Левит 24 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Потом ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Распорядись, чтобы сыны Израилевы приносили тебе для освещения елей чистый, из маслин выжатый, дабы всегда в положенное время могли гореть лампы.
3 В Шатре Откровения у завесы, за которой находится ковчег со скрижалями Закона,1 Аарон должен содержать эти лампы в порядке, чтобы они всегда от заката и до рассвета горели перед ГОСПОДОМ. Да будет это установлением непреложным во всех поколениях ваших.
4 Каждый день2 надо будет заботиться о лампах на светильнике из чистого золота, том самом светильнике, что стоит перед ГОСПОДОМ.
5 Из лучшей пшеничной муки выпекай двенадцать лепешек (каждая лепешка печется из двух десятых эфы3 муки)
6 и складывай их в две стопки (по шесть в каждой) на чистом столе4 пред ГОСПОДОМ.
7 Вдоль каждого ряда лепешек положи немного чистого ладана, который будет придавать аромат5 хлебу; это дар ГОСПОДУ.
8 Класть их надлежит перед ГОСПОДОМ в определенное время — каждую субботу; это приношение от сынов Израилевых в знак вечного Завета.
9 Хлебы эти должны принадлежать Аарону и сыновьям его, и они обязаны есть их на священном месте. Для Аарона и его сыновей это великая святыня, неизменно выделяемая часть из даров ГОСПОДНИХ. Это установление вечное».
10 [10-11] В израильском стане был один человек, мать которого была израильтянка, а отец — египтянин; имя его матери Шеломит, дочь Диври из колена Дана. Ходил он однажды среди сынов Израилевых и с одним из них поссорился и подрался. При этом сын израильтянки хулил и проклинал Божественное Имя. Тогда привели его к Моисею
11
12 и оставили под стражей, ожидая, когда им будет открыта воля ГОСПОДНЯ.
13 Говоря с Моисеем, ГОСПОДЬ сказал:
14 «Того, кто богохульствовал, надо вывести за стан; там все, кто слышал его, пусть возложат руки ему на голову, и после того вся община должна побить его камнями.
15 А ты скажи сынам Израилевым: „Каждый, кто похулит Бога своего, ответит за грех свой.
16 Тот, кто поносит Имя ГОСПОДА, должен быть предан смерти. Вся община непременно должна побить его камнями. Всякий человек — переселенец ли он, исконный ли житель — всякий, кто хулит Божественное Имя, должен быть предан смерти.
17 Также и любой человек, который отнимет жизнь у другого, должен быть предан смерти.
18 Если же кто домашнее животное убил, обязан будет отдать за это другое животное — жизнь за жизнь.
19 Если человек нанесет телесное повреждение ближнему своему, с ним надо будет поступить так же, как он поступил:
20 перелом — за перелом, око — за око, зуб — за зуб. Как он изувечил человека, такое же увечье должно быть нанесено и ему.
21 Убивший домашнее животное должен заплатить за него, но убийцу человека надлежит предать смерти.
22 И судить всех: как переселенца, так и исконного жителя — следует одинаково. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш“».
23 Когда Моисей сказал это сынам Израилевым, они вывели того, кто богохульствовал, за стан и побили камнями. Так они исполнили повеление ГОСПОДА, данное Моисею.

Толкование Далласской семинарии

Д. Уставы церемониальные и моральные (глава 24)

1. ЕЖЕДНЕВНЫЕ И ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕНИЯ В СКИНИИ СОБРАНИЯ (24:1−9)

Два второстепенных предмета обстановки в святилище обязывали Аарона и его сыновей к ежедневному и еженедельному совершению службы — к ежедневному поддержанию огня в светильнике на подставке из чистого золота (стихи 2−4) и к еженедельному приготовлению (и соответствующей замене их каждую неделю) «хлебов предложения» (Исх 25:30), которые клались на стол из чистого золота (Лев 24:5−9).

Переход повествования от праздничного календаря, высшей точкой которого был великолепный Праздник кущей (23:33−43), к земным заботам о второстепенных предметах в скинии — не просто объяснить, но представляется, что это служит наглядной иллюстрацией священнической преданности новозаветных верующих Богу — верности, которая проявляется и в повседневных делах, а не только в состоянии высшего духовного подъема.

Возможно, целью этого кажущегося отступления (перед возвращением к «делам» священного календаря в 25 главе) было рассеять представление, будто мы находимся в Божием присутствии лишь когда поклоняемся Ему в особые дни, — ведь оба упомянутых предмета обстановки скинии были тесно связаны с неизменным пребыванием Бога среди Израиля. В промежутках между великими праздниками не должно было нарушаться повседневное общение с Богом в скинии собрания.

а. Повседневная забота о светильнике (24:1−4)

Лев 24:1−4. Этот светильник был описан Моисеем — каким его следовало отлить (Исх 25:31−39), и вторично — каким его, следуя этим указаниям, отлили (Исх 37:17−24); Моисей указывает и местонахождение светильника (Исх 40:24−25). Елей (масло) для него должно было быть чистым, выбитым из маслин (Исх 27:20−21; это масло было чище и лучшего качества, чем вареное оливковое масло); его должно было быть достаточно для непрестанного горения светильника, т. к. только им и освещалась скиния.

б. Еженедельные заботы о столе (24:5−9)

Лев 24:5−9. Хлебы, которые клали на чистом столе пред Господом, называли «хлебами предложения» (Исх 25:30). Этим параграфом дополняется то немногое, что было сказано о самих хлебах в Исх 25:23−30 (сравните Исх 37:10−16). Их было двенадцать, видимо, определенного размера — на основании того, что сказано в Лев 24:5; хлебы клали в два ряда. А на каждый ряд клали благовоние («ливан»), который затем сжигали на жертвеннике «в память» (сравните 2:2, 9, 16), и происходило это каждую субботу, когда старый хлеб, будучи заменен свежевыпеченным, шел в пищу священникам как их обычная доля.

2. СЛУЧАЙ БОГОХУЛЬСТВА И БОЖИЙ ЗАКОН, ДАННЫЙ В СВЯЗИ С ЭТИМ (24:10−23)

Этот короткий повествовательный раздел (который, наряду с главами 8−10, соответствует единственным в своем роде чисто повествовательным частям книги Левит) напоминает о том, что левитские законы были даны в специфической исторической обстановке, в ответ на требования, которые она выдвигала.

а. Богохульство, совершенное полуизраильтянином (24:10−12)

Лев 24:10−12. Некий человек, родившийся от смешанного брака (от матери израильтянки и отца египтянина), поссорился с израильтянином и стал хулить имя Господне и злословить. Известно, что грехом было уже само произнесение всуе имени Господа (Яхве; Исх 20:7), но этот человек произносил его с проклятиями. По причине ли его неопределенного по закону положения как иностранца, проживавшего среди израильтян, или в наказание за совершенный им грех, посадили его под стражу, доколе не будет объявлена народу воля Господня. Это был один из четырех случаев, когда Моисею пришлось ожидать дальнейших Божиих откровений, чтобы принять правильное решение в возникшей ситуации (сравните Чис 9:6−14; 15:32−36; 27:1−11).

б. Откровение Божие в этом конкретном случае (24:13−22)

Лев 24:13−14. Бог Сам произнес приговор виновному в богохульстве: смертная казнь через побитие камнями (сравните 1Цар 21:10, 13; Мф 26:65−66; Деян 6:11−15; 7:54−58).

Все слышавшие, как богохульствовал этот человек, должны были положить руки ему на голову — то ли во свидетельствование против него, то ли, чтоб очиститься от собственной вины, которую навлекли на себя уже тем, что слышали его слова (так, к примеру, думает Венхэм). После этого все общество должно было побить его камнями.

Лев 24:15−16. В законе, данном Богом в связи с этим случаем, уточнялось, что он в равной степени распространяется и на чужеземца и на израильтянина. Те чужеземцы, которые жили в Израиле и, следовательно, так или иначе испытывали на себе благословения Завета, не должны были отвергать его Автора.

Лев 24:17−22. В этом отступлении — ссылка на другие ситуации, в которых был предусмотрен одинаковый подход к виновным, будь то чужеземец или израильтянин; как бы еще одним связующим звеном между ними становится наказание смертью как тех, так и других, — за убийство (стих 17, 21).

Так называемый лекеталионис (буквально «закон когтя» — перелом за перелом, око за око, зуб за зуб) указывал, что мера наказания должна зависеть от меры преступления (сравните Исх 21:23−25; Втор 19:21; но — Мф 5:38−39). За исключением убийства, каравшегося смертью, размеры всякого возмещения, видимо, определялись соображениями справедливости воздаяния.

в. Казнь богохульника (24:23)

Лев 24:23. Израильтяне послушались повеления Господа, как передал им его Моисей; выведя злословившего вон из стана, и побили его камнями.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: у завесы Свидетельства; см. примеч. к Исх 16:34.
4  [2] — Букв.: всегда; то же в ст. 8.
5  [3] — См. примеч. к 23:13.
6  [4] — Или: на столе из чистого (золота).
7  [5] — Букв.: который будет служить азкарой хлебу; см. примеч. к 2:2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.