Есфирь 9 глава

Книга Есфири
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В тринадцатый день двенадцатого месяца (месяца адара), когда настал срок исполнить повеление царя и его указ, — именно в тот день, когда враги надеялись восторжествовать над иудеями, вышло наоборот: иудеи одолели своих врагов.
2 Иудеи собрались в своих городах по всем областям царства Ксеркса, чтобы нанести поражение тем, кто желал им зла. Никто не устоял против них, потому что ужас перед ними охватил все народы.
3 И все областные правители: сатрапы, наместники, исполнители царских дел — содействовали иудеям, потому что трепетали перед Мардохеем.
4 Велик был Мардохей при царском дворе, и слава о его всё возраставшем влиянии распространялась по всем областям царства.
5 Иудеи сразили своих врагов мечом, перебили их, истребили — поступили со всеми своими врагами, как захотели.
6 В самой крепости Сузы иудеи убили пятьсот человек.
7 Среди убитых были Паршандата, Далфон, Аспата,
8 Пората, Адалья, Аридата,
9 Пармашта, Арисай, Аридай и Вайзата —
10 десять сыновей Амана, сына Хаммедаты, гонителя иудеев; но иудеи не стали, однако, захватывать их имущество как добычу.
11 В тот же день царя известили о числе убитых в крепости Сузы.
12 «В крепости Сузы, — сказал царь царице Эсфири, — иудеи перебили и погубили пятьсот человек, в том числе десять сыновей Амана. А что они сделали в остальных областях царства? Так скажи, о чем ты еще просишь, — и я дам тебе! Что желаешь — всё будет исполнено!»
13 «Если угодно будет царю, — отвечала Эсфирь, — пусть и завтра всем иудеям, живущим в Сузах, будет дозволено исполнять сегодняшний указ, а тела десятерых сыновей Амана пусть повесят на деревянном столбе ».
14 Так царь и повелел поступить в Сузах: был дан особый указ, и тела сыновей Амана повесили.
15 Иудеи, жившие в Сузах, собрались и в четырнадцатый день месяца адара перебили еще триста человек, но имущество их как добычу захватывать не стали.
16 Тем временем остальные иудеи, что жили в других областях царства, тоже собрались, чтобы защитить свои жизни и обезопасить себя от врагов. Они убили семьдесят пять тысяч своих врагов, но имущество их как добычу захватывать не стали.
17 Это произошло в тринадцатый день месяца адара, а в четырнадцатый день они отдыхали, устроив праздник, — это был день радостного пира.
18 Те иудеи, что жили в Сузах, собирались против врагов в тринадцатый и в четырнадцатый дни, а в пятнадцатый день отдыхали, устроив праздник, — это был день радостного пира.
19 С тех пор у иудеев, живущих в селах и поселениях в открытой местности, четырнадцатый день месяца адара стал днем праздника и радостного пира, когда сосед угощает соседа.
20 Мардохей описал эти события и разослал письма ко всем иудеям, ближним и дальним, по всем областям царства Ксеркса,
21 призывая их1 ежегодно в четырнадцатый и пятнадцатый день месяца адара праздновать
22 дни избавления от врагов — дни, когда печаль их обернулась радостью, а скорбь — праздником. Он велел им сделать эти дни временем пиршества и радости, временем, когда сосед угощает соседа и богатые одаривают бедняков.
23 Так у иудеев и возник этот обычай — благодаря Мардохею, который написал им об этом:
24 «Аман, сын Хаммедаты из рода Агага, гонитель иудеев, задумал всех их уничтожить и бросал о том „пур“ — жребий, чтобы определить, когда именно повергнуть их в смятение и погубить.
25 Но, когда Эсфирь пришла к царю,2 он издал новый указ и обратил зло, что Аман замышлял против иудеев, на его собственную голову — и Амана вместе с сыновьями повесили на столбе».
26 Потому и называются эти дни Пурим — от слова «пур».
Согласно тому, что было сказано в письме Мардохея, и тому, что они сами видели и пережили,
27 иудеи установили непреложный обычай для себя самих, своих потомков и всех, кто к ним присоединится, — ежегодно праздновать эти два дня, как было записано и установлено.
28 Теперь они празднуют эти памятные дни из поколения в поколение, из рода в род, во всякой области и во всяком городе — дни Пурима не изгладятся из памяти иудеев, потомки не предадут их забвению!
29 Царица Эсфирь, дочь Авихаиля, вместе с иудеем Мардохеем данной ей властью утвердила и второе послание о Пуриме,
30 оно было послано ко всем иудеям по всем ста двадцати семи областям царства Ксеркса с пожеланиями мира и верности.
31 Так по предписанию иудея Мардохея и царицы Эсфири и по решению самих иудеев для их потомства были установлены дни празднования Пурима — как и в случаях с установлением дней поста и плача.3
32 Своим повелением Эсфирь утвердила правила и обычаи празднования Пурима, и это было записано в книгу.

Комментарии МакДональда

Д. Уничтожение врагов и праздник Пурим (Гл. 9)

9:1−5 Когда наступил указанный день — тринадцатый день двенадцатого месяца — собрались иудеи в городах своих и перебили своих врагов. Даже князья и правители поддерживали Иудеев, потому что боялись Мардохея, ставшего теперь вторым человеком в царстве.

9:6−15 Только в столице умертвили пятьсот человек, а также десять сыновей Амана. Когда об этом сообщили царю, он понял, что в остальных областях царства должна была произойти не меньшая бойня. Есфирь попросила дать иудеям в Сузах еще один день, чтобы окончательно расправиться с антисемитами. В результате было казнено еще триста человек. Есфирь попросила также повесить тела сыновей Амановых на всеобщее обозрение.

9:16 В царских областях иудеи умертвили семьдесят пять тысяч человек, но не стали грабить. Они ясно показали всем, что только защищали себя, а не стремились к обогащению.

9:17−28 В четырнадцатый день месяца иудеи в провинциях устроили великий пир, а иудеи в Сузах — в пятнадцатый. Так появился праздник Пурим. Название Пурим происходит от слова «пур» — жребия, брошенного Аманом (3:7). Позже Мардохей постановил, чтобы весь иудейский народ праздновал четырнадцатый и пятнадцатый день. Как и древние праздники, этот должен был отмечаться ежегодно, как напоминание о чудесном избавлении для последующих поколений.

9:29−32 Очевидно, два письма были отправлены ко всем Иудеям, обязуя их отмечать праздник Пурим — одно упоминается в стихе 20, второе — в стихах 29−32. Книга, о которой говорится в стихе 32, — это, вероятно, летопись царства (см. также 2:23; 6:1; 10:2).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
21  [1] — Или: предписав / заповедав им.
25  [2] — Или: когда это дошло до царя.
31  [3] — См. Зах 8:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.