Библия » Толкование Далласской семинарии

Иакова 4 глава

← 3 Иак 4 DSC 5

IV. Покорность и раскаяние (глава 4)

Споры, разногласия, похоть, ненависть, зависть, гордость, грех – эти слова часто встречаются в рассмотренных главах Послания Иакова. По контрасту с заключительными словами третьей главы: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» – четвертая глава тоже начинается со слов «вражды и распри».

Иаков смело идет в атаку на тех, кто ведет себя столь недостойно. Он дает ясный совет, как можно усмирить все эти житейские бури, которые не дают верующим духовно расти и мужать. Для этого христианам необходимо ненависть побеждать смирением, стремление осуждать других – справедливым к ним отношением, и, наконец, не хвалиться собой, а веровать.

А. Обращение от ненависти к смирению (4:1-6)

Иаков не скрывает своего негодования по поводу того, что среди верующих возникают различные распри и конфликты. Отсутствие в этом разделе слов «братия мои», которые он ранее употреблял так часто, свидетельствует о его особом возмущении. Иаков рассматривает причины этих конфликтов, говорит о их последствиях и предлагает пути к разрешению их и предотвращению.

1. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ (4:1-2)

Иак. 4:1. Апостол начинает новую мысль риторическим вопросом: Откуда у вас вражды и распри? Почему возникают вражда или буквально «война» и распри или буквально «битвы» между верующими? Апостол дает ясный ответ: от вожделений ваших, воюющих в членах ваших. Конфликты проявляются вовне, но исходят они изнутри человека, от его вожделений или похотей. Философия, проповедующая, что человек любым путем должен стремиться к получению личного удовольствия, разжигает войну в человеческих сердцах.

Иак. 4:2. Война – это плод человеческих вожделений. Похоть в состоянии и до убийства довести. Невозможность достичь горячо желаемого страшно расстраивает людей, и причина этого – их ненасытимая алчность. Все это и ведет к вражде и ссорам, жертвой которых становятся люди, упомянутые в первом стихе. Последние слова второго стиха – не имеете, потому что не просите – стоят в прямой смысловой связи с третьим стихом. Иаков не хочет сказать, что человеческие вожделения и похоти не исполняются потому, что люди не просят Бога исполнить их. Он только подчеркивает, что источник конфликтов скрыт в глубине алчных человеческих сердец.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ (4:3-4)

Иак. 4:3. Правильный путь к удовлетворению необходимых потребностей – это обращение за помощью к Богу. Но одна из причин того, что Бог не дает нам просимого, в том, что просим мы, руководствуясь неверными мотивами. В данном случае глагол «просите» подразумевает те просьбы, которые люди возносят в собственных эгоистических целях. Это становится ясным из последующих слов: чтобы употребить для ваших вожделений. Слово «употребить» можно было бы перевести и иначе: «промотать». В греческом языке эквивалентом русского слова «вожделение» является слово «гедонаис» (стих 1). Бог не желает помогать людям в их «гедонических желаниях».

Иак. 4:4. Вместо обычного «братия мои», Иаков прибегает к нелестному обращению: прелюбодеи и прелюбодейцы! И снова он ставит вопрос: Не знаете ли, что дружба с миром (сравните 1:27) есть вражда против Бога? А затем добавляет: Итак, кто хочет быть другом миру, тот становятся врагом Богу. Последствия такого поведения несравненно хуже, чем только неполучение от Бога ответов на молитвы; христиане, вступающие в дружбу с миром, восстают против Бога и становятся Его врагами!

3. СМИРЕНИЕ – СРЕДСТВО ОТ КОНФЛИКТОВ (4:5-6)

Иак. 4:5. В Послании Иакова это одно из мест наиболее трудных для перевода. Буквально его можно было бы перевести: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание, что зависть томит дух, живущий в нас, но Он тем большую дает благодать». О каком духе здесь говорится – о Божием или о человеческом? Завидует ли этот дух, или он является объектом чьей-то зависти? Следует ли понимать слово «зависть» как нечестивое желание или как справедливую ревность?

Перевести этот стих можно по-разному: (а) «Дух, живущий в нас, томится от ревности (к нам), и Он дает тем большую благодать», (б) «Он, Бог, ревнует о Духе Святом, живущем в нас, и потому Он дает тем большую благодать», (в) «Человеческий дух, живущий в нас, завидует, ревнует, но Он, Бог, дает тем большую благодать».

Однако, проблема заключается не только в трудности перевода данного стиха. Это место вообще трудно понять. Вопрос поставлен чисто риторически: Или вы думаете, что напрасно говорит Писание… Однако, слова, следующие далее, не являются прямой цитатой из Писания. Возможно, что Иаков цитирует текст из какой-то священной еврейской книги или подразумевает общий смысл Священного Писания, либо цитирует какой-то неизвестный нам греческий перевод Ветхого Завета. Однако, наиболее вероятным представляется, что Иаков просто хочет обратить наше особое внимание на цитату из Притчей 3:34, которую он приводит в шестом стихе: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Эта цитата также приведена в 1Пет. 5:5.)

Иак. 4:6. Хотя стих пятый так и остается не совсем понятным, нет никаких сомнений относительно смысла шестого стиха. Бог гордым противится. В греческом тексте здесь стоит слово «антитасетаи», военный термин, означающий «сражаться против кого-то». Но зато смиренным Бог дает благодать. Независимо от того, как понимать предыдущий стих, – как призыв к верующим оказывать сопротивление нашему человеческому духу, возбуждающему в нас зависть, или как призыв радоваться тому, что Дух Святой охвачен ревностным желанием привести каждого верующего к совершенству, стих шестой несомненно призывает нас к тому, чтобы мы отвергли гордость и смиренно покорились Божией власти. Ключ к устранению конфликтов – в смирении, которое всегда вознаграждается Богом. Далее Иаков указывает на прямую связь между смирением и миром (стихи 7-12).

Б. Не судите, но будьте смиренны и справедливы (4:7-12)

По-видимому, верующие из евреев, к которым обращается Иаков, не только враждовали между собой и завидовали один другому, но и обвиняли и осуждали друг друга. Между тем, не взаимное осуждение, а справедливое отношение друг к другу со стороны верующих угодны Богу.

Правильные взаимоотношения между людьми имеют жизненно важное значение для их духовного роста. В своем послании апостол дает на этот счет советы, указывает на преимущества справедливости и нелицеприятия и говорит о том, что источником справедливости является Бог.

1. БУДЬТЕ ПРАВЕДНЫ И СПРАВЕДЛИВЫ (4:7-9)

Иак. 4:7. Призывая к святости и духовной гармонии, Иаков дает целую серию указаний на то, как этого можно достичь (10 повелений, изложенных в стихах 7-9). Иаков призывает к покорности Богу (стих 7), к очищению (стих 8) и к искреннему раскаянию («сокрушению»; стих 9).

Подобно магниту, покорность Богу как бы имеет два противоположных полюса: на одном конце – покорность Богу, на другом – противостояние диаволу. Покориться – это военный термин, который означает «быть в подчинении», «повиноваться». «Противостоять» – значит «сопротивляться», «стоять против кого-то». Противостаньте диаволу, и убежит от вас.

Иак. 4:8. С другой стороны: Бог приближается к тому, кто приближается к Нему. Приближение к Богу требует, однако того, чтобы человек очистился: очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. «Очищение рук» (или омовение их) было у евреев религиозным обрядом, и то, что Иаков прибегает к этому образу, красноречиво свидетельствует, что обращался он именно к евреям, поверившим во Христа. То, что такое очищение в церемониальном смысле его было им необходимо, видно из обращения, употребленного Иаковом: «грешники, двоедушные» (сравните 1:8).

Иак. 4:9. Осознав свою потребность в очищении, они не смогут более веселиться и радоваться. Иаков призывает: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (буквально: «опустите ваши глаза»). Сокрушенный дух необходим исповедующему свои грехи, чтобы ему очиститься в глазах Божиих.

2. ПРЕИМУЩЕСТВА СМИРЕНИЯ (4:10-11)

Иак. 4:10. Ключ к успеху – смирение. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Чтобы подняться, нужно опуститься. Стоящий низко будет возвышен. Смирение обладает большим преимуществом – оно в конечном счете приводит к славе.

Иак. 4:11. Злословие и осуждение ближних совершенно несовместимы с духом смирения, который желает видеть в нас Бог. Более того: осуждая других, мы судим закон Божий. А ведь этот закон царит над всеми людьми, и никто не имеет права брать на себя роль судьи закона Божьего. Клеветники осуждаются законом, самозваные судьи также осуждаются им, и только смиренных ожидает награда. Истинная справедливость торжествует только тогда, когда верующий в смирении и покорности вручает себя Богу.

3. ЕДИНЫЙ СУДИЯ (4:12)

Иак. 4:12. Только одна Личность стоит выше закона. Только Бог может изменять закон. Лишь Он является Законодателем в Судьею. Это сложное слово – Законодатель (по-гречески «Номотетес») – встречается в Новом Завете всего один раз. Но Бог не только издает законы, Он следит и за исполнением их. В Его руках сосредоточена и законодательная и исполнительная власть. Бог есть Царь; Он издает и провозглашает Свои установления. И Он же – Верховный Судья, наблюдающий за их проведением в жизнь. Только Ему дано губить и миловать.

Он – единый Законодатель, единый Судья и единый Спаситель, могущий избавить от осуждения законом. Эта истина, хорошо знакомая читателям-евреям, звучит упреком в адрес тех, кто ставит себя над Божиим законом и судит других. А ты кто, который судишь другого? Это один из характерных риторических вопросов, которые часто ставит Иаков в своем послании. Смирение и справедливое поведение жизненно необходимы для духовного роста. Далее Иаков показывает, как при их помощи можно избавиться от порока самонадеянности.

А. Обращение от самонадеянности к вере (4:13-17)

Помимо того, что среди верующих часто возникали конфликты, и они осуждали друг друга, они также страдали самонадеянностью. Иаков, приводя пример хвастливых помыслов, показывает их несостоятельность и предлагает практическую альтернативу им.

1. ЗАЯВЛЕНИЕ САМОНАДЕЯННОГО (4:13)

Иак. 4:13. Иаков прямо говорит: Теперь послушайте. Схожее чисто разговорное обращение Иаков употребляет и в 5:1, и во всем Новом Завете оно присуще лишь ему. Подобное обращение привлекает внимание читателей и стимулирует их интерес к тому, что будет сказано затем. Иаков высказывает свое осуждение типичному бизнесмену того времени, ведущему свои дела без Бога. Он строит самонадеянные планы: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год (самонадеянно распоряжается временем, забывая, что оно может и оборваться для него), и будем торговать, и получать прибыль». Сколь самоуверенно предсказывает он себе успех в делах! Иаков нарисовал точный и яркий портрет еврейского купца, весьма настойчивого и целеустремленного в делах, который откровенно провозглашает принцип своей жизни – «делать деньги».

2. ПРИГОВОР САМОНАДЕЯННОСТИ(4:14)

Иак. 4:14. Иаков говорит самонадеянному дельцу: «Ты не знаешь даже, что случится с тобою завтра». Человеческие планы стоят всегда под вопросом. Осуществление их не зависит от самого человека. Ведь время не принадлежит ему. Так же, как и самая жизнь его. Затем Иаков прибегает к своему излюбленному приему и ставит вопрос: Что такое жизнь ваша? Ответ прост и ясен: пар, являющийся на малое время. Верующие не должны забывать о краткости своей земной жизни. Кроме всего прочего, это помогает освобождаться от самонадеянности и не дает увязнуть в болоте гордыни, из которого упомянутая самонадеянность и проистекает.

3. НЕ БУДЬТЕ САМОНАДЕЯННЫ (4:15-17)

Иак. 4:15. Избавиться от самонадеянности можно лишь видя мир и жизнь в Божией перспективе. Вместо того, чтобы строить большие планы, исходя из своих человеческих возможностей, верующий должен возлагать свою надежду на Господа. Отбросив тщетную самонадеянность, Послание Иакова 4:16 – 5:3 следует говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое. Слова эти не должны стать своего рода магической формулой – в них должна быть отражена практическая жизненная позиция верующего.

Иак. 4:16. Ради большей убедительности Иаков повторяет: Всякое такое тщеславие есть зло. На смену самонадеянности должно прийти упование на Бога. Избавление от самонадеянности приходит через веру.

Иак. 4:17. Напрашивается вывод, что заключительные слова этого стиха: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех, относятся не только к вопросу о самонадеянности, но и вообще ко всему, о чем было сказано в послании. Такое мнение подтверждается вводным словом «Итак» Читающие Послание Иакова не могли бы сослаться на свое «неразумение», на то, что они «не разумеют делать добро». Послание постоянно призывает к тому, чтобы делать добро, «и не делающим его – грех».

Для достижения духовной зрелости верующий должен поступать так, как он теперь научен. Даже в моменты искушений и испытаний он должен твердо держаться Слова Божьего. Терпеливо и без всякого лицеприятия, должен он служить своим братьям и сестрам, проявляя свою веру на деле. Он обязан следить за своим языком и мыслями. Исполненный искреннего раскаяния, должен он подчиниться своему всемогущему Отцу, Законодателю и Судье – в духе смирения, с надеждой в сердце. Он должен быть таким, каким хочет видеть его Бог, и говорить, и чувствовать он должен угодно Богу.


Толкование Далласской семинарии на послание Иакова, 4 глава


← 3 Иак 4 DSC 5

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.