидали его (15). Главная причина состоит в том, что у Бога есть замысел в отношении их пребывания в мире (18). «Они не должны образовывать гетто, но идти вперед для служения» [L. Newbigin, р. 231.]. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (18). Более подробно описано это назначение будет тогда, когда речь пойдет о воскресении и излиянии Святого Духа (20:20−22), и, соответственно, наше исследование этого замечательного отрывка будет проведено, когда мы дойдем до этих стихов.

Важность служения учеников (а через них — и всей церкви) нельзя переоценить. Иисус должен покинуть мир; ученики должны прийти в мир. Это не означает, как может показаться на первый взгляд, что они должны заменить Иисуса, став вместо Него светом миру. Параллель, проведенная в ст. 18, имеет огромное значение. Все служение Иисуса в мире было на самом деле служением Отца в Нем и через Него, Посылающего в Посылаемом. Служение учеников, посланных в мир Сыном, подобным же образом, не их, а Его через них. Служение церкви — это не что иное, как продолжение служения Господа. Однако для нее выдвигаются и такие же требования. Послание в мир значило для Иисуса полное предание слову и зову Отца. Назначение учеников обозначает то же самое. И поэтому, в конце концов, Иисус молит, чтобы и они были освящены истиною.

«Освятить», так же как и «святой», в оригинале имеет еврейский корень, обозначающий «отделять». Ранее Иисус молился Тому, Кого называл «Святый Отче». Именно святость Отца была основой для служения Иисуса. Этой святости, отделяющей от греха и наставляющей на путь истинный, Иисус просит для Своих учеников. Служение — это противостояние света тьме. Поэтому орудием для исполнения должны быть сыны света, которые не ходят во тьме (8:12). Они должны быть избраны «к благовестию Божию» (Рим 1:1).

Способ их освящения, так же как и их сохранения, — это Слово Божье (17). Иисус передал им это Слово. Он Сам — воплощенное Слово Божье (1:14). Он пошлет Святого Духа, чтобы это Слово и далее отражалось в них и других. Однако их освящение будет успешным благодаря посвящению Самого Христа. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (19). Таким образом, дело Христа, которое будет «совершено» в своей искупительной благодати в момент Его смерти, в более глубоком смысле будет «совершено», только когда совершится служение учеников. «А Христос за всех умер, чтобы живущее уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор 5:15). Жизнь не для себя означает жизнь ради благовествования. Быть учеником Господа — значит быть служителем Господа."

3) Иисус молится за всех христиан (17:20−26)

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (20). Эта заключительная часть молитвы Иисуса необыкновенна, так как затрагивает непосредственно нас с вами. Упоминания Иисуса о будущих поколениях, которые уверуют и последуют за Ним, есть и в других местах Нового Завета (10:16; Мф 24:14; Лк 13:29). Однако нигде в Новом Завете это огромное сообщество (включающее и читателей данных страниц) не упоминается Иисусом так ясно, как здесь. Сейчас Иисус стоит между завершением Своего земного поручения и славой, ждущей Его у Отца. Как альпинист взирает с высоты на расстилающиеся перед ним гряды гор, так и Иисус смотрит на грядущие столетия. Он взирает на урожай столетий, церковь Искупителя, включающую в себя всех людей всех наций и рас. Он молится за нас.

1. Он молит, чтобы церковь была единой. Да будут все едино (21); да будут совершены во едино (23). Это единство поясняется дополнительно в сопутствующих фразах.

Во-первых, это сверхъестественное единство, определяемое и заключаемое в единстве Отца и Сына; ср.: как Мы едино (21−22). Поэтому наша христианская жизнь — это не что иное, как жизнь, разделяемая с Божеством! Наше единство — это часть единства Отца и Сына, единства любви и повиновения, которые объединяют Отца и Сына [L. Newbigin, p. 234.]. Ранее Иисус объяснил эту жизнь с точки зрения служения Святого Духа (3:1), жизнь Царства Божьего, благодаря которой мы становимся «чадами Божиими» (1:12). Соответственно, это единство достигается не с помощью наших человеческих усилий, но через дар славы Иисусом, которую Он получил от Отца (22). Слава в данном контексте имеет то же значение, что и в ст. 4−5. Это слава откровения Отца через Сына, свершенная в распятии и воскресении. Павел говорит о том же в Еф 4:3: «…сохраняйте единство духа…» Наша задача лежит не в создании этого единства. Это не в наших силах. На нас лежит ответственность поддержания и проявления этого единства.

Во-вторых, данное единство — ощутимо, благодаря ему мир уверует (21), что Иисус был послан Отцом и что Отец любит церковь. Это единство сильно повлияет на мир. Так же как Иисус открыл миру невидимого Бога, воплотившись в человека (1:4), так и церковь станет видимым откровением невидимого Бога и Его любви. Таким образом, единство, о котором молит для нас Иисус, сотворено не нами, но проявляется в нас. Миру необходимо видеть наше единство.

В-третьих, единство церкви — в благовестии. Это единство, основанное на свидетельстве церкви, благодаря которому люди обретают веру, да уверует мир, что Ты послал Меня (21, 23). Оно выражается в послании, которое порождает веру; о верующих в Меня по слову их (20). «Это не просто „единство любви”. Это единство, основанное на преданности откровению, которое Отец передал первым ученикам через Сына, откровению, которое они приняли и стали распространять» [D. A. Carson, John, p. 568.].

Молитва Иисуса неизбежно порождает трудности. Он просит Отца о единстве для Своих последователей, основанном на отношениях с Отцом через Сына и Святого Духа, которое достаточно видимо, чтобы оказать помощь церкви в ее служении.

Мы можем отнести эти испытания к местным общинам. Именно там мир чаще всего сталкивается непосредственно с церковью. Отношения внутри этих общин должны быть такими, чтобы мир не только увидел и признал, что Иисус — это истинное откровение Господа, но что Ты… возлюбил их, как возлюбил Меня. Церковь должна быть «центром любви», где отношения между ее членами отражают взаимную поддержку и абсолютную, всепоглощающую любовь Отца и Сына. Это относится к любым отношениям, будь то отношения мужчин и женщин, молодых и старых, мирян и духовенства, новых и давних прихожан, богатых и бедных, образованных и необразованных, социально высоко стоящих и низко стоящих, лидеров и подчиненных, новообращенных и устоявшихся христиан, черных и белых и любых других противоположностей, которые охватывает церковь.

Вне местных общин испытания также неизбежны. Единство, поддерживаемое ценой истины, не поощряется Господом. Средневековая церковь — это хороший пример единства, которое не способствовало обретению веры, но даже наоборот. Это было единство, которое, как дали понять реформаторы XVI в., поддерживалось ценой истины слова Божьего, открытой нам Христом. Такое единство должно было быть принесено в жертву, хотя бы на короткое время, чтобы восстановить благовествование. Однако трудно поверить, что нынешняя раздробленность протестантской церкви (по самым последним подсчетам, количество ее конфессий составляет более 22 тысяч!) допустима, с точки зрения молитвы Христа. Там, где Святой Дух сотворил жизнь тела Христова среди нас и где присутствует согласие основ откровения, данного Иисусом, невозможно продолжать служение Христа в изоляции и в состязании с теми, о ком молится Иисус в своей молитве.

Помимо испытаний в молитве Иисуса есть также и ободрения по двум поводам. Во-первых, единство, о котором молит Иисус, дарует нам Сам Отец. Нам не нужно ничего создавать. Наша задача заключается в том, чтобы искренне проявить то, что Господь уже сотворил для нас. Церкви едины в Господе. Нам необходимо позволить этому сверхъестественному единству проявиться в местных общинах и между церквами.

Мы также можем почерпнуть вдохновение из того факта, что Иисус молится за единство и Его молитва достигает цели. Если даже наши молитвы во имя Христа находят Его отклик (14:13−14; 15:16; 16:24), то молитва Иисуса тем более. Он не может быть не услышанным. Несмотря ни на что, церковь едина и будет единой в славе завершения. Это утверждение не освобождает нас от служения во имя этого единства в настоящем, но оно избавляет нас от отчаяния и неверия. Иисус восторжествовал. Все христиане и все церкви однажды полюбят друг друга, как любит Отец Сына и Сын — Отца.

2. Иисус молит также об убежденности мира. Существует разногласие по поводу того, что выражает в оригинале слово hina («для того, чтобы» или «с тем, чтобы» в ст. 22−23). Выражает ли оно цель (т. е. «Да будут совершены во едино, и да познает мир»; единство как условие веры), или, что более вероятно, оно выражает следствие (т. е. единство будет результатом того, что мир уверовал).

Даже при второй альтернативе, важность «обретения веры» очевидна. Иисус хочет, чтобы мир убедился в том, что Он жаждет, чтобы мир пришел к Нему. Мы уже наблюдали это желание вовремя Его публичного служения (6:37; 7:37; 12:44; см.: Мф 9:36; Мф 11:28; Лк 19:41). Этому желанию не противоречит Его убеждение о том, что только данные Ему Отцом откликнутся. Сердце Христа такое же широкое, как сердце Господа, Который так возлюбил мир, что послал в него Своего единственного Сына. Та же любовь лежит в основе Его просьбы не забирать учеников из мира (15), но сохранить их, чтобы они исполнили служение в мире.

Он просит о том, чтобы мир уверовал, и единственное, что мы можем сделать, чтобы внять Его молитве — это служить, проповедуя Его слово.

Для такого служения нужны «две руки». «Первая рука» — это провозглашение и сообщение миру об откровении Отца в Сыне, достигшем кульминации в самопожертвовании за грехи мира. Это откровение (6) обычно выражается словами (8) и должно распространяться в словах, чтобы мир уверовал в то, что служение Иисуса — это служение Отца в Нем и поэтому Он — Спаситель и Господь грешников.

Но у этого служения есть и «вторая рука». Она как видима, так и слышима. Содержание этой «второй руки» ясно выражено в ст. 23: Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты… возлюбил их, как возлюбил Меня. Браун восклицает, что «основа для сравнения захватывает дух» [R. Brown, 2, р. 772.]. И это действительно так! Любовь Отца к Сыну во всем ее богатстве точно воспроизводится во взаимных отношениях людей в христианских общинах! Именно об этом просит Иисус.

Эта «вторая рука» представляет ту часть благовествования, которая обычно игнорируется или недооценивается, но которая занимает центральное место в евангелизационной стратегии Иисуса по отношению к христианам (ср.: 13:34−35). Это относится к местным общинам. Группа христиан, связанных друг с другом любовью Божьей так, что другие, глядя на них, восклицают: «Посмотрите, как они любят друг друга», — это община, где благовествование «есть сила Божия ко спасению» (Рим 1:16). Благовествование — это общинный акт. Это провозглашение как отношений церкви, так и ее убеждений. Проповедник — это всего лишь представитель общины. Благая весть, провозглашаемая с кафедры, либо принимается и поэтому безмерно усиливается, либо отвергается и поэтому безмерно ослабляется отношениями в церкви. В этом смысле, каждый христианин — свидетель. Каждый раз, когда мы собираемся вместе, мы либо усиливаем, либо ослабляем действие Благой вести качеством своих отношений с членами общины.

Самое большое препятствие для нашего успешного благовествования, согласно молитве Христа, — это не столько устаревшие методы или неадекватное представление Благой вести, сколько такие явления, как клевета, бесчувственность, резкая критика, ревность, злословие, нежелание прощать, тайная обида, неспособность оценить других, озабоченность собой, жадность, эгоизм и любая другая форма нелюбви. Это опасные противники успешного благовествования, которые делают его бесплодными оставляют несметное количество людей без Спасителя. Мы открыто противостоим «славному благовестию» своими греховными отношениями внутри общины, которая предназначена сообщать его. Не нужно быть гением, чтобы понять, почему влияние церкви на общину часто так незначительно, несмотря на величину послания. Мы сражаемся одной рукой!

Роджер Фредриксон, комментируя Иоанна, описывает один трогательный случай, когда церковь, в которой он был пастором, приняла участие в публичной службе примирения с другой общиной, с которой они двадцать лет до этого были в разладе. «Когда мы пели „Велика верность Твоя”, многие люди обнялись в тесном святилище и их слезы благодарности и радости смешались воедино. На следующий день люди останавливали некоторых из нас на улице, говоря, что они слышали „Благую весть”. Послание, которое мы провозгласили, стало… заслуживающим доверия» [R. Fredrikson, р. 259.].

3. Иисус молит о том, чтобы служение учеников было доведено до конца (24−26). Заключительные строки молитвы возвращают к ее начальным темам, в частности к славе, об откровении которой просил Иисус, чтобы прославить Отца (1, 5). Иисус просит о том, чтобы те, которых дал Ему Отец, были с Ним и видели славу Его, которую Отец дал Ему (24). Здесь говорится об откровении славы во время второго пришествия Христа. Это будет «завершением дела, которое Отец поручил Ему». Люди всех столетий и со всех концов земли, которых Отец дал Ему, предстанут перед «Сидящим на престоле» (Откр 5:13).

«Со Мной» — это язык любви. Возлюбленные жаждут присутствия любящего. Так Иисус в последние минуты утекающего времени, перед тем как встретиться с тьмой, взирает через грядущие столетия и предвидит объятия своих возлюбленных в славе, которая должна быть.

«И мы видели славу Его», — свидетельствует Иоанн, размышляя над земным служением Христа, — славу, которая открылась сразу, как началось Его служение. Вскоре мы будем созерцать «славу» Его мучительного самопожертвования и победоносного воскресения, и через столетия Святой Дух прославит Его, взяв от того, что было дано Христу, и возвестит ученикам (16:14). Но за всем этим, мы точно знаем, придет день, когда слава, которую Христос разделял с Отцом, откроется нашим глазам. До этого дня славы мы будем двигаться вперед, смотря сердцем, а не глазами. Церковь должна продолжать свой паломнический путь (ecclesia militans) в мире, который «не знает Отца», и укрепляться на своем пути откровением, данным Иисусом (26), всеобъемлющей любовью Отца, а главное — присутствием Христа среди нас и в наших сердцах (26)."

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Брюса Милна на евангелие от Иоанна, 17 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Иоанна 17 глава в переводах:
От Иоанна 17 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.