IV. Моавитяне и Валаам (22:2 — 25:18)

А. Тяжелое положение Моава (22:2−4а)

Чис 22:2−4а. Когда Валак, царь Моава, увидел, что сделал Израиль с Аморреями, то пришел в ужас и сам, и народ его, и стали они искать выхода из обстоятельств, которые, как им казалось, грозили им неотвратимой гибелью. Поскольку в то время и мадианитяне жили на территории Моава, то и они почувствовали себя в опасности. Однако напрасно боялся Валак — ведь Моавитяне, будучи близкими евреям по крови (сравните Быт 19:26−37), так же, как и аммонитяне, не подлежали нападению со стороны Израиля.

Фактом является то, что Господь недвусмысленно открыл ему через Моисея, что всячески должен избегать вражды с едомлянами (Втор 2:5−6), моавитянами (Втор 2:9) и аммонитянами (Втор 2:19). Даже мадианитяне были связаны с Израилем узами отдаленного родства (Быт 25:1−4), так что и им в сущности нечего было бояться.

Б. Обращение за помощью к Валааму (22:4б−20)

Чис 22:4б−5. Валак знал, что Израиль значительно превосходит его в силе, чтобы он мог нанести ему поражение в войне, а потому решил обратиться к известному прорицателю (сравните 24:1; Нав 13:22) Валааму, сыну Веорову, чтобы наслал проклятия на Израиль.

Валаам жил в Пефоре… на реке Евфрате. Может быть, Пефор стоял недалеко от большого города Мари, раскопанного в 1933 году в долине Евфрата. Археологи обнаружили там множество клинописных таблиц; при расшифровке их, среди многого другого, стало известно о существовавшем в Мари сложном культе пророков и прорицателей, чья деятельность в точности походила на то, что делал Валаам. То обстоятельство, что Валаам несомненно был одним из представителей упомянутого культа пророков и прорицателей в Мари и его окрестностях, позволяет лучше понять и прочувствовать рассказ о нем в Числах.

Чис 22:6−8. В числе прочего этим прорицателям или волхвам приписывалась действенная сила проклятий. Произнося их в адрес намеченных жертв, они прибегали к какому-то особому языку, пользовались предназначенными на этот случай формулировками, и проклятия так или иначе действовали.

И вот Валак попросил Валаама прийти в Моав и произнести проклятие на Израиля, которое, по крайней мере, настолько бы ослабило его, чтобы ему можно было нанести поражение. Валак признал репутацию Валаама как человека, чьи благословения и проклятия действительно имели силу. Приняв посланных к нему царем, Валаам просил их провести ночь у него, чтобы дать ему время испросить воли Господней на этот счет.

Просьба такого рода, исходившая от языческого волхва, могла бы показаться странной; надо, однако, принять во внимание широкий духовный кругозор язычников и убежденность их в том, что собственные боги каждого народа имели величайшую силу среди него — в осуществлении как злых, так и добрых дел. Потому-то и выразил Валаам намерение вступить в контакт с Богом Израиля.

Чис 22:9−12. В милостивом снисхождении Своем (и зная, что и на тот раз благословит Свой народ) Господь явился волхву и предупредил его, чтоб не поступал во просьбе Валака и не вздумал проклинать Божий благословенный народ.

Явление Бога Израиля Валааму не было единственным в своем роде: Он являлся и другим не исповедывавшим Его пророкам и царям. Так, во времена Авраама Бог открыл Себя Авимелеху, царю Герара (Быт 20:6−7), Он являлся фараону во снах (Быт 41:25), во сне и в видениях — Навуходоносору (Дан 4:1−18), являлся и другим.

Как верховный Бог Он царит над всем и вся в откровениях, даваемых пророкам, как и в любых других сферах жизни. Потому-то Он и предоставил Себя в распоряжение аморрейского прорицателя, снизошел до отклика на его волхвования — ведь в конечном счете Он явил Себя тем Богом, Который свыше управляет всяким действием, совершаемым во вселенной.

Чис 22:13−20. Вняв предупреждению Господню, Валаам сказал посланцам Валака: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. Но Валак, упорствуя, направил к нему посланцев еще более знаменитых, которые и повторили просьбу царя, а чтобы она прозвучала как можно убедительней, пообещали волхву большое вознаграждение.

Однако Валаам снова отказался идти с ними, потому что, сказал он, сколько бы ни дали ему серебра и золота (сравните 24:13), не убедить им его, чтобы совершил невозможное — помешал исполнению целей Яхве, Бога Израиля (Которого он называет здесь «своим» Богом; по-видимому, Валаам в состоянии был возвыситься до уразумения голоса истинного Бога). И все-таки он пообещал посланцам еще раз вопросить Господа. На этот раз Господь дал ему разрешение — не проклинать Его народ, но пойти в Моав, чтобы Он, Господь, мог явить славу Свою через Валаама.

В. Путешествие Валаама (22:21−35)

Чис 22:21−28. На следующий день Валаам, оседлав ослицу свою, отправился в Моав, но Господь прогневался на него и встал на его пути, приняв вид Ангела. Так как разрешение идти Господь Валааму дал (стих 20), то гнев Его мог быть средством напоминания прорицателю, на каких условиях позволено ему отправиться в Моав, но мог быть вызван и тем, что побудило идти туда самого Валаама, хотя он и не высказал этого (языческий волхвователь «возлюбил мзду неправедную» (2Пет 2:15), что, конечно, не могло быть угодно Богу (сравните Чис 22:32б, 34−35).

В образе Ангела явился Сам Господь, т. е. здесь имела место теофания. Это явствует из того, что в стихах, где излагается эпизод. Ангел Господень приравнивается к Божеству и принимает поклонение; все это категорически исключалось для обычных ангелов (толкование на Быт 16:7; и сравните Быт 18:1−2; 22:14−18; Исх 3:1−6; Нав 5:13−15; Суд 6:20−22; 13:17−23 и т. д.).

Когда увидела ослица Ангела, она свернула с дороги и пошла на поле. Под ударами Валаама она вернулась на дорогу, но там опять столкнулась с Ангелом в узком проходе меж двух стен. Испугавшись, она прижалась к стене и прижала к ней ногу Валаама, за что тот снова стал бить ослицу. Наконец, процессия оказалась в таком месте, где тропинка была столь узкой, что ослица не могла ни пройти мимо Ангела, загородившего ей путь, ни свернуть в сторону. И тогда она легла под Валаамом. Опять прорицатель стал бить животное, которое внезапно заговорило (получив эту чудесную способность от Господа); ослица спросила, за что хозяин уже в третий раз бьет ее.

Валаам, по-видимому, не слишком удивился такому обороту событий — ведь, будучи языческим прорицателем, он несомненно слышал о подобных вещах прежде. Значительной частью своих успехов такие, как он, служители магических культов были обязаны помощи демонов, которые действовали как через них самих, так и через в намеченные ими жертвы.

Известно, к примеру, что змей обрел способность говорить, так как в него вселился сатана (Быт 3:1). Иисус изгнал демонов из тела человека и позволил им вселиться в стадо свиней. Хотя в Евангелиях не записано, что демоны говорили через свиней, они могли входить и входили в животных (Лк 8:26−39). Так что похоже, что Валаам, хорошо знакомый с явлениями духовного мира, не впервые сталкивался и с феноменом говорящего животного. Только на этот раз Господь, а не сатана или демоны, заставил животное говорить.

Чис 22:29−35. Первоначально единственной реакцией Валаама была злость. По вине ослицы он прилюдно попал в смешное положение; если бы у него был меч сказал Валаам, он убил бы ее на месте. Но своим ответом, что, мол, никогда прежде не вела себя так, ослица навела Валаама на мысль о какой-то скрытой причине происходящего. И тут открыл Господь глаза Валааму — т. е. дал ему духовное виденье, так что он смог узреть Ангела на тропе, стоявшего с обнаженным мечем. Валаам пал ниц и услышал упрек Господа в том, что отправился на неправедное дело.

Представляется, что Господь имел в виду упомянутое выше тайное вожделение Валаама к золоту, которое не могло найти у Него сочувствия. По словам Господа, Валаам остался в живых лишь потому, что ослица увидела Ангела и свернула в сторону. Тогда Валаам признал свой грех, выразившийся в том, что в действиях ослицы не увидел руки Господа. Он изъявил намерение вернуться в Пефор, но Ангел Господень повелел ему идти с тем, однако, чтобы говорить только то, что Бог прикажет ему (сравните стих 20).

Г Прорицания Валаама (22:36 — 24:25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Числа, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.