Бытие 8 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Но Бог вспомнил1 о Ное, о всех зверях диких, о скоте домашнем — о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать.
2 Источники бездны и окна небесные закрылись, и шедший с неба проливной дождь прекратился.
3 Вода стала постепенно уходить с земли и совсем сошла спустя еще сто пятьдесят дней.
4 В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах.2
5 Вода продолжала постоянно убывать до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались вершины гор.
6 Сорок дней спустя Ной открыл сделанное им в ковчеге окно
7 и выпустил ворона, который — пока не просохла земля — то улетал от ковчега, то возвращался к нему.
8 После этого Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с земли,
9 но голубь, не найдя себе места, где мог бы он сесть, возвратился, ибо вода еще покрывала всю землю. Ной протянул руку и взял его к себе в ковчег.
10 Подождал он еще семь дней и вновь выпустил голубя из ковчега.
11 Вечером того же дня голубь возвратился — в клюве у него был только что сорванный лист маслины! Понял тогда Ной, что вода действительно сошла с земли.
12 Подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя, и тот уже не вернулся к нему.
13 К первому дню первого месяца шестьсот первого года жизни Ноя ушла вода с земли, и когда Ной открыл кровлю ковчега, он увидел, что поверхность земли просыхает.
14 К двадцать седьмому дню второго месяца земля вполне просохла,
15 и тогда Бог сказал Ною:
16 «Выйди из ковчега вместе со своей женой, сыновьями своими и женами их.
17 И все животные, всех видов:3 и птицы, и скот, и ползающие по земле твари — пусть все выйдут с тобой, чтобы могли они расселиться по суше, давать потомство и размножаться на ней».
18 Тогда вышел Ной вместе с сыновьями, женой своей и женами своих сыновей,
19 и все звери, и все птицы, и всякое пресмыкающееся — все, кто может передвигаться по земле, покинули ковчег, один вид за другим.
20 Ной поставил жертвенник ГОСПОДУ и на нем принес жертвы всесожжения, выбрав их из всех чистых животных и птиц.
21 ГОСПОДЬ вдохнул отрадное для Него благоухание4 и сказал Себе:5 «Впредь не буду Я предавать землю проклятию из-за человека, ведь6 его помыслы и стремления уже с детства порочны; и не буду больше уничтожать всё живое, как это Я сделал в дни ваши.
22

И пока существует Земля,
сеяние и жатва,
холод и зной,
лето и зима,
день и ночь не прекратятся».

Толкования Августина

Стих 6

Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра1. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи2 , ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега — и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег.

Примечания

  • 1 — Лат. cras, cras.
  • 2 — Т.е. говоришь: cras (завтра).

Августин Иппонский, Проповеди 224.4 (на день Пасхи). PL 38:1095.

Стих 8

Нетрудно понять, почему вечный мир обозначается масличной ветвью, которую принес голубь, возвращаясь в ковчег. Ведь мы знаем, что смазанная маслом поверхность не портится от соприкосновения с другой жидкостью, да и само дерево вечно зеленеет.

Августин Иппонский, Об учении христианском 2.16. Cl. 0263, 2.16.42.

Стих 12

Издавна и часто тела нечестивых уберегаются от мирских властей и всяческих мучений, тогда как сердца благочестивых никогда не уберегаются от дурных людских нравов, до скончания века. Так исполняются упоминавшиеся мною слова апостола: Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 2Тим 3:12), причем гонимы тем более жестоко, чем больше в них будет цельности. И так будет до тех пор, пока не пройдет потоп, при котором в одном ковчеге заключены и ворон, и голубь.

Августин Иппонский, Послания 248.1. Сl. 0262, 248.57.1.590.6.

Стих 20

Чистые и нечистые животные вместе пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношения не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес Богу жертву от чистых, а не от нечистых.

Августин Иппонский, Послания 108.7. Cl. 0262, 108.34/2.7.634.1.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — «Бог вспомнил…» — не раз повторяющееся в Бытии и других книгах ВЗ выражение: Бог «вспомнил» об Аврааме (19:29), Он «вспомнил» о Рахили (30:22), «вспоминает» о Своем Завете (9:15,16) и т. д. Человеку велено помнить не только о прошлом, но и о будущем (см. Ис 47:7; Эккл 11:8), т. е. более точный эквивалент этому слову в библейском употреблении — «думать о…», а не вспоминать о ком-нибудь или о чем-нибудь забытом. Когда Бог «вспоминает», Он действует: Он спасает Лота, дает Рахили детей, освобождает Израиль от рабства (Исх 2:24; Исх 6:5).
4  [2] — Или: на одной из гор Арарата. Арарат — евр. наименование Урарту, царства на севере Ассирии (2Цар 19:37; Ис 37:38; Иер 51:27), ныне территория Восточной Турции, Южной Армении и северо-западной части Ирана.
17  [3] — Букв.: которые с тобой от всякой плоти.
21  [4] — Букв.: запах успокоения (или: умиротворения). Используемый здесь автором антропоморфизм определенно имел своей целью показать, что это жертвоприношение Бог принял как выражение благодарности, веры и посвящения.
21  [5] — Друг. возм. пер.: подумал; букв.: сказал в сердце Своем.
21  [6] — Иные находят возможным передать это словом: хотя.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.