Чис 24:1−3а. Но Валаам, понявший к тому времени всю бесполезность волхвования против народа, который Бог решил благословлять, не стал более прибегать к своим обычным методам, а взглянул с вершины на войска израильские, выстроенные по коленам. И вот под воздействием Духа Божьего… произнес он третье свое прорицание.

Это схождение Духа на Валаама не более доказывает, что он был истинным пророком, чем говорило схождение Духа на Саула (толкование на 1Цар 10:6, 10−11) или на учеников (Ин 20:22), что они сделались пророками Господними. Есть разница между схождением Духа на отдельных людей — чтобы дать им на время сверхъестественную силу, и схождением Его на них, чтобы в них обитать (толкование на Ин 7:34).

Чис 24:3б−7. В начале своего третьего прорицания Валаам засвидетельствовал, что теперь (может быть, впервые) глаза его и уши открылись — для принятия истины Божией, и что ему даны были видения о целях Бога в отношении Израиля. Затем он стал описывать Израиль как народ воистину благословенный (как прекрасны шатры твои, Иаков!), который «пересекает» пустыню, подобно цветущему зеленому оазису. Образ «обильных вод» (Польется вода из ведр его) в устах Валаама символизирует процветание Израиля в будущем, когда он будет благословляем как царство, исполненное милости и силы.

Многие исследователи полагают, что ссылка на Агага является хронологической ошибкой, т. к. впервые об этом царе амаликитян рассказывается в истории Самуила и Саула, живших через 300 лет после Валаама (1Цар 15:8). Более вероятным представляется, однако, что или «агаг» стал именем нарицательным, обозначением титула как («фараон»), или что имя Агаг было наследственным в длинной родословной амаликитских царей. Параллели этому можно проследить в связи с именами Авимелеха (Быт 20:1−2; 26:1) и Иавина (Нав 11:1; Суд 4:2). Само же по себе пророчество, что Израиль будет иметь царя, соответствовало более раннему откровению (Быт 17:6; 35:11; 49:10).

Чис 24:8−9. Затем Валаам повторил, как Бог избавил Израиля и защищает его (сравните 23:22), и вновь сравнил Израиля со львом, которого никто не посмеет согнать с места его (сравните 23:24). В заключение Валаам произнес такие слова: Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! В этом заявлении Валаама, сознавал он это или нет, как бы вновь прозвучало обещание Бога Аврааму и патриархам относительно особой искупительной миссии Израиля (Быт 12:3).

Чис 24:10−14. В конце-концов у Валаака не осталось сомнений, что Валаам не хочет или не может проклясть Израиль, и тогда царь отпустил волхва, не уплатив ему за его визит. Валаам не выразил по этому поводу удивления, а лишь снова сказал, что никакое вознаграждение не могло бы заставить его пойти наперекор воле Божией (сравните 22:18). Он вернется к себе домой, сказал он, но прежде, хоть его не просят об этом, возвестит слово от Бога, касающееся Израиля и Моава.

5. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРИЦАНИЕ (24:15−19)

Чис 24:15−16. Четвертое пророчество Валаама начинается, как и третье, — с признания того, что истинное понимание приходит только от Бога (сравните стихи 3−4). Язычник Валаам называет Его тремя именами (или прибегает к трем эпитетам, называя Его): Бог (в русской Библии — «Божии»: «слова Божии»); по-евр.

Эль; Всевышний (Элион) и Всемогущий (Шаддай); сравните толкование на Быт 17:1. Все эти определения были знакомы древним жителям Ближнего Востока и не относились лишь к Богу Израиля. Но судя по контексту Валаамовых прорицаний, не вызывает сомнения, что он имел в виду именно Господа. Введя Валаама в состояние прострации (падает, но открыты глаза его), Господь дал ему духовное виденье Божественной истины.

Чис 24:17. Открытие истины Валааму начинается с видения им звезды и скипетра (жезла), которые появятся в Израиле. Поэтически звезда и скипетр образы, параллельные друг другу, а, значит, и звезда тоже атрибут царского достоинства. Догадка эта нашла поразительное подтверждение в пророческих текстах, обнаруженных при раскопках в Мари: в них применительно к различным царям часто, употребляется эпитет «звезда».

Связь этого пророчества с пророчеством, произнесенным некогда Иаковом, в котором он предсказал, что правитель Израиля произойдет от Иуды (Быт 49:10), — несомненна. Продолжая пророчествовать, Валаам сказал, что этот царь поразит князей Моава и… всех сынов Сифовых.

Этимология слова «Сифовых» от («Сифа») — не вполне ясна, но на основании сравнений с другими книгами Библии и разночтений в некоторых переводах (например, английский и русский тексты в этом месте — не вполне идентичны) можно сделать вывод, что под «сынами Сифовыми» понимались беспокойные, мятежно настроенные люди. Именно так характеризуются в англ. переводе Чисел и в книге Пророка Иеремии (48:45; как в английской так и в русском текстах) — моавитяне. Увидев израильтян, разбивших свои шатры на их равнинах, они пришли в смятение и ужас (22:3).

Чис 24:18−19. Едому тоже угрожало завоевание Израилем. Сеир — одно из названий Едома (подтверждение этому находим в Быт 32:3, Втор 2:4). Валаам сказал, что правящий Израилем (Происшедший от Иакова) придет и разрушит остатки города. Этим городом, вероятно, была Села, столица Едома позднее известная как Петра.

Исполнение пророчеств относительно Моава и Едома частично совершилось в той далекой, древности (3Цар 11:15−18), но только частично: Моаву и Едому еще придется пострадать в результате осуждения их царем Израильским — Иисусом Христом (сравните Ис 15−16, 21:11−12; Иер 48; 49:7−11; Авд 1:15−18, 21).

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА (24:20−25)

Чис 24:20. Произнес Валаам слово и относительно Амалика. Прежде он упоминал Агага (стих 7), царя амаликитян. Ссылка на Амалика в этом контексте говорит о том, что этот народ жил тогда среди моавитян. Амаликитяне тоже нападали на Израиль — как только он вышел из Египта (Исх 17:8−16), а, значит, и они подлежали суду Господню (сравните 1Цар 15:1−3). «Первым из народов» Амалик назван в том смысле, что происходил от Исава и, следовательно, был одним из древнейших народов (сравните Быт 36:16).

Чис 24:21−22. Затем Валаам обратился к Кенеям и изрек в отношении них, что, хотя они и живут в хорошо защищенном месте, их уведут в плен ассирийцы.

Но разорен будет Каин (здесь в оригинале не Каин, брат Авеля, а «кин» (что значит «гнездо»), от которого и произошло название этого ханаанского племени — (кенеи); причина такого названия может быть в том, что жилища, которые племя строило в горах, напоминали гнезда.

Под именем кенеи в Библии фигурирует какая-то часть мадианитских племен. Так в Чис 10:29 зять Моисея Ховав назван мадианитянином, но отец Ховава (Иофор), а, значит, и он сам были кенеями (Суд 1:16). Этот народ первоначально заселял пустынные области Аравийского полуострова и Синая.

Ссылка на Ассура (Ассирию) — это предсказание завоеваний западных областей, которые будут совершены Тиглат-Паласаром III и Салманасаром V. Хотя кенеи в числе пленных, уведенных ими в Ассирию в период 745−722 годов до Р. Х. не упоминаются, нет оснований сомневаться, что и они были среди огромной массы невольников, взятых ассирийцами.

Упоминание об ассирийцах около 1400 г. (именно в это время жил Валаам) не должно вызывать недоумения, потому что уже начался период так называемого Среднего Ассирийского Царства, и Ассирия выходила на путь становления как могучая международная сила (Таблицу «Цари Ассирийские в Среднем и Новом Ассирийских Царствах» — там, где толкование на Иона 1:2).

Чис 24:23−25. Наконец, Валаам бросает взгляд в далекое будущее и говорит о появлении кораблей из Киттима, которые принесут гибель и Ассуру и Еверу. Многие исследователи полагают, что под Киттимом понимался не только Кипр, но все морские державы западного Средиземноморья и, в частности, Рим (Иер 2:10; Иез 27:6; Дан 11:30).

Это примечательное пророчество осуществилось в гибели Ассирии, включавшей в себя Месопотамию, Персию и Евер, от которого получили свое первоначальное название евреи или израильтяне. Позднее громадная Римская империя «вобрала» в себя как остатки Ассирийской империи, так и Израиль. Завершив свою миссию, Валаам пошел в свой город Пефор в Месопотамии (Чис 22:5).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Числа, 24 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.