Под редакцией Кулаковых
1 А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме?1 Чего Он достиг?
2 Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом.
3 Что Писание говорит? «Поверил Авраам Богу, и было это зачтено2 ему в праведность».3
4 Работнику платят по долгу, а не из милости.
5 Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется4 Богу, оправдывающему грешника,5 сама вера его вменяется ему в праведность.
6 Давид говорит то же самое: называет блаженным6 он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:
7 «Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;
8 блажен человек, грех которого Господом не зачтется».7
9 Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность».
10 Когда же случилось это?8 После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.
11 А обрезание он получил позже как внешний знак и печать той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Он отцом стал всех верующих, которым и без обрезания вера их может быть Господом в праведность зачтена;
12 он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.
13 И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры.9
14 А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание:10
15 ничего, кроме гнева, не сулит Закон;11 преступления только там не бывает, где нет закона.
16 Потому и связано обещание с верой, оно — дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и для тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, —
17 как о том и написано: «Отцом многих народов Я поставил тебя»,12 — таков он в глазах Бога, Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию то, что не существует.
18 Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял все-таки надежды: он поверил и стал отцом13 многих народов, как было ему сказано: «Столь многочисленно будет потомство твое».14
19 Даже мысль, что тело его, по сути, [уже] мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры давно омертвело, не ослабила веру его.
20 Не усомнился он, не перестал верить15 обещанию Божию, но, черпая силу в вере,16 вознес Богу хвалу,
21 ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание.
22 Вот почему вера его [и] была зачтена ему в праведность.
23 «Была зачтена» — слова эти не об одном Аврааме написаны,
24 но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего,
25 Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.
Комментарии Скоуфилда
2 Вера и дела. Ср. Иак 2:24. Это два аспекта одной и той же истины. Павел говорит о том, что оправдывает человека перед Богом, а именно — о вере, и только о вере, независимо от дел; Иаков же говорит о том, что служит доказательством в глазах людей: исповедующиё веру, которая оправдывает его, может лишь делами доказать окружающим, что действительно имеет ее. Павел говорит о том, что видит Бог, то есть о вере; а Иаков — о том, что видят люди, то есть о делах как о зримом свидетельстве веры. Подтверждение тому, что говорит Павел находим в Быт 15:6, а то, что Иаков — в Быт 22:1−19. Ключевая фраза Иакова — «видите ли» (Иак 2:24) — ведь люди не могут видеть веры, если она не проявится в делах.
25 Христос умер за грехи наши (1Пет 2:24; 2Кор 5:21). Он воскрес и воссел одесную Бога, чтобы «предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр 9:24). Это означает, что наши грехи удалены, что работа, которую Он совершил ради нас, одобрена Богом, и мы, за которых Он пострадал, полностью оправданы.