Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Паралипоменон 33 2-я Паралипоменон 33 глава

О. Манассия (33:1−20)

2Пар 33:1−9. Полную противоположность своему благочестивому отцу являл собой Манассия, одни из нечестивых царей Иудеи, который правил страной пятьдесят пять лет (697−642 гг. до Р. Х.). И хотя Манассия на протяжении примерно 11 лет делил трон с отцом, он либо ничему у него не научился, либо сознательно отверг то благое, что передал ему Езекия.

Воцарившись, Манассия снова построил высоты и «восстановил в правах» культы Ваала и Астарты (толкование на 2Пар 14:3) и стал поклоняться богам неба, которых в представлении язычников олицетворяли солнце, луна, звезды и планеты; все это было прямым нарушением Моисеева закона (Втор 4:19). Жертвенники идолам Манассия установил в храме Господнем и на дворах его.

Подобно нечестивому деду своему, Ахазу, он приносил в жертву (в долине Гинном) собственных сыновей (2Пар 28:3 и толкование на этот стих). Кроме того, он гадал, и ворожил, и чародействовал (т. е. пытался узнать будущее по разного рода знакам и знамениям и вступал в разнообразные контакты с силами зла, желая получить от них сверхъестественные способности и возможность держать под своим контролем окружающих). И вызывателей мертвецов, чтобы искать у обитателей мира иного совета в земных делах, вновь учредил в Иудее Манассия.

Но, пожалуй, самым серьезным его согрешением было то, что в доме Божнем, предназначенном исключительно для Господа (33:7−8 сравните с 7:16) он поставил вырезанный из дерева идол Астарты (4Цар 21:7). И много невинных душ загубил Манассия (4Цар 21:16), который посредством своих нечестивых дел и распоряжений довел Иудею… до того, что стали жители ее поступать хуже язычников-хананеев, которых изгонял Господь от… сынов Израилевых (стих 9).

2Пар 33:10−13. Господа, Который говорил… к Манассии и к народу… они не слушали. И тогда последовало наказание, орудием коего послужила Ассирия. Закованный в цепи, царь иудейский был уведен ассирийцами в Вавилон (бывший в ту пору южной провинцией Ассирии).

Какое-то время спустя глубоко смирился и покаялся Манассия пред Богом отцов своих… и услышал моление его… Господь… и возвратил его в Иерусалим.

Думается, что летописец включил в свое повествование этот факт из жизни Манассии (опущенный автором 4-й Царств), чтобы подчеркнуть: и самые нечестивые отпрыски Давида в случае покаяния перед Господом и обращения к Нему — могли получить и получали прощение свыше. Это подавало надежду еврейским общинам, как в изгнании, так и после возвращения из изгнания в родную землю.

2Пар 33:14−17. Возвратившись на царство, Манассия построил вторую, внешнюю, стену на восточной стороне Иерусалима — от р. Геон на северо-запад (до входа в рыбные ворота (карту «Иерусалим в дни Неемии»; (Неем 2) и на юг от Геона, так что первоначальный старый город на холме Офел оказался окруженным стеной (толкование на 27:3).

Вероятно, предвидя повторное нападение со стороны Ассирии, Манассия произвел новые назначения среди высших своих офицеров и тем укрепил воинские гарнизоны в крепостях (33:14).

Главное же, Манассия низверг установленных им прежде чужеземных богов и идола из дома Господня (стих 15 сравните со стихами 3−5) и восстановил служение Господу в соответствии с законом (стих 16). Однако народ по-прежнему приносил жертвы на высотах, хотя это и были жертвы Господу (стих 17).

2Пар 33:18−20. О прочих делах Манассии и обо всем, что сказано здесь, но, очевидно, подробнее, можно было прочитать в записях царей Израилевых (здесь, как и в 20:34, под «Израилевых», вероятно, понималось «Иудейских», так как к тому времени как царство сохранялась лишь Иудея). (О «записях», или «летописях» в толковании на 3Цар 14:19 и под рубрикой «Авторство» во Вступлении к 1-й Паралипоменон.) в стихе 19 говорится и о записях Хозая; возможно, существовал пророк (прозорливец), носивший такое имя, но существует предположение (ввиду сходства слова, «Хозай» с евр. словом хозим — «прозорливцы»), что речь шла о нескольких пророках, оставивших записи о царствовании Манассии. Поскольку нечестие в дни Манассии и в делах его превалировало над благочестием, похоронили этого царя не в гробницах царей, а на территории его дворца (стих 20).

П. Амон (33:21−25)

2Пар 33:21−25. В дни своего краткого царствования, продолжавшегося только два года (642−640 гг. до Р. Х.), Амон во всем подражал отцу своему Манассии, но, в отличие от него, не покаялся и не смирился пред лицем Господним. Высшие сановники Амона составили против него заговор… и умертвили его в его дворце. Но их акция вызвала возмущение в народе, и сами убийцы Амона были перебиты, воцарил же народ Иосию, сына Амона, вместо него.

Р. Иосия (главы 34−35)

1. РЕФОРМЫ ИОСИИ (глава 34)

а. Подготовка к ремонтным работам в храме (34:1−13)

2Пар 34:1−7. Иосия, которому было лишь восемь лет, когда убили его отца, правил Иудеей тридцать один год (640−609 гг. до Р. Х.). Своей верностью Господу, которую активно стал проявлять к 16 годам, Иосия очень напоминал прадеда своего Езекию. На двенадцатом году царствования, т. е. в 20 лет, он взялся решительно очищать Иудею и Иерусалим от всех следов ханаанских культов. Возможно, Манассия, в пору после своего покаяния, очистил от идолов и их жертвенников главным образом храм и Иерусалим, Иосия же провел эту «кампанию» в масштабах всей страны и даже за ее пределами (стих 6).

Об отвращении Иосии к языческим культам свидетельствует характер его действий по уничтожению их (окончание стих 4 и стих 5). В стихах 6−7 читаем, что и на территории уведенного в плен Израиля, в городах его, где еще оставалось какое-то население, и в опустошенных окрестностях их… разрушил Иосия жертвенники и посвященные дерева, и кумиры.

2Пар 34:8−13. Затем, на восемнадцатом году царствования своего (т. е. в 26 лет) Иосия поручил трем своим приближенным (стих 8) произвести очищение храма и ремонтные работы в нем. (Обращает на себя внимание, что храм по инициативе ряда благочестивых царей Иудеи восстанавливался, после очередного разрушения и запустения, неоднократно.) Итак, сановники, на которых царь возложил за это ответственность, взяли деньги, собранные для этой цели не только по всей Иудее, но и в Израиле, и отдали их Хелкии первосвященнику для последующей передачи их производителям работ.

Были закуплены необходимые материалы (стих 11). Надзирали за всем левиты, два из сыновей Мерариных и два из сыновей Каафовых. Сказано, что все четверо были искусными музыкантами, — может быть, с тем, чтобы подчеркнуть их артистичность и тонкое восприятие вещей — свойства полезные для тех, кто ведали работами по восстановлению храма. Руководителями всех работ, на всех участках, тоже были левиты — люди разных, так сказать, специальностей и умения.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на вторую книгу Паралипоменон, 33 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.