Бытие 8 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Но Бог вспомнил1 о Ное, о всех зверях диких, о скоте домашнем — о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать.
 
И вспо́мнил Бог о Но́е, и о всех зверя́х, и о всех скота́х, бы́вших с ним в ковче́ге; и навёл Бог ве́тер на зе́млю, и во́ды останови́лись.

Источники бездны и окна небесные закрылись, и шедший с неба проливной дождь прекратился.
 
И закры́лись исто́чники бе́здны и о́кна небе́сные, и переста́л дождь с не́ба.

Вода стала постепенно уходить с земли и совсем сошла спустя еще сто пятьдесят дней.
 
Вода́ же постепе́нно возвраща́лась с земли́, и ста́ла убыва́ть вода́ по оконча́нии ста пяти́десяти дней.

В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах.2
 
И останови́лся ковче́г в седьмо́м ме́сяце, в семна́дцатый день ме́сяца, на гора́х Арара́тских.

Вода продолжала постоянно убывать до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались вершины гор.
 
Вода́ постоя́нно убыва́ла до деся́того ме́сяца; в пе́рвый день деся́того ме́сяца показа́лись верхи́ гор.

Сорок дней спустя Ной открыл сделанное им в ковчеге окно
 
По проше́ствии сорока́ дней Ной откры́л сде́ланное им окно́ ковче́га

и выпустил ворона, который — пока не просохла земля — то улетал от ковчега, то возвращался к нему.
 
и вы́пустил во́рона, кото́рый, вы́летев, отлета́л и прилета́л, пока́ осуши́лась земля́ от воды́.

После этого Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с земли,
 
Пото́м вы́пустил от себя́ го́лубя, что́бы ви́деть, сошла́ ли вода́ с лица́ земли́,

но голубь, не найдя себе места, где мог бы он сесть, возвратился, ибо вода еще покрывала всю землю. Ной протянул руку и взял его к себе в ковчег.
 
но го́лубь не нашёл ме́ста поко́я для ног свои́х и возврати́лся к нему́ в ковче́г, и́бо вода́ была́ ещё на пове́рхности всей земли́; и он простёр ру́ку свою́, и взял его́, и при́нял к себе́ в ковче́г.

Подождал он еще семь дней и вновь выпустил голубя из ковчега.
 
И поме́длил ещё семь дней други́х и опя́ть вы́пустил го́лубя из ковче́га.

Вечером того же дня голубь возвратился — в клюве у него был только что сорванный лист маслины! Понял тогда Ной, что вода действительно сошла с земли.
 
Го́лубь возврати́лся к нему́ в вече́рнее вре́мя, и вот, све́жий масли́чный лист во рту у него́, и Ной узна́л, что вода́ сошла́ с земли́.

Подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя, и тот уже не вернулся к нему.
 
Он поме́длил ещё семь дней други́х и вы́пустил го́лубя; и он уже́ не возврати́лся к нему́.

К первому дню первого месяца шестьсот первого года жизни Ноя ушла вода с земли, и когда Ной открыл кровлю ковчега, он увидел, что поверхность земли просыхает.
 
Шестьсо́т пе́рвого го́да жи́зни Но́евой к пе́рвому дню пе́рвого ме́сяца исся́кла вода́ на земле́; и откры́л Ной кро́влю ковче́га и посмотре́л, и вот, обсо́хла пове́рхность земли́.

К двадцать седьмому дню второго месяца земля вполне просохла,
 
И во второ́м ме́сяце, к два́дцать седьмо́му дню ме́сяца, земля́ вы́сохла.

и тогда Бог сказал Ною:
 
И сказа́л Бог Но́ю:

«Выйди из ковчега вместе со своей женой, сыновьями своими и женами их.
 
вы́йди из ковче́га ты и жена́ твоя́, и сыновья́ твои́, и жёны сыно́в твои́х с тобо́ю;

И все животные, всех видов:3 и птицы, и скот, и ползающие по земле твари — пусть все выйдут с тобой, чтобы могли они расселиться по суше, давать потомство и размножаться на ней».
 
вы́веди с собо́ю всех живо́тных, кото́рые с тобо́ю, от вся́кой пло́ти, из птиц, и ското́в, и всех га́дов, пресмыка́ющихся по земле́: пусть разойду́тся они́ по земле́, и пусть плодя́тся и размножа́ются на земле́.

Тогда вышел Ной вместе с сыновьями, женой своей и женами своих сыновей,
 
И вы́шел Ной и сыновья́ его́, и жена́ его́, и жёны сыно́в его́ с ним;

и все звери, и все птицы, и всякое пресмыкающееся — все, кто может передвигаться по земле, покинули ковчег, один вид за другим.
 
все зве́ри, и все га́ды, и все пти́цы, всё дви́жущееся по земле́, по рода́м свои́м, вы́шли из ковче́га.

Ной поставил жертвенник ГОСПОДУ и на нем принес жертвы всесожжения, выбрав их из всех чистых животных и птиц.
 
И устро́ил Ной же́ртвенник Го́споду; и взял из вся́кого скота́ чи́стого и из всех птиц чи́стых и принёс во всесожже́ние на же́ртвеннике.

ГОСПОДЬ вдохнул отрадное для Него благоухание4 и сказал Себе:5 «Впредь не буду Я предавать землю проклятию из-за человека, ведь6 его помыслы и стремления уже с детства порочны; и не буду больше уничтожать всё живое, как это Я сделал в дни ваши.
 
И обоня́л Госпо́дь прия́тное благоуха́ние, и сказа́л Госпо́дь в се́рдце Своём: не бу́ду бо́льше проклина́ть зе́млю за челове́ка, потому́ что помышле́ние се́рдца челове́ческого — зло от ю́ности его́; и не бу́ду бо́льше поража́ть всего́ живу́щего, как Я сде́лал:

И пока существует Земля, сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
 
впредь во все дни земли́ се́яние и жа́тва, хо́лод и зной, ле́то и зима́, день и ночь не прекратя́тся.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — «Бог вспомнил…» — не раз повторяющееся в Бытии и других книгах ВЗ выражение: Бог «вспомнил» об Аврааме (19:29), Он «вспомнил» о Рахили (30:22), «вспоминает» о Своем Завете (9:15,16) и т. д. Человеку велено помнить не только о прошлом, но и о будущем (см. Ис 47:7; Эккл 11:8), т. е. более точный эквивалент этому слову в библейском употреблении — «думать о…», а не вспоминать о ком-нибудь или о чем-нибудь забытом. Когда Бог «вспоминает», Он действует: Он спасает Лота, дает Рахили детей, освобождает Израиль от рабства (Исх 2:24; Исх 6:5).
4  [2] — Или: на одной из гор Арарата. Арарат — евр. наименование Урарту, царства на севере Ассирии (2Цар 19:37; Ис 37:38; Иер 51:27), ныне территория Восточной Турции, Южной Армении и северо-западной части Ирана.
17  [3] — Букв.: которые с тобой от всякой плоти.
21  [4] — Букв.: запах успокоения (или: умиротворения). Используемый здесь автором антропоморфизм определенно имел своей целью показать, что это жертвоприношение Бог принял как выражение благодарности, веры и посвящения.
21  [5] — Друг. возм. пер.: подумал; букв.: сказал в сердце Своем.
21  [6] — Иные находят возможным передать это словом: хотя.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.