III. Переход равнинам Моава (15:1 — 22:1)

А. Повторение положений Завета (глава 15)

1. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (15:1−31)

Чис 15:1−16. Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для юного поколения народа крайне важно было понять требования, которые предъявлялись им в рамках Завета. А самым главным в этом плане было принесение жертв, потому что жертвы были данью, которую народ-вассал должен был приносить своему Сюзерену — в знак верности Ему в рамках Завета (Исх 23:14−19; Лев 1−7; Втор 12:1−13).

В таблице «Дополнительные хлебные приношения и возлияния» подводится итог приношениям, описанным в Чис 15:3−12. Эти жертвы всесожжения и от «усердия» не были приношениями за грех или вину, поскольку их форма и содержание оставались неизменными (Лев 4:1 — 6:7); в таблице отражены жертвы, которые приносились по обету, а также жертвы мирные, благодарения или хвалы (Лев 1−3).

Дополнительные хлебные приношения и возлияния:

Всесожжения и приношения «от усердия» Дополнительные приношения
Приношения всех видов 2 кварты муки, смешанные с 1 квартой елея
Агнец 1 кварта вина
Овен 4 кварты муки, смешанной с 1 и 1/4 квартами елея и 1/4 квартами вина
Телец 6 кварт муки, смешанной с 2 квартами елея, и 2 кварты вина

Примечание: Одна ефа равна 1/4 буша, или примерно 8 литрам. Один гин — около 4 литров.

Весь народ Израиля должен был приносить их, независимо от того, был ли человек рожден в этом народе или пришел со стороны (Чис 15:13−16).

Чис 15:17−21. Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая. Когда народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то должен будет, в знак своей преданности Господу, каждый раз приносить Ему лепешку, испеченную из зерна первого урожая.

Чис 15:22−29. Третий раздел установлений касался приношений за грех. Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

Разница между установлениями здесь и теми, касавшимися жертвоприношений за грех, о которых читаем в Лев 4:13−21, — в том, что здесь речь идет о согрешениях по оплошности, а в книге Левит — о совершении проступка. Более того: в этих стихах в Числах содержится требование о принесении как тельца во всесожжение, так и козла — в жертву за грех, а в Левит упоминается лишь телец, приносимый за грех. Примирение этого «разногласия», возможно, в том, что в Числах телец предполагался как жертва за грех, а, кроме того, приносился другой телец — во всесожжение.

Козел упоминается здесь, наряду с тельцом, но только как приношение за грех в случае нечаянного совершения греха кем-то из «начальников» (прямо тут об этом не говорится). В книге Левит также предписывается принесение козла в жертву за грех, совершенный «начальником» (Лев 4:22−26), так что в сущности никакого разногласия и нет.

Что касается рядового члена общества, то за его согрешение по оплошности требовалось принести в жертву козу (Чис 15:27−29) — так же точно, как говорится об этом в книге Левит (4:27−31).

Чис 15:30−31. Последнее установление касается случая «дерзкого» согрешения, т. е. вполне сознательного. Такой грех определялся как богохульство, потому что соответствовал дерзкому неподчинению Богу, вызову самому господству Яхве и Его требованиям в рамках Завета. Человек, повинный в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка означала как изгнание из общества, так и смерть (сравните Быт 17:14; также толкование на Лев 7:20; 17:4).

2. СЛУЧАЙ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ЗАВЕТА (15:32−36)

Чис 15:32−36. Как один из примеров дерзкого согрешения (сравните стихи 30−31) приводится эпизод с человеком, который собирал дрова в субботу. Поскольку в тот момент, когда его поймали за этим занятием, не было еще ясно, преднамеренно ли нарушил он закон о субботнем дне, посадили его под стражу — в ожидании Господнего решения. И Господь вынес Свой суд: должен умереть человек сей. Тогда виновного вывели из стана, и побили его камнями до смерти.

Из этого эпизода совершенно ясно, что понималось под «дерзким согрешением» (стихи 30−31), и что означало — «быть истребленным» из общества.

3. КИСТИ НА ОДЕЖДЕ КАК НАПОМИНАНИЕ О ЗАКОНЕ (15:37−41)

Чис 15:37−41. Чтобы помнить заповеди Господни, израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них. Эти кисти, будучи всегда у них перед глазами, напоминали евреям о необходимости подчиняться всем заповедям Господа.

Словом «кисть» переводится еврейское сисит, которое, возможно, происходило от корня со значением «цвет», «цветение». Может быть, эти кисти имели форму цветка или лепестков, которые по причинам, сегодня неясным, символизировали узы завета, связывавшие Господа с Его народом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Числа, 15 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.