Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Иисусу:
«Не страшись и не сдавайся. Веди всех своих воинов на Гай. Я помогу тебе победить царя гайского. Я отдаю тебе его народ, его город и его землю.
2 Ты сделаешь с Гаем и его царём то же, что сделал с Иерихоном и его царём. Только на этот раз ты можешь оставить себе его богатства и разделить их со своим народом. А теперь, вели своим воинам устроить засаду позади города».
3 Тогда Иисус повёл всю свою армию к Гаю. Он выбрал тридцать тысяч самых лучших воинов и послал их ночью.
4 Он дал им такой наказ:
«Внимательно слушайте, что я скажу вам. Вы должны устроить засаду за городом и ждать, когда придёт время атаки. Не отходите далеко от города и будьте готовы.
5 Я поведу людей за собой к городу. Те, кто в городе, выйдут оттуда, чтобы сражаться с нами, а мы повернём и побежим от них, как и в прошлый раз.
6 Они станут гнать нас от города, думая, что мы бежим от них, как и прежде. Когда же мы побежим от них,
7 вы поднимитесь из засады и захватите город. Господь, Бог ваш, даст вам силу победить.
8 Вы должны делать то, что говорит Господь. Следите за мной, и я дам вам команду атаковать город. Захватите город и сожгите его».
9 Иисус послал этих людей в засаду и стал ждать. Они пошли и засели между Вефилем и Гаем, с западной стороны Гая. А Иисус ночевал в ту ночь со своим народом.
10 Рано утром Иисус собрал воинов. Он и старейшины Израиля повели войско к Гаю.
11 Все воины, которые были с Иисусом, подошли к Гаю и остановились перед городом. Войско расположилось лагерем с северной стороны, а между лагерем и городом лежала долина.
12 Затем Иисус выбрал пять тысяч человек и посадил их в засаду с западной стороны города, между Вефилем и Гаем.
13 Иисус приготовил своих воинов к сражению. Главный лагерь находился с северной стороны города, а остальные воины были в засаде с западной стороны. В ту ночь Иисус спустился в долину.
14 Когда царь Гая увидел израильскую армию, он и его народ поднялись и вышли сражаться против армии Израиля. Царь выступил с восточной стороны города и поэтому не видел воинов, находившихся в засаде позади него.
15 Иисус и все воины Израиля дали армии Гая потеснить себя, и Иисус со своими воинами побежал на восток, к пустыне.
16 Народ в городе стал кричать и преследовать Иисуса и его воинов. Весь народ вышел из города.
17 Весь народ Гая и Вефиля погнался за израильской армией, и город остался открытым и незащищённым.
18 Затем Господь сказал Иисусу:
«Обрати своё копьё к Гаю, потому что Я отдаю его тебе».
Тогда Иисус обратил своё копьё к городу.
19 Увидев это, сидевшие в засаде бросились бежать к городу и, захватив его, сожгли.
20 Жители Гая оглянулись и увидели, что их город горит и дым от пожарища поднимается к небу. Храбрость и сила покинули их, и они перестали преследовать воинов Израиля. Те тоже остановились и, повернув назад, стали сражаться против жителей Гая, у которых не было безопасного места, куда бы они могли бежать.
21 Увидев, что их армия овладела городом и что от него поднимается дым, Иисус и его люди повернули назад и стали сражаться с жителями Гая,
22 а те воины, которые были в засаде, вышли из города, чтобы помочь им. Израильская армия окружила жителей Гая с двух сторон. Израильтяне сражались до тех пор, пока ни одного жителя города не осталось в живых. Ни одному из них не удалось скрыться.
23 Но царя Гая оставили в живых и привели к Иисусу.
24 Во время сражения армия Израиля преследовала жителей Гая до самых полей и пустыни. Когда же они перебили всех жителей Гая в полях и в пустыне, они отправились назад в Гай и убили всех, кто ещё оставался там в живых.
25 В тот день погибли все жители Гая: около двенадцати тысяч мужчин и женщин.
26 Иисус держал своё копьё, обратив его к Гаю, чтобы это было сигналом для его людей разрушить город, и не опускал руки до тех пор, пока все жители города не были перебиты.
27 Следуя Господнему наставлению, которое Он дал Иисусу, израильтяне оставили себе скот и другие ценности, захваченные в Гае.
28 Иисус сжёг город Гай, превратив его в вечные руины, каким он и остаётся до сего дня.
29 Иисус повесил царя Гая на дереве и оставил его висеть так до вечера. После захода солнца Иисус велел людям снять тело царя с дерева. Они бросили его у ворот города и набросали на труп груду камней. Эти камни и сейчас лежат там.
30 Затем Иисус построил жертвенник Господу, Богу Израиля, на горе Гевал.
31 Слуга Господа, Моисей, приказал израильтянам строить жертвенник так, как было указано в книге Закона Моисея. Жертвенник был построен из цельных камней, не отделанных никаким инструментом. На этом алтаре они принесли Господу жертву всесожжения и приношения содружества.
32 Иисус написал на камнях Закон Моисея. Он сделал это на виду у всего израильского народа.
33 Старейшины, надзиратели, судьи и весь народ Израиля стояли вокруг ковчега Соглашения, перед священниками левитами, которые несли святой ковчег Господа. Народ Израиля и чужеземцы — все стояли с ними, одна половина перед горой Гевал, а другая — у горы Гаризим. Израильтяне сделали так, потому что Моисей, слуга Господний, повелел им там собраться, чтобы получить благословение.
34 Иисус зачитал все слова Закона, благословения и проклятия, всё, как было записано в книге Закона.
35 Народ Израиля собрался вместе с женщинами, детьми и всеми чужеземцами, которые были среди них, и Иисус прочёл все заповеди, данные Моисеем.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОБЕДА ПРИ ГАЕ (ГЛ. 8)

а. Подготовка к битве (8:1−2)

Нав 8:1. Тот наступательный порыв, в котором Израиль чудесным образом пересек Иордан и одержал сверхъестественную победу под Иерихоном, был приторможен поражением при Гае.

Однако после того, как заслуженная кара настигла Ахана, Бог вернул Израилю Свое благорасположение; вновь заверил Он Иисуса Навина, что не покинет ни его, ни народ, Эти же слова ободрения слышал Иисус от Моисея в Кадес-Варни (Втор 1:21). И с ними же обратился Моисей к Навину сорок лет спустя, когда передавал ему, человеку более молодому, бразды правления (Втор 31:8). Снова Навин услышал их, когда Бог говорил к нему сразу после смерти Моисея (Нав 1:9).

Божиим планом было предусмотрено использование всех боеспособных сил Израиля. Хотя главной причиной поражения при Гае был грех, совершенный Аханом, другой причиной его была недооценка евреями сил врага (сравните 7:3−4). Эту ошибку и предстояло теперь исправить. Бог повелел Навину встать и идти на Гай, пообещав превратить это место разгрома евреев в место их победы.

Нав 8:2. Прежде, чем Навину был раскрыт самый план битвы, ему было сказано, что добычу, взятую в Гае, и стада его жителей израильтяне могут разделить между собой. Иерихон был объявлен заклятым городом, но Гай — нет.

Невольно приходит на мысль Ахан: если бы он подавил в себе жадность и подчинился там, в Иерихоне, слову Божиему, то немного позднее и добычу взял бы и Божие благословение получил.

б. Порядок битвы (8:3−29)

Порядок событий, как они разворачивались при Гае, совершенно отличались от такового под Иерихоном. Израильтяне не обходили семь раз вокруг стен Гая. И стены его не пали сверхъестественным образом. Израилю предстояло, захватить этот город в ходе обычной военной операции.

Нав 8:3−9. Остроумно была разработана стратегия захвата Гая. Она включала устройство засады позади города (западнее его). Сделать это Навину повелел Сам Господь (стих 2). Три контингента воинов должны были участвовать в осуществлении Божьего плана. Первый состоял из храбрых бойцов, которые были посланы ночью, чтобы спрятаться в засаде.

Их задачей было броситься в город и предать его огню, как только защитники города устремятся в погоню за Навином и его войском. Посланных в засаду было тридцать тысяч человек; это может показаться чрезмерным, но наличие множества скал в окрестностях города позволяло надежно укрыться и такому большому числу людей.

Нав 8:10−11. Второй контингент соответствовал основному составу израильской армии, которая и прошла около двадцати четырех километров от Галгала, выйдя оттуда рано поутру и, расположившись затем с северной стороны Гая, на виду у его жителей. В этот, второй, контингент несомненно входили тысячи и тысячи воинов. Это были отвлекающие силы, которые вел сам Навин; их задачей было выманить защитников Гая из города.

Нав 8:12−13. Третий контингент, в количестве примерно пяти тысяч человек, образовал еще одну засаду — между Вефилем и Гаем, чтобы в случае чего не пропустить на помощь защитникам города возможные подкрепления из Вефиля. В ту ночь Навин пришел в глубокую межгорную долину, расположенную севернее Гая.

Нав 8:14−22. Божиим планом было предусмотрено все до мелочей. Увидев расположившуюся близ города армию израильтян, царь Гая клюнул на приманку. Бросившись в погоню за израильтянами, которые обратились в притворное бегство, жители Гая оставили город незащищенным. И тогда по сигналу Навина другой контингент его воинов быстро вошел в город и предал его огню. Когда жители Гая увидели языки пламени и дым, поднимающиеся к небу там, где был их город, ужас и оцепенение охватили их. Прежде, чем они могли что-либо сообразить, они были схвачены израильскими воинами в «клещи» и уничтожены.

Нав 8:23−29. Уничтожив всех жителей Гая, бывших на поле, израильтяне вновь вошли в город и истребили тех, которые оставались за городскими стенами. Всего убитых было двенадцать тысяч человек. В Гае еврейские воины взяли добычу, как разрешил им Бог (стих 2). Сам город был превращен в груду развалин. Взятый живым, царь Гая был повешен на дереве и висел там до вечера, но потом был снят и погребен под грудой камней (сравните с таким же погребением Ахана, 7:26). Тело царя было снято с дерева при заходе солнца, в согласии с Божиим повелением (Втор 21:22−23; сравните Нав 10:27).

в. После битвы (8:30−35)

Нав 8:30−31. Одержав победу под Гаем, Навин поступил так, как заповедал евреям Моисей (Втор 27:1−8). Вместо того, чтобы посредством дальнейших побед закрепить за собой центральную часть Обетованной земли, Иисус повел мужчин, женщин, детей (со всем их скотом и имуществом) с места их стоянки в Галгале на север, вверх по течению Иордана, в заранее определенное место, а именно — к горам Гевал (Нав 8:30) и Гаризим (стих 33), расположенных в Сихеме.

Они шли туда, чтобы поставить жертвенник и принести всесожжение Господу, а также жертвы мирные. Переход этот, протяженностью примерно пятьдесят километров, не был ни трудным, ни опасным, поскольку шли евреи через территорию лишь местами и мало населенную. Но как удалось им избежать столкновения с жителями Сихема, крепости, охранявшей вход в долину между двумя упомянутыми горами?

Не о каждой битве, имевшей место в ходе завоевания, записано в Библии, но, может быть, Сихем просто сдался израильтянам без сопротивления. Однако, почему именно это место было избрано? Видимо, потому, что горы Гевал и Гаризим расположены в географическом центре страны, и с каждой из их вершин обозревается значительная часть Обетованной земли. Здесь-то, в месте, как бы символизировавшем всю землю хананеев, — Иисус Навин и призвал народ к обновлению их обетов Господу в рамках Завета. Примечательно, что он сделал это и при вступлении в землю, и в конце своей миссии — как вождя и руководителя народа (сравните 24:1).

Приуроченные к этому месту церемонии, столь же торжественные, сколь исполненные важного религиозного значения, включали в себя три вещи. Во-первых, на горе Гевал был возведен жертвенник из… цельных, т. е. нетесанных камней, и на нем принесены были жертвы Богу.

Нав 8:32. Во вторых, неподалеку от жертвенника по приказу Иисуса было поставлено еще несколько крупных камней. И на них он написал слова закона Моисеева. Не указывается, какая часть Закона была там запечатлена. По одним предположениям — только Десятисловие, по другим же — по меньшей мере, и главы 5−26 из книги Второзакония.

Археологи обнаруживают на Среднем Востоке схожие каменные столбы (или стеллы) с высеченными на них текстами, высотой от двух до двух с половиной метров. А в Бегистане, на территории Ирана, найдены увековеченные на камнях записи, протяженность которых в три раза превышает «протяженность» или объем Второзакония.

Нав 8:33−35. И, в-третьих, Иисус Навин прочитал народу все слова закона. Причем половина народа стояла на склонах горы Гаризим, по южную сторону долины, а другая половина на склонах горы Гевал, по северную сторону ее; ковчег же завета, в окружении священников, находился в самой долине. Когда одно за другим зачитывались проклятия закона, — «Аминь!» раздавалось со склонов горы Гевал. А когда в таком же порядке зачитывались благословения, откликались племена, расположившиеся на горе Гаризим: «Аминь!» (Втор 11:29; 27:12−26).

В условиях громадного естественного амфитеатра, который и по сей день существует в том месте, народ мог слышать каждое произносившееся слово; со всею искренностью подтвердил Израиль в тот день, что Закон Господа действительно принимается им как Закон всей земли.

Начиная с этого момента, история евреев зависела от соблюдения Закона, прочитанного им во всеуслышание. Когда они повиновались ему, то получали благословения, за непослушанием же следовало наказание (сравните Втор 28).

В. Южная кампания (главы 9−10)

Израиль не посоветовался с Господом, и это явилось одной из главных причин его поражения под Гаем (7:4−5). А небрежное отношение к молитве со стороны вождей народа едва не повергло его в новый кризис.

Народ только что возвратился в свой стан в Галгале — после того, как у гор Гевал и Гаризим ему были зачитаны слова Закона, немалая часть которого была начертана на камнях. Это было время духовной победы; но — также и тонко рассчитанной, замаскированной атаки со стороны сатаны. Когда Божий народ думает, что теперь «все в порядке», он делается особо уязвимым, и вражье нападение не заставляет ждать себя.

История, иллюстрирующая это, рассказывается нам в следующих двух главах книги Иисуса Навина. Она о том, как евреи заключили союз с гаваонитянами (глава 9), и затем выступили в защиту их (глава 10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.