Левит 19 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Потом ГОСПОДЬ велел Моисею
2 передать всей общине израильтян такие Его слова: «Будьте святы, ибо свят Я, ГОСПОДЬ, Бог ваш.
3 С глубоким почтением относись каждый1 и к матери своей, и к отцу.
И субботы Мои соблюдайте. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
4 К истуканам бездушным не обращайтесь и божков литых себе не делайте. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
5 Если, совершая жертвоприношение, приносите вы ГОСПОДУ благодарственную жертву, делайте это так, чтобы обрести вам Его благоволение.
6 Мясо жертв следует есть в день приношения вашего и на следующий день тоже. Но оставшееся на третий день должно сжечь;
7 оно уже испорчено, и если и на третий день станет кто есть мясо той жертвы, тогда само жертвоприношение его не будет считаться делом богоугодным.
8 И тот, кто ест такое мясо, за грех сей должен ответить:2 он осквернил тем святыню ГОСПОДА. Такой человек да будет исторгнут из народа своего.
9 Когда будете собирать урожай на земле вашей, не дожинайте поле до самого края и оставшиеся после жатвы колосья не срезайте.
10 Равно и виноградник свой не обирайте дочиста и ягод попадавших не поднимайте. Оставьте это бедняку и человеку пришлому. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
11 Не крадите, не лгите и не вводите в заблуждение друг друга.
12 Никогда не клянитесь именем Моим, чтобы кого-либо обмануть. Это бесчестит имя Бога вашего. Я — ГОСПОДЬ.
13 Не угнетай ближнего своего и не обирай его. Плата наемнику не должна задерживаться у тебя до утра.
14 Не проклинай глухого и на пути слепого не клади ничего, обо что тот мог бы споткнуться. Бога своего бойся. Я — ГОСПОДЬ.
15 Да не будет у вас несправедливости на суде; не относись с пристрастием к бедняку и богатому не оказывай предпочтения, но суди ближнего твоего по справедливости.
16 Не разноси сплетен в народе своем и не делай того, что подвергнет опасности жизнь3 соотечественника твоего. Я — ГОСПОДЬ.
17 В сердце твоем не питай ненависти к брату своему, а вместо того серьезно предупреди ближнего своего, указав ему на проступки его, дабы тебе не отвечать за грех его.
18 Не мсти и злобы не таи ни к кому из сынов народа твоего. Люби ближнего своего, как самого себя. Я — ГОСПОДЬ.
19 Вы должны соблюдать все установления Мои.
Животных разных двух пород из скота своего не скрещивай. И не засевай поле свое двумя видами семян. Не носи и одежды, сотканные из нитей двух разных видов, из шерсти и льна.
20 Если мужчина спит с женщиной, а она рабыня, обрученная с другим мужчиной, но еще не выкупленная или не получившая свободу, это должно повлечь за собой наказание. Но нельзя предавать их смерти, потому что она не на воле.
21 Виновный мужчина пусть принесет за себя ГОСПОДУ жертву как осознавший свою вину, пусть приведет ко входу в Шатер Откровения барана в жертву за провинность свою.
22 И священник, чтобы восстановить его единение с ГОСПОДОМ, совершит положенное служение — обряд с принесением барана как жертвы за провинность, по причине греха, который сделал жертвователь, и грех его простится ему.
23 Когда посадите вы, придя в земли свои, какое-либо дерево плодовое, надлежит вам плоды первые его считать запретными.4 Три года должны вы почитать их таковыми — не ешьте их.
24 На четвертый же год все плоды того древа пусть будут считаться святыми как хвалебное приношение ГОСПОДУ, для праздничного торжества.
25 А на пятый год можете есть плоды этого дерева, и тогда с каждым годом оно будет всё более плодоносным. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
26 Мяса с кровью никогда не ешьте. Ни гаданием, ни колдовством не занимайтесь.
27 Не выбривайте волосы на висках5 и не портите края бороды своей.
28 Не делайте надрезов на теле своем в скорби об умершем и письменами-татуировками себя не покрывайте. Я — ГОСПОДЬ.
29 Дочь свою не склоняй к низменному и пошлому, толкая ее в распутство, дабы не стала блудить вся страна и не наполнилась развратом.
30 Субботы Мои должно соблюдать вам всегда и благоговеть надлежит перед Святилищем Моим. Я — ГОСПОДЬ.
31 Ни к вызывающим мертвых, ни к знахарям не обращайтесь и не ищите их, чтоб не стать через то нечистыми. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
32 Перед седовласым вставай, почитай старца, благоговей пред Богом твоим. Я — ГОСПОДЬ.
33 Если будет жить рядом с тобой, в землях ваших, человек пришлый, не притесняйте его.
34 Как относитесь вы к исконным израильтянам, так и к пришлому, живущему у вас, относитесь. Люби его, как самого себя, ведь и вы были когда-то чужаками в Египте. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш.
35 Не обманывайте, когда измеряете длину, определяете вес и считаете количество.6
36 Весы ваши должны быть точны,7 и гири, и эфа, и гин8 должны быть также точными. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, Который вывел вас из Египта.
37 Неукоснительно соблюдайте все установления Мои и все заповеди Мои. Я — ГОСПОДЬ».

Толкование Далласской семинарии

2. ЗАКОНЫ, ПРЕДУСМАТРИВАВШИЕ СВЯТОСТЬ НА ДЕЛЕ, ПЕРЕД БОГОМ И ЛЮДЬМИ (ГЛ. 19)

«Разнообразие материалов, собранных в этой главе, отражает наличие множества различных аспектов в человеческой жизни, которые все подчинены Божьим законам», — пишет Венхэм в своей работе, посвященной разбору книги Левит. Святость Божья (стих 2) является той скалой, на которую опирается «практическая святость» людей, обеспечиваемая в жизни исполнением этих законов.

Хотя конкретные соображения, лежащие в основе тех или иных установлений (например, стих 19), не всегда бывают ясны современному интерпретатору, этическая ценность повелений, содержащихся в 19-ой главе, не вызывает сомнения, ибо они исходят из необходимости справедливого, гуманного, чуткого обращения с престарелыми, калеками, бедными, чужеземцами, с теми, кто тяжело трудится за малую плату, и т. п.

Эти повеления простираются даже дальше простых требований порядочного поведения, они затрагивают и внутренние мотивы такого поведения (стихи 17−18). Заслуживает также внимания, что в 19 главе нашли отражение те главные принципы, которые лежат в основе Десяти заповедей, хотя последние и не перечисляются в том же самом порядке и не всегда на них делается одинаковое ударение.

Шестнадцать раз прерывается изложение фразами «Я Господь» и «Я Господь, Бог ваш»; ими отмечено большинство параграфов этой главы.

а. Введение (19:1−2)

Лев 19:1−2. Эта глава обращена не к нескольким аскетам или подвижникам, но ко всему обществу сынов Израилевых, т. е. ко всему народу. Главная мотивировка святости выражена в словах, которые могут быть названы девизом книги Левит — святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Этим заявлением навсегда неразрывно связываются между собой принципы этики и богословия. Человеческая нравственность должна в конечном счете основываться на неизменной природе Бога.

«В любом из библейских положений относительно Бога подразумевается требование к людям подражать Ему в повседневном бытии», — пишет в своей работе, посвященной разбору книги Левит, Р. И. Клеменс.

Бог призывал Израиль быть Его народом (Исх 19:6).

б. Требования религиозного характера (19:3−10)

Лев 19:3−4. Почитание родителей и субботы относится к числу основных положений Закона и свидетельствует о том, что святость начинается с поведения в собственном доме. Ребенок, который учится уважать (буквально — «бояться», как в стихе 14) своих мать и отца, и «Бога бояться», станет избегать и всякого рода идолов и богов литых.

Лев 19:5−8. Этим установлением предусматривалось правильное обращение с мясом жертвы мирной (сравните 7:15−20). Суровость наказания (истребится душа та из народа своего, 19:8) для того, кто не соблюл бы данного постановления, говорит о том, насколько серьезным считалось такое нарушение.

Лев 19:9−10. Колоски по краям поля и упавшие в винограднике ягоды предназначались для бедных (23:22; Втор 24:19−22; сравните Руфь 2).

в. О доброжелательных отношениях между людьми (19:11−18)

Лев 19:11−18. Эта серия запретов была направлена на установление гармонии и святости в отношениях израильтян между собой (каждого по отношению «к ближнему его», стих 13, 15−18), но границы повеления любить ближнего своего, как самого себя (стих 18; сравните Мф 5:43; 19:19; 22:39; Мк 12:31, 33; Лк 10:27; Рим 13:9; Гал 5:14; Иак 2:8) в Лев 19:34 расширены до включения в них «пришлых»: «люби его («пришельца, поселившегося у вас»), как себя».

Установления, перечисляемые здесь, способствовали честным взаимоотношениям, «ограждавшим» репутацию Бога (стихи 11−12); в них осуждалось «грабительское», бесчеловечное обращение со слабым, беззащитным тружеником, калекой (стихи 13−14); они требовали праведного суда как для нищего, так и для великого (стихи 15−16), и во всем такого поведения, которое направлялось бы истинной любовью (стихи 17−18).

г. Разные правила (19:19−37)

Лев 19:19. Этот раздел и начинается и кончается требованием соблюдать Божии уставы.

Смысл запрета разного рода «смешений» (стих 19), очевидно, в том, чтобы человек не смешивал того, что Бог так или иначе отделил одно от другого.

Лев 19:20−22. Согласно следующей главе: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею», то обоих следует «предать смерти» (20:10). Но в этих стихах читаем, что мужчина и молодая рабыня, застигнутые в прелюбодеянии, не должны были предаваться смерти, поскольку она официально все еще оставалась рабыней, не выкупленной и не получившей свободу. Тем не менее, и в этом случае было предусмотрено наказание (возможно, ему сопутствовали выплата ущерба или хозяину рабыни, или тому, с кем она была обручена); согрешивший мужчина должен был принести жертву повинности, чтобы получить прощение.

Лев 19:23−25. Первые плоды посаженного фруктового дерева следовало принести Господу на четвертый год как жертву хвалы Ему; «бедного» (не набравшего еще силы) урожая первых трех лет Богу приносить не следовало. Помимо плодов (Исх 23:19: Лев 23:10; Втор 26:1−15), этот закон распространялся и на животных (Исх 34:19−20; Втор 15:19), а также на детей (Исх 13:2; Чис 8:16−18).

Лев 19:26−31. Эти запреты, по-видимому, имели в виду языческие религиозные обычаи, которых израильтянам следовало избегать, включая погребальный ритуал язычников (стихи 27−28), а также культовую проституцию (стих 29), спиритизм (стих 26, 31) и вызывание духов умерших людей (стих 31).

Лев 19:32−34. Почитание и любовь следовало являть к престарелым (стих 32) и к каждому пришельцу — чужеземцу (стихи 33−34).

Лев 19:35−36. Честность при совершении торговых сделок служила примером той «практической святости», которой ожидал от Израиля Господь (сравните Втор 25:13−16; Притч 11:1; 16:11; 20:10, 23; Ам 8:5; Мих 6:11; также толкование на Ос 12:7).

Лев 19:37. Это заключение повторяется в ином варианте в 18:4, 30.

3. ЗАКОНЫ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ (ГЛ. 20)

Глава 20 дополняет изложенное в 18 главе и усиливает ее звучание, подчеркивая неотвратимость наказания за совершение преступлений. В то время как в главах 18−19 установления обращены к потенциальным нарушителям их и налагают запрет на те или иные конкретные деяния, в 20-ой главе изложению законов, адресованных сообществу в целом, сопутствует предупреждение о наказаниях за конкретные преступления.

За исключением тех, о которых говорится в стихах 19−21, все преступления, перечисленные в этой главе, карались смертной казнью (сравните Исх 21:12−17). И хотя законодательство это представляется жестким, оно играло существенную роль в предотвращении заражения грехом всего сообщества Божиего народа.

К числу самых тяжких грехов против жизни, религиозных установлений и семьи, виновные в которых подлежали смертной казни, относились: умышленное убийство (Исх 21:12; Чис 35; Втор 19), похищение людей (Исх 21:16; Втор 24:7), прелюбодеяние (Лев 20:10; Втор 22:22), близость мужчины с мужчиной (Лев 20:13), богохульство (Лев 24:13−16, 23), идолопоклонство (Втор 13:6−10) и упорное неповиновение вышестоящим (Втор 17:12; 21:18−21).

О способе исполнения смертного приговора дважды говорится как о побитии камнями (Лев 20:2, 27) и один раз как о сожжении (стих 14; согласно еврейской традиции это означало, что приговоренному лили в глотку расплавленный свинец!). Подчеркнутая суровость смертного приговора выражена стих 3, 5−6 (сравните стихи 17−18) — «Я истреблю его из народа его». Эта фраза, говорящая о прямом Божественном вмешательстве, по-видимому, предполагала, по крайней мере, в данном контексте, умерщвление тем методом, о котором читаем в стихе 2 «Народ земли да побьет его камнями».

Венхэм высказывает, однако, мнение, что под этим провозглашаемым Богом «истреблением из народа» подразумевалась, помимо казни, осуществлявшейся людьми, и дополнительная кара, а именно отторжение виновного от народа и после смерти его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: благоговейте / испытывайте страх каждый (перед…); то же в ст. 30 и 32.
8  [2] — См. примеч. к 5:1.
16  [3] — Друг. возм. пер.: не наживайся за счет крови.
23  [4] — Букв.: необрезанными.
27  [5] — Букв.: не стригите головы вашей вкруговую. В этом и следующем стихах говорится о различных обычаях выражения скорби об умерших, обычаях, практиковавшихся у язычников в их культе поклонения умершим.
35  [6] — Или: определяете объем.
36  [7] — Возможно, что речь идет о соответствии стандарту того времени.
36  [8] — Эфа — 22 л, гин — 4 л, здесь эфа указывает на все меры объема сыпучих тел, а гин — на меры объема жидких тел.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.