Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

1 Иоанна 4 1 послание Иоанна 4 глава

Испытание духов
(1 Иоанна 4:1−6)

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения (1Ин 4:1−6).

Эврика!

Это простое греческое слово, означающее: «Я нашел!» — стало девизом в жизни тысяч золотоискателей Калифорнии в середине XIX века. В нем выражались все мечты охотников за сокровищами и азарт их поисков. Для Джеймса Маршалла (первого, кто обнаружил драгоценный металл в 1848 г.) и «детей сорок девятого года», которые последовали за ним, термин эврика означал мгновенное обогащение, ранний уход от дел и беззаботную жизнь.

Но золотоискатели быстро узнали: не все то золото, что блестит. В руслах рек и каменистых шахтах встречалось много блестящего металла, который был совершенно бесполезным. Этим «золотом дураков» был железный колчедан, и искатели должны были сохранять предельную внимательность, чтобы отличать его от настоящего сокровища. Сама их жизнь зависела от этого.

Опытные золотоискатели обычно могли отличить железный колчедан от золота, просто посмотрев на него. Но в некоторых случаях это было не так просто. Так что они придумали испытания на отличие подлинного золота от фальшивого. В одном из таких тестов нужно было укусить самородок. Настоящее золото мягче, чем человеческие зубы, а «золото дураков» — тверже. В другом испытании требовалось потереть самородком кусок чего-то белого, например, глины. Настоящее золото оставляет желтый след, а железный колчедан — зеленовато-черный. В любом случае золотоискатель полагался на тесты, чтобы понять, что он нашел, — его состояние и будущее зависели от результатов.

В духовном отношении христиане часто похожи на калифорнийских золотоискателей середины XIX века. Когда верующие сталкиваются с разными учениями и религиозными доктринами, которые называют себя истинными, они должны быть способны отличить библейски здравые учения от тех, какие таковыми не являются.

В годы золотой лихорадки было справедливо изречение, что, если что-либо блестит, это еще не значит, что это золото. Точно так же христиане должны остерегаться духовного «золота дураков». Они не должны принимать что-либо за истину, не проверив сначала, одобряет ли это Бог. Если учение не проходит испытание, христиане должны объявить его ложным и предупредить об этом других. Но, если оно пройдет испытание и окажется соответствующими истине Слова Божьего, верующие могут принять его и поддерживать от всего сердца.

Калифорнийские золотоискатели кричали: «Эврика!» — только когда находили настоящее золото. Когда речь идет о духовном — христиане должны стараться поступать так же.

Как учиться жить проницательно

Духовное «золото дураков» вовсе не ново. Ветхий и Новый Завет полны предостережений о лжеучителях (Втор 13:1−3; Ис 8:19−20; Мф 7:15; Мф 24:4−5, 11, 24; Деян 20:29; Рим 16:17−19; 2Кор 11:4, 13−15; Иуд 1:4) и их поддельных учениях (Деян 20:30; 1Тим 1:4−7, 19; 1Тим 6:20−21; 2Тим 2:17−18; 2Пет 2:1; см. также Ис 30:10). Христиане должны быть проницательными, чтобы не стать «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф 4:14). Важно, чтобы они «все испытывали, хорошего держались» и «удерживались от всякого рода зла» (1Фес 5:21−22). В противном случае они будут более уязвимыми для сатанинского обмана (Мф 13:19; 2Кор 2:11; 2Кор 4:4; 2Кор 11:3, 14; 2Фес 2:9; см. также Быт 3:1; Мф 4:3−10; Лк 22:31; Еф 6:10).

Основная стратегия сатаны для нападения на истину впервые стала очевидна в Едемском саду, когда он трижды атаковал Слово Божье. Во-первых, он пробудил сомнения в Божьих словах об употреблении в пищу плода древа жизни («Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю”?»; Быт 3:1). Во-вторых, он прямо отрицал то, что Бог сказал Адаму («Нет, не умрете»; Быт 3:4). Наконец, он исказил то, что Бог конкретно говорил Адаму («Вы будете, как боги, знающие добро и зло»; Быт 3:5). С тех пор сатана и его бесовские силы вели неустанную бесконечную войну (см. Откр 16:14) против истины — по-прежнему используя изначальную тактику сомнения, отрицания и искажения (см. 2Кор 4:4).

В Писании есть много ссылок на эту долгую борьбу за знание, сохранение и повиновение истине. В Ветхом Завете Моисей (например, Втор 4:1−31; Втор 6:1−25; Втор 8:1−20; Втор 12:29 — 13:18; Втор 30:1−20), Иисус Навин (Нав 23:1−24:28), Самуил (1Цар 12:1−25), Илия (3Цар 18:20−40) и другие пророки (Ис 31:6; Ис 42:17; Иер 8:5; Иер 17:5; Иез 18:26; Ос 14:1) постоянно призывали Божий народ вернуться к истине от лжи и идолопоклонства. А в Новом Завете Сам Иисус предупреждал о лжепророках (Мф 7:15; Мф 24:4−5, 11, 24) так же, как и Павел (Деян 20:29; Рим 16:17−18), Петр (2Пет 2:1−3), Иоанн (1Ин 2:18−24) и Иуда (Иуд 1:4−19).

Как и в Едемском саду, источник заблуждения всегда можно проследить до сатанинских корней (Ин 8:44). Павел писал Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим 4:1−2; см. также Лев 17:7; Втор 32:17; Пс 105:34−39; Иак 3:14−16; Откр 16:13−14). Любая идеология, любое мнение, любая религия, кроме Божьей истины, порождены сатаной — вот почему для верующих так важно распознавать разницу между Духом истины и духом заблуждения.

Если христианам не хватает проницательности, они не только сами запутаются и не смогут отличать истину сами, но также будут не в состоянии правильно передавать истину другим. Таким образом, они должны хранить истину (1Тим 6:20−21; 2Тим 1:13−14; Иуд 1:3; см. также Деян 20:28; Притч 23:23), зная ее, прочно держась за свои убеждения (см. Лк 1:4; Ин 8:32; Ин 19:35; 1 Тим 2:4; 2Тим 2:15) и отличая истину от того, что ложно (см. Флп 3:2; Кол 2:8). Будучи верными здравому учению, они смогут учить ему и других (см. 2Тим 2:2).

Апостол Иоанн знал, что его читатели подверглись нападению лжеучителей. Для защиты он велел им испытывать тех, кто утверждает, что учит истине. Он привел причины, по которым такое испытание важно, и наставления насчет того, как это делать. Таким образом, апостол сформулировал стратегию, которую все христиане могут использовать для распознания истинных духовных богатств и доктринального «золота дураков».

Необходимость проверки

Возлюбленные! не всякому духу верьте (1Ин 4:1а).

Обсудив деяния Святого Духа, пребывающего в истинных верующих (1Ин 3:24), Иоанн переходит к деяниям нечестивых духов в лжеучителях и их ложном учении. Так как эти древние сверхъестественные духи — специалисты обмана, христиане должны тщательно исследовать каждое духовное послание, с которым они столкнутся (см. Мф 10:16; 1Фес 5:21−22).

Форма повелительного наклонения от глагола верить с отрицательной частицей не могла бы быть буквально переведена как «прекратите верить». Фраза Иоанна обозначает запрет действия, которое уже происходит. Если кто-либо из его читателей некритически принимал послание лжеучителей, то он должен был немедленно прекратить это делать. Верующие должны проявлять библейскую проницательность, как жители города Верия, о которых Лука писал: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян 17:11).

Неверующие, «будучи помрачены в разуме» (Еф 4:18), не имеют основания для оценки разных учений, которые претендуют на Божественное происхождение (1Кор 2:14). Следовательно, они уязвимы для заблуждений и легко могут быть уведены с истинного пути. Но верующие, у которых есть Слово истины и Дух истины, должны проверять то, что они слышат, на соответствие тому, что, как они знают, является истиной и явлено в Писании (1Фес 5:21−22).

Причина проверки

…Но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин 4:1б).

Термин, переведенный как испытывайте, — форма императива настоящего времени от глагола dokimazō. Он использовался для обозначения того, как знаток металлов проверяет их чистоту и ценность. Использование Иоанном настоящего времени указывает на то, что верующие должны постоянно испытывать духов, от Бога ли они. Вопреки мнению некоторых, это повеление не имеет ничего общего с личной борьбой против бесов или совершением экзорцизма. Напротив, христиане должны постоянно оценивать то, что видят, слышат (см. 1Кор 14:29; 1Фес 5:20−21) и читают, чтобы определить, исходит ли это от Духа Божьего или, наоборот, от бесов.

Единственный достоверный способ испытать какое-либо учение — это сверить его с тем, что Бог явил в Своем непогрешимом письменном Слове (Ис 8:20; см. также Притч 6:23; 2Тим 3:16−17). Будучи совершенным стандартом истины (Ин 17:17) и мечом Духа (Еф 6:17), Слово Божье дает верующим основную защиту от заблуждения (см. 2Кор 10:3−5; Евр 4:12).

Важность повеления Иоанна связана с тем, что в мире появилось не несколько, но много лжепророков. Сатана не просто хочет выступать против церкви (см. Деян 5:3; Деян 13:8−10; Деян 16:16−23; 1Фес 2:18); он хочет обмануть ее (см. 2Кор 11:14). В соответствии с этими обманными замыслами его слуги проникли в союзы церквей, церкви, в христианские школы, институты и организации, что ведет к компромиссу и заблуждению (см. Иуд 1:4).

Сатана не только порождает ложь, которая прямо отрицает библейскую истину, но и использует более тонкие методы, часто саботируя истину посредством смешения ее с заблуждением. Истина, смешанная с заблуждением, обычно намного более эффективна и намного более губительна, чем прямое противоречие истине. Те, кто верит всему, что читает в христианских книгах или слышит по христианскому радио или телевидению, — первые мишени доктринального обмана. В конце концов, Павел писал: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор 11:14б-15а).

Сатана маскирует свою ложь под истину. Он не всегда ведет открытую войну против Евангелия. Он намного чаще атакует церковь, проникая в ее стены с незаметными заблуждениями. Он использует свою стратегию троянского коня, помещая в церковь лжеучителей, которые и «вводят пагубные ереси» (2Пет 2:1). Он вкладывает свою ложь в уста тех, кто утверждает, что говорит от имени Иисуса Христа (Мф 4:6; Деян 20:30). Так дьявол маскирует ложь под истину, так что зло выглядит, как благо.

По этой причине Сам Иисус предостерегал против лжепророков:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф 7:15−17; см. также Мк 13:21−23; 2Пет 2:1−2).

Христиане, которые игнорируют предупреждение Господа, делают это себе во вред. Многие решительно призывают к вниманию внутри церкви. Обязательно, чтобы верующие практиковали библейскую проницательность (см. 1Кор 2:12−13; Еф 6:17; 2Тим 1:13; 2Тим 3:15−17). Это особенно относится к пастырям:

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1:7−11).

Как следует испытывать Духов

Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения (1Ин 4:2−6).

Иоанн говорит о трех известных способах определения, отражают ли учитель и его послание Духа Божьего или духа сатаны. Эти способы: богословский (исповедует ли человек Иисуса Христа), поведенческий (являет ли человек плод праведности) и пресуппозиционный (верен ли человек Слову Божьему). Для истинных учителей, таким образом, характерно исповедание Божественного Господа, обладание Божественной жизнью и исповедание Божественного закона. Те, кто не являет этих черт, доказывают, что они не от Бога.

Исповедание Божественного Господа

Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин 4:2−3).

Первое испытание — богословское или, более конкретно, христологическое. Надо задать вопрос: что этот человек проповедует об Иисусе Христе? Глагол, переведенный как исповедует, — форма настоящего времени от глагола homologeō, означающего «говорить то же самое». Всякий дух (человек-учитель), который соглашается с Писанием и исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога, так как исповедует истину, которой учил Святой Дух: что Иисус Христос есть Бог во плоти.

Апостол не исследует здесь все нюансы христологии; он просто вторит определенному христологическому заявлению, с которого он начал это послание:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин 1:1−3).

Иисус Христос был послан Богом Отцом как живое Слово Божье (Ин 1:1−2), которое стало плотью (Лк 1:31; Ин 1:14; см. также Кол 2:9). Он един с Отцом (Ин 10:30, 38; Ин 14:7−10), явлен человечеству как вторая ипостась Троицы (правильное понимание христологии обязательно предполагает веру в Троицу), Сын Божий (Ис 9:6; Ин 3:16; см. также Ин 1:18; Евр 1:5, 8). Согласно Божьему замыслу, Иисус пришел во плоти, чтобы как человек умереть заместительной смертью за грехи других людей. Это единственный способ, которым Он мог искупить всех, кто уверует (Гал 4:4−5; Евр 2:17; см. также 1Тим 2:5; 1Ин 2:1−2).

Иоанн неоднократно подчеркивает божественность Христа и учит важной истине с серьезными последствиями: что никто не может почитать Отца, не чтя Сына (1Ин 2:22−23; Ин 5:23; 2 Ин 1:3, 7, 9), потому что они разделяют одну и ту же Божественную совершенную природу (1Ин 3:21−23; 1Ин 5:6, 20). Чтобы спастись, человек должен поверить в то, что Иисус есть вечный Бог, вторая ипостась Божества, ставшая Человеком. Он не просто сотворенная личность (вопреки тому, чему учили древние лжеучителя и учат современные секты, такие как мормоны и свидетели Иеговы). Но чисто интеллектуальное согласие с этой истиной никого не спасает (см. Иак 2:19); чтобы спастись, человек должен признать Иисуса Господом (Рим 10:9−10).

Понимание и принятие личности Иисуса человеком — окончательная лакмусовая бумажка, проверка на правомерность исповедуемой им веры. В современном евангельском мире все более политкорректно утверждать, что все монотеистические религии поклоняются одному и тому же Богу. Но на самом деле это не так. Сам Иисус заявил об этом кристально ясно: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк 10:16); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6; см. также Деян 4:12; 1Ин 2:23). Всякий дух, пропагандирующий любую религию или философию, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. Такое учение ошибочно, оно ересь и отвержение Христа (2Пет 2:1; см. также Гал 1:8−9). Иоанн называет это дух антихриста (см. 1Ин 2:18, 22; более подробное обсуждение этой темы см. в главе 9 данного труда). Верующие слышали, что последний антихрист придет (2Фес 2:3−4, 8−9), но дух антихриста, проявляющийся в ложной религии и извращенном учении, теперь есть уже в мире. Истинная природа Иисуса Христа неизбежно отрицается лжеучителями и системами, которые они продвигают (Иуд 1:4; см. также Деян 3:14). Но те, кто правильно понимает Иисуса Христа и правильно представляет Его и Его деяния, доказывают, что они обладают Духом истины.

Обладание Божественной жизнью

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их (1Ин 4:4−5).

В воплощении Бог стал сопричастен человеческой природе (Флп 2:7−8; Евр 2:14, 17; Евр 4:15). Посредством рождения свыше люди стали причастны Божественной природе (2Пет 1:4; см. также 2Кор 3:18). Выражение Иоанна: Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире, — прежде всего утверждает безопасность верующих перед лицом лжеучителей (см. 1Ин 2:20, 24, 27). Все истинные христиане обладают нетленным семенем вечной жизни (1Пет 1:23−25), что значит: никакой сатанинский обман не может забрать их из спасительной руки Бога (Ин 10:28−29). Тем, кто рожден свыше воистину, было дано не только сверхъестественное понимание истины (Лк 10:21), но и любовь к ней (Пс 1:2; Пс 118:97, 113, 159, 167; см. также 2Фес 2:10; 1Пет 1:22), и проницательность, защищающая от отступничества (см. Мк 13:22; Евр 10:39). Павел писал:

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор 2:12−16).

Верующие могут быть неуверенны в том, что касается вторичных, периферийных вопросов, но не основополагающих истин Евангелия, таких как личность и деяния Христа (см. Ин 3:14−16; Рим 1:16−17; Рим 3:24−26; Рим 5:1; Гал 2:16; Еф 2:8−9; 2Тим 1:9). Они не будут обмануты, когда лжеучителя неизбежно обесценивают деяния Христа, выступая за какой-либо вид спасения делами (см. Гал 4:9−11; Кол 2:20−23).

Лжеучителя и их последователи придерживаются мирских идей (см. 1Ин 2:15−17; 1Кор 2:14), потому что они от мира; они говорят по-мирски, и мир слушает их. Судя по тому, что говорят лжеучителя и как они себя ведут, они демонстрируют, что вовсе не являются истинными слугами Христа. Истинные же верующие сопротивляются мирским идеям, потому что победили мир (см. Ин 16:33).

Исповедание Божественного закона

Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения (1Ин 4:6).

В отличие от бесовских распространителей лжи (Деян 13:10; Гал 1:7; см. также Ин 8:44) учителя, которые от Бога, провозглашают Его явленное Слово как источник истины (см. 2Кор 6:7; 1Тим 1:3). Местоимение мы в первую очередь относится к Иоанну и другим авторам Писания. Подобно им, все истинные учителя точно провозглашают Слово Божье, и человек, знающий Бога, слушает их (см. Ин 8:47; Ин 10:4−5, 16, 26−27; Ин 14:26; Ин 18:37). Напротив, всякий, кто не от Бога, тот не слушает их учения.

Таким образом, полное письменное откровение Ветхого и Нового Завета — единственный авторитет, по которому христиане должны сверять все духовные идеологии. Павел писал Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим 3:16−17). Оно «вернейшее» в сравнении с человеческим опытом или органами чувств (2Пет 1:19). Оно пребывает вовеки (1Пет 1:25). Оно достоверно в каждой букве и каждом знаке (Мф 5:18). Оно неизменно и вечно (Ис 40:8); Сам Иисус сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24:35). Это стандарт истины (Ин 17:17). И по этому стандарту, с помощью Святого Духа (см. Ин 14:17; Ин 15:26; Ин 16:13), верующие узнают духа истины и духа заблуждения.

В мире, полном бесовского ложного учения, верующие должны постоянно проверять духов, чтобы понимать, что от Бога, а что нет. Используя проверки, о которых говорит здесь Иоанн, они могут отличать истинные духовные драгоценности от доктринального «золота дураков». Как благородные верийцы, современные святые призваны проверять каждое духовное послание, с какими они столкнутся, стандартом Писания (Деян 17:11). Только тогда они могут повиноваться увещеванию Иуды и «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд 1:3). Преданно храня истину в настоящем, верующие поддерживают ее чистоту как для себя, так и для будущих поколений.

Проявление совершенной любви
(1 Иоанна 4:7−21)

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин 4:7−21).

Троица — непостижимое и при этом однозначное учение Писания. Тщательно изучив эту тему, Джонатан Эдвардс заметил: «Я полагаю, что это [учение о Троице] — высочайшая и глубочайшая из всех Божественных тайн, несмотря на все, что я говорил и понял о ней» (An Unpublished Treatise on the Trinity). Однако, хотя полнота Троицы лежит далеко за пределами человеческого понимания, нет сомнений в том, как Бог явил Себя в Писании — в качестве единого Бога, вечно существующего в трех ипостасях.

Это, конечно, не значит, что в Библии представлены три разных бога (см. Втор 6:4). Напротив, Бог в трех ипостасях — единая сущность; Божья сущность пребывает целиком и нераздельно, одновременно и вечно в трех ипостасях единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа.

В Писании ясно сказано, что эти три ипостаси вместе — один и единственный Бог (Втор 6:4). В Иоанна 10:30 и 33 объясняется, что Отец и Сын едины. В 1 Коринфянам 3:16 показано, что Отец и Дух едины. В Римлянам 8:9 ясно говорится, что Сын и Дух едины. А в Иоанна 14:16, 18 и 23 представлено, что Отец, Сын и Дух едины.

Однако, являя единство ипостасей Троицы, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и отдельности каждой из трех личностей Бога. Иначе говоря, в Библии ясно сказано, что Бог — единый Бог (не три), но этот единый Бог — Троица личностей.

В Ветхом Завете Библия указывает на идею Троицы несколькими способами. Титул Elohim («Бог»), например, — это существительное множественного числа, которое может предполагать множественность (см. Быт 1:26). Это соответствует тому факту, что иногда к Богу относится местоимение множественного числа («мы»; Быт 1:26; Ис 6:8). Более непосредственно Ветхий Завет открывает троичность Божества в местах, где Божье имя относится к более чем одной личности в одном и том же тексте (Пс 109:1; см. также Быт 19:24). И есть также отрывки, где видно, что действуют все три Божественные личности (Ис 48:16; Ис 61:1).

Новый Завет основан на этих истинах и раскрывает их более открыто. В формуле крещения в Матфея 28:19 упоминаются все три ипостаси Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В апостольском благословении коринфян Павел говорил о той же самой реальности. Он писал: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор 13:13). Другие новозаветные отрывки также содержат славную истину о триедином Боге (Рим 15:16, 30; 2Кор 1:21−22; Еф 2:18).

Описывая Троицу, Новый Завет явно разграничивает три личности, которые все действуют одновременно. Это не просто способы проявления одной и той же личности (как неверно утверждают ереси модализма или савеллианства и более современное богословие единства), которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, а иногда как Дух. При крещении Христа все три личности были одновременно активны (Мф 3:16−17): Сын крестился, Дух нисходил на Него, а Отец говорил с небес. Сам Иисус молился Отцу (см. Мф 6:9), учил, что Его воля отлична от воли Его Отца (Мф 26:39), обещал, что попросит Отца послать Духа (Ин 14:26), и просил Отца прославить Его (Ин 17:5). Эти действия не имели бы смысла, если бы Отец и Сын не были двумя разными личностями. В других местах Нового Завета сказано о том, что Святой Дух ходатайствует перед Отцом за верующих (Рим 8:26−27), как делает и Сын, наш Защитник (1Ин 2:1). В Евангелии от Иоанна апостол сообщает: Иисус сказал, что Святой Дух будет пребывать в верующих (Ин 14:16), что Он Сам будет пребывать в них (Ин 14:18, 20−21) и что Отец будет пребывать в них (Ин 14:23). Опять же, имеется в виду, что это разные личности.

В Библии все сказано ясно. Есть только один Бог, однако Он существует, и всегда существовал, как Троица ипостасей: Отец, Сын и Святой Дух (см. Ин 1:1−2). Отрицать или неверно понимать Троицу значит отрицать или неверно понимать саму природу Бога.

Учение о Троице важно на бесконечном количестве уровней, потому что оно — самое сердце учения о Боге. Один автор объясняет:

Троица — высшее откровение, которое Бог сделал о Себе для Своего народа. Это краеугольный камень, вершина, ярчайшая звезда на своде Божественных истин… Мы должны знать, понимать и любить Троицу как полностью и в совершенстве христианскую. Вот почему мы говорим, что Троица — величайшая из явленных Богом истин (James White, The Forgotten Trinity [Minneapolis: Bethany House, 1998], 14−15).

Троица влияет не только на то, что верующие думают о Боге, но и на их отношения с Ним и друг с другом. В конце концов, истина о Троице объясняет Бога как личность в отношениях. От вечности Отец, Сын и Святой Дух наслаждались полнотой межличностных отношений. Они всегда прославлялись в бесконечной близости, которую разделяли. Проще говоря, Бог никогда не был одинок, но всегда удовлетворялся совершенным общением между ипостасями Троицы. Джон Пайпер объясняет:

От вечности до сотворения единственная реальность, которая существовала всегда, — это Бог. Это великая тайна, потому что нам трудно представить себе, что у Бога нет абсолютно никакого начала, что Он был здесь вечно и вовеки, что никто и ничто не сотворило Его; это просто абсолютная реальность, с которой все мы должны считаться, нравится это нам или нет. Но вечный Бог не был «один». Он не был одиноким центром сознания. Всегда был другой, единый с Богом по сущности и славе, но отдельная личность, так что между Ними были личные отношения всю вечность (Джон Пайпер, Чему радуется Бог? [Левит, 2021], 45−46).

На основании этого непогрешимого образца отношений и Своего совершенного желания и цели иметь общение со Своими творениями, триединый Бог задумал человека как существо, вступающее в отношения. Сотворение человека по образу Бога дало ему самоосознание и способность мыслить разумно, ценить красоту, приобретать мудрость, испытывать чувства и понимать мораль. Но самый важный аспект образа Божьего проявляется в способности человека любить других, что видно из его отношений и общения с Богом и другими людьми. Хотя человеческая любовь (к Богу и к ближнему) всего лишь тень, она отражает совершенную любовь между ипостасями Троицы, характерную для Бога еще до начала времени.

Происхождение совершенной любви от Троицы делает то, что пишет апостол в 1 Иоанна 4:7−21, более четким. Четыре раза в этом отрывке (один раз в стихе 12, один раз в стихе 17 и дважды в стихе 18) Иоанн ссылается на совершенную или усовершившуюся любовь. В Новом Завете упоминается много видов любви (Мф 5:44; Мф 22:37−38; Ин 13:34; Ин 14:15, 21; Ин 15:12; Рим 12:9−10; Рим 13:8−10; 1Кор 8:3; 1Кор 13:4−8, 13; 2Кор 5:14; Гал 5:22; Еф 5:25, 28, 33; Флп 1:9; Кол 3:14; 1Фес 4:9; 2Фес 3:5; Евр 13:1; Иак 2:8; 1Пет 1:22; 1Пет 4:8; Иуд 1:21), но высшая любовь — это совершенная и полная любовь, которая исходит от Бога при спасении. В Римлянам 5:5 Павел писал: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Это любовь, которая не проистекает из мистического опыта или эмоциональной сентиментальности, но берет свое начало в спасении (см. Рим 8:28−30) и проявляется в добрых делах освящения (см. Еф 2:10; Евр 10:24). Ее полнейшее проявление происходит, когда верующие повинуются Господу: «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин 2:5а; см. также 1Ин 5:3).

В данным отрывке Иоанн третий раз обсуждает любовь в своем послании. Сначала в 1 Иоанна 2:7−11 он представляет любовь как доказательство истинного общения. Затем в 1 Иоанна 3:10−17 Иоанн обсуждает любовь как доказательство сыновства верующих. Это третье обсуждение любви — пример того, как Иоанн возвращается к моральным и доктринальным доказательствам спасения в своем послании, каждый раз представляя их своим читателям все с большей глубиной и шириной.

В данном отрывке Иоанн обсуждает природу совершенной любви Троицы как связанной с характером Бога, пришествием Христа, заявлением Христа о вере и христианской уверенностью перед лицом суда.

Совершенная любовь и характер Бога

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин 4:7−8).

Иоанн обращается к своей аудитории как к возлюбленным (agapētoi, «[божественно] любимые») (см. 1Ин 2:7; 1Ин 3:2, 21; 1Ин 4:1, 11), которых он призвал любить друг друга. Опять же, в отличие от эмоциональной, физической или дружеской любви, agapē (любовь) — это любовь жертвенного служения (Флп 2:2−5; Кол 3:12−14; см. также Рим 14:19; 1Кор 10:23−24; 1Кор 13:4−7), любовь, дарованная тем, кто нуждается в любви (Евр 6:10; 1Пет 2:17; см. также Рим 12:15), а не только тем, кто привлекателен или достоин любви.

Первая причина, по которой верующие должны распространять такую жертвенную любовь друг на друга, — то, что любовь от Бога. Как Бог есть жизнь (Пс 35:10) и источник вечной жизни (1Ин 1:1−2; 1Ин 3:1−2, 9; 1Ин 5:12; 2Тим 1:1; Тит 1:2), как Он есть свет (1Ин 1:5−7; 1Ин 2:8−11; см. также Ис 60:19), Он также есть любовь (см. 1Ин 4:16). Следовательно, если верующие имеют Его жизнь и ходят в Его свете (праведности и истине), они также обладают Его любовью и проявляют ее, ибо всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Так как христиане Божьи дети и являют Его природу, они будут отражать Его любовь к другим.

Как мы отмечали ранее, любовь, о которой говорит Иоанн, — это Божественная, совершенная любовь, которую Бог дает только тем, кто Ему принадлежит. Глагол, переведенный как рожден, — совершенная пассивная форма от gennaō и могла бы быть буквально переведена как «был зачат». Все, кого Бог спас в прошлом, продолжают свидетельствовать об этом факте в настоящем. Тем, кто обладает Божьей жизнью, дана способность любить и опыт любви. Напротив, кто не любит, тот не познал Бога. Те, для чьей жизни не характерна любовь к другим, — не христиане, что бы они ни заявляли. Иудейские религиозные деятели (книжники, фарисеи и другие начальники) времен Иисуса, как и лжеучителя церкви в дни Иоанна, много знали о Боге, но на самом деле не знали Его (см. 1Тим 6:20; 2Тим 3:7). Отсутствие Божьей любви в их жизни явило их нерожденное свыше состояние не менее явно, чем их ошибочное богословие.

Бог по природе есть любовь, поэтому Он определяет любовь, а не любовь определяет Его. Люди постоянно навязывают Богу человеческий взгляд на любовь, но Он выше каких бы то ни было человеческих ограничений. То, что Бог есть любовь, объясняет ряд вещей в библейском мировоззрении. Во-первых, это объясняет причину, по которой Он сотворил мир. В вечности прежде сотворения мира в рамках совершенного общения Троицы Бог Отец задумал искупить народ, который будет чтить и прославлять Сына (см. Ин 6:39; Ин 17:9−15). И это станет даром любви Отца к Своему Сыну. Таким образом, хотя Бог существовал в совершенном уединении Троицы, Он сотворил расу существ, из которых Он будет любить и искупит тех, кто, в свою очередь, будет вечно любить Его.

Во-вторых, истина о том, что Бог есть любовь, объясняет человеческий выбор. Он сделал так, чтобы грешники могли знать и любить Его актом своей воли (см. Ин 7:17−18), хоть и не без деяния Его Духа (см. Ин 1:12−13; Еф 2:5; Тит 3:5). Величайшая заповедь Бога — чтобы Его народ любил Его всем сердцем, душой, разумом и силой (Мк 12:29−30).

В-третьих, реальность того, что Бог есть любовь, также объясняет Его провидение. Он устраивает все обстоятельства жизни, в их чуде, красоте и даже трудностях, чтобы явить многие свидетельства Своей любви (Пс 35:7; Пс 144:9; Рим 8:28).

В-четвертых, то, что Он есть любовь, объясняет Божественный замысел искупления. Если бы Бог действовал только на основании Своего закона, Он убеждал бы людей в их греховности и справедливо осуждал бы каждого на вечность в аду (см. Пс 129:3). Но Его любовь предоставила средство от греха через искупительное деяние Иисуса Христа (Мф 1:21; Гал 4:4−5) ради всех, кто раскается в своем грехе и уверует в Его милость (Ин 3:14−15). В самом знаменитом высказывании во время Своего земного служения Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16; см. также 2Кор 5:19−20; 1Тим 4:10; Тит 3:4−5).

Общая Божья любовь к человечеству проявляется несколькими способами. Во-первых, Он выражает Свою любовь и благость ко всем через всеобщую благодать. Псалмопевец писал: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его — на всех делах Его» (Пс 144:9; см. также Мф 5:45). Как часть этого, Бог являет Свою любовь через сострадание, которое выражается в первую очередь в том, что Он откладывает Свой окончательный суд над нераскаявшимися грешниками (Быт 15:16; Деян 17:30−31; Рим 3:25; см. также Быт 18:20−33). Это сострадание проявляется также в великом множестве Его предупреждений к грешникам (Иер 7:13−15, 23−25; Иер 25:4−6; Иез 33:7−8; Соф 2:1−3; Лк 3:7−9; 1Кор 10:6−11; Откр 3:1−3). Ему не доставляет удовольствия осуждать кого бы то ни было (Иез 18:23, 32; 2Пет 3:9). Наряду со Своими предупреждениями, Бог распространяет Свою любовь ко всем частям света через Свое предложение Евангелия (Мф 11:28; Ин 7:37; 1Тим 2:4; Тит 2:11). Иисус сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15; см. также Мф 28:19).

Однако эта всеобщая любовь ограничена земной жизнью. После смерти нераскаявшиеся грешники испытают на себе окончательный гнев Божий и суд в вечности (Дан 12:2; Мф 25:41; 2Фес 1:9; Откр 20:12−15). Но у Бога есть особая, совершенная, вечная любовь, которую Он изливает на всех, кто верует. Апостол Иоанн умело характеризирует любовь, которую Иисус явил апостолам, в начале повествования о событиях в горнице: «…явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13:1б). Павел далее славил эту особую любовь в своем Послании к ефесянам:

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф 2:4−7).

(Подробное обсуждение Божьей любви см. в John MacArthur, The God Who Loves [Nashville: Word], 1996, 2001.)

Совершенная любовь и пришествие Христа

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1Ин 4:9−11).

Иисус Христос — выдающееся проявление Божьей любви (Ин 1:14; см. Рим 5:8). Он — Единородный (уникальный) Сын (Евр 1:5), Который пришел на землю во плоти (Лк 2:7−14; Ин 1:14, 18; Евр 5:5). Воплощение было высшим проявлением Божественной любви, которая была также властной и ищущей; не мы [верующие] возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Термин умилостивление относится к покрытию греха (Рим 3:25; Евр 2:17), и это форма того же слова (hilasmos), что используется в 1Ин 2:2 (более подробное объяснение этого важного слова и его происхождения см. в главе 4 данного труда). За сотни лет до Христа пророк Исаия предвидел Его искупительное служение:

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис 53:4−6; см. также 2Кор 5:21; Гал 3:13; 1Пет 3:18).

Совершенная любовь Божия к нам [верующим] открылась в том, писал Иоанн, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы [верующие] получили жизнь через Него. Апостол говорит о том, что, так как Бог в Своей высшей милости благодатно проявил Свою любовь, послав Христа, святые должны следовать Его примеру и любить других жертвенной, христоподобной любовью (Еф 4:32). Отец не только дал Своим детям совершенную любовь, когда искупил их (Рим 5:5), но Он также дал им высший пример во Христе, пример того, как любовь действует в бескорыстной жертве. Крест Христов побуждает верующих к такой любви. Таким образом, Иоанн призывал своих читателей: Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (см. также Ин 15:13). Апостол на самом деле всего лишь по-другому сформулировал свое увещевание из 1 Иоанна 3:16: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». Никто из тех, кто когда-либо принимал спасительную веру в искупительную жертву Христа и тем самым получил вечную жизнь, не может вернуться навсегда к эгоистичному образу жизни. Такие люди будут повиноваться призыву Павла к ефесянам: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5:1−2; см. также 1Пет 1:15−16).

Совершенная любовь и христианское исповедание веры

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин 4:12−16).

В стихе 12 Иоанн делает простое замечание, что, так как Бога Отца никто никогда не видел (см. Ин 4:24; 1Тим 1:17; 1Тим 6:16), а Иисуса больше нельзя увидеть являющимся, люди не увидят Божьей любви, если верующие не будут любить друг друга. Если же они будут любить друг друга, Бог будет явлен, и христиане будут свидетельствовать, что Он пребывает в них, и любовь Его совершенна есть в них (см. Ин 13:34−35; 1Ин 3:24). Незримый Бог, таким образом, является через зримую любовь верующих; любовь, которая берет начало в Боге и была явлена в Его Сыне, теперь является в Его народе.

В этом разделе апостол Иоанн также высказал ключевую последовательность доказательств, еще раз напоминающих его читателям: они могут знать, что спасены. Уверенность в этом начинается с работы Святого Духа (1Ин 2:20, 27; Рим 8:9, 14−16; 1Кор 6:19−20; Еф 1:13−14). Брюс Милн так комментирует сказанное апостолом:

Сущность христианского опыта пребывания в сердце Святого Духа заключается в том, что Он приводит нас к живым отношениям с Иисусом Христом, так что мы разделяем Его искупление и все Его благословения. Весь христианский опыт может быть сфокусирован в этом единственном даре Бога нам через Его Духа, нашем союзе со Христом (Bruce Milne, Know the Truth [Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1982], 182).

Следовательно, Иоанн уверяет своих верующих читателей, что они могут узнать: они пребывают в Нем и Он в них… из того, что Он дал им от Духа Своего.

Иоанн уже сосредотачивался на Отце и Сыне, когда обсуждал совершенную любовь, теперь он подчеркивает роль Духа. Отмечая деяния каждой ипостаси Троицы, апостол раскрывает происхождение совершенной любви от Троицы. Такая любовь, проявляющаяся в работе каждой из ипостасей Троицы и впоследствии в жизни верующих, находит свой источник в триедином Боге, Который от вечности наслаждался совершенным общением как Отец, Сын и Дух. Как те, кто пребывает в Боге, верующие будут отражать Его любовь, потому что Бог пребывает в них и Его Дух работает в их сердцах.

Иисус сравнивал Святого Духа с ветром (Ин 3:8) и сказал, что люди могут видеть только последствия работы Духа; нет видимых физических признаков, гарантирующих, что кто-либо исполнен Духом. Но реальность веры позволяет верующим знать, что в них пребывает Дух, и Иоанн напоминает об этом своим читателям: И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Вера в Евангелие (доктринальная проверка) свидетельствует о служении и присутствии Духа (см. 1Кор 12:3). Так как грешники духовно мертвы (Еф 2:1, 5), они не могут прийти к Богу сами (см. Мф 12:35; Ин 1:12−13). Спасительная вера возможна только потому, что Бог дарует ее (Еф 2:8). В случае Иоанна, его собственный опыт видения Иисуса и пребывания с Ним подкрепил его веру (1Ин 1:1−3). Он свидетельствовал, что Отец послал Сына Спасителем миру, но он не мог бы поверить, если бы Отец не избрал его (Ин 6:44; Ин 15:16, 19) и Дух не открыл бы его глаза на истину.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, тот знает, что в нем пребывает Бог, и он в Боге. Истинный верующий распознал присутствие Святого Духа и познал любовь, которую имеет к нему Бог, и уверовал в нее. Такие люди понимают вечную любовь Бога, Который есть любовь, ко всем верующим. Они могут спокойно пребывать в уверенности, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Они далее докажут подлинность своего спасения, любя Отца и Сына, любя праведность и собратьев-верующих, а не мирскую систему, и даже любя своих врагов. В итоге они будут все сильнее любить, как любит Бог (см. Мф 5:48; Мф 22:37−40; 2Кор 3:18).

Совершенная любовь и дерзновение христиан перед лицом суда

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин 4:17−21).

Дерзновение в день суда — опыт верующих, которые знают не только, что в точности постигли Евангелие и другие библейские учения, но и что в них любовь достигла совершенства (см. 1Кор 13:10−13; Гал 5:24−25; Еф 5:15−21; Кол 3:12−17).

День суда относится в самом широком плане к последнему моменту, когда мы будем держать ответ перед Богом (см. 1Ин 2:28). Иоанн говорит, что верующие могут жить с дерзновением (буквально «смелостью»), ожидая того дня, когда Христос вернется и они предстанут перед Богом (1Кор 3:9−15; 2Кор 5:10; см. также Иак 1:12; Откр 2:10). В 1 Иоанна 3:21 Иоанн использовал то же самое слово (parrēsia) для обозначения уверенности, которую верующие могут иметь в том, что Бог ответит на их молитвы. В текущем стихе апостол объявляет о смелости и отсутствии страха, которые характерны для верующих (см. Рим 5:2; Евр 6:19), когда они предвидят время Божьего суда (см. Тит 2:13).

Почему у верующих есть такая уверенность? Потому что поступаем в мире сем, как Он. Это поразительное заявление значит, что Отец относится к святым так же, как к Своему Сыну Иисусу Христу. Бог облекает верующих в праведность Христа (Рим 3:21−22; 2Кор 5:21; Флп 3:9) и дарует им совершенную любовь Сына (Мф 9:36; Ин 10:11, 14−16; Ин 13:1; Ин 14:21) и повиновение (см. Ин 4:34; Ин 5:30; Ин 18:37). Однажды верующие предстанут перед Божьим престолом так же уверенно, как это делает их Господь и Спаситель. Когда они достигнут дня последнего отчета, они все увидят исполнение 1 Иоанна 3:2б: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть».

Те, чья совершенная (полная, зрелая) любовь демонстрирует реальность их спасения, не должны бояться возвращения Христа или Божьего суда, потому что совершенная любовь изгоняет страх. Такая любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, а верующие, усовершенстовавшиеся в любви, не подвергнутся окончательной каре (Рим 5:9; 1Фес 1:10; 1Фес 5:9; см. также Еф 5:6). Тот, кто исповедует Христа, но боится Его возвращения, свидетельствует, что в его духовном состоянии есть серьезный изъян, ибо все истинные святые ждут Его появления (2Тим 4:8; см. также Иак 1:12).

Мотив поведения тех, кто обладает такой спокойной уверенностью в будущем, очевиден: будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас [верующих]. Именно Божья совершенная и вечная любовь по Его суверенной воле привлекла к Нему верующих (1Ин 4:10; Ин 15:9, 16, 19; Деян 13:48; Рим 5:8; Еф 1:4), тем самым дав им возможность показывать эту любовь другим.

Апостол повторяет свое предупреждение (см. 1Ин 2:4, 9; 1Ин 3:10, 17; 1Ин 4:8): тот, кто утверждает, что любит Бога, но не любит ближнего, — обманщик: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Абсурдно утверждать, что ты любишь незримого Бога, но в то же время не проявлять любви к Его народу. Иоанн рассматривает это лицемерное заявление в заключительной заповеди: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Братская любовь не ищет ничего в ответ: вместо этого она безусловно прощает (см. Мф 18:21−22), несет бремя других (Гал 6:2) и жертвует собой для удовлетворения их потребностей (Деян 20:35; Флп 2:3−4). Однако это также праведная любовь, которая не терпит ни ложного учения, ни привычного греха (1Тим 5:20; см. также 2Фес 3:15).

Божья совершенная любовь — благословение для верующих, которые обладают знанием и радостью и могут явить их другим. Хотя совершенная любовь усиливает и обогащает их эмоциональную любовь к другим людям, она намного превосходит то чувство, которое мог бы испытывать мир. Это полная, зрелая любовь, которая отражает сущность Бога и деяния Христа и передается через верующих к тем, кто в ней нуждается (1Ин 3:17; Мф 25:34−40; 2Кор 8:1−7; 2Кор 9:7−15; Иак 1:27; см. также Мф 5:16; Деян 9:36; Тит 3:8), особенно к другим членам Божьей семьи (Гал 6:2, 10; см. также 1Тим 5:8; Евр 6:9−10). Эта любовь, характерная для триединого Бога от вечности, также является признаком Его детей (Ин 13:35). Так как эта любовь, несомненно, исходит от Него, те, кто любит, как Он, могут быть уверены, что Он — их Отец. Об этом говорится в гимне «Я — Его, а Он — мой»:

Любим вечной любовью, ведом благодатью, чтобы эту любовь познать.

Благодатный Дух свыше, Ты научил меня этому!

О полный и совершенный мир! О это Божественное чувство!

В непрестанной любви я — Его, а Он — мой.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на 1 послание Иоанна, 4 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

1 Иоанна 4 глава в переводах:
1 Иоанна 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Серия комментариев МакАртура
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.