Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал ГОСПОДЬ Иисусу: «Не бойся и не малодушествуй! Поднимай все войско и отправляйся вместе с ним в поход на Ай. Знай, Я отдаю в твои руки и царя Ая, и его народ, город его и страну.
2 Поступите с Аем и царем его так же, как вы поступили с Иерихоном и его царем. Лишь скот и всё ценное1 можете взять себе. Устройте засаду за городом».
3 Поднял Иисус всё войско для похода на Ай. Отобрал он тридцать тысяч храбрых воинов и отправил их ночью
4 с таким приказом: «Устройте засаду с противоположной стороны от главных ворот, 2 за Аем. Не уходите слишком далеко от города, и пусть каждый из вас будет наготове.
5 А я со всеми остальными воинами подойду к городу, и когда жители Ая3 выйдут против нас, мы обратимся в бегство, как в прошлый раз.
6 Они будут преследовать нас, тешась мыслью, что израильтяне снова бегут от них, как в прошлый раз. Мы же будем отступать до тех пор, пока не выманим их из города. И когда мы побежим от них,
7 выйдите из засады и захватите город. ГОСПОДЬ, Бог ваш, отдаст его в ваши руки.
8 Как только овладеете городом, подожгите его, как сказал ГОСПОДЬ. Вот мой вам наказ».
9 Посланные Иисусом воины отправились и устроили засаду, расположившись между Бет-Элем и Аем, к западу от Ая. Иисус же оставался ночью в лагере среди воинов.
10 На рассвете Иисус собрал войско и повел его к Аю; сам он и старейшины Израиля шли во главе войска.
11 Когда воины под предводительством Иисуса подошли к Аю, они расположились перед городом и разбили стан на северной стороне Ая, так что между станом и Аем был овраг.
12 Иисус выбрал около пяти тысяч человек и устроил еще одну засаду между Бет-Элем и Аем, на той же западной стороне города.
13 Расположились израильтяне так, что главные их силы находились с северной стороны города, а тот отдельный отряд4 — с западной стороны. Иисус же ночью остановился в долине.
14 Царь Ая увидел израильтян и рано утром спешно вывел войско свое — жителей Ая, чтобы сразиться с Израилем в назначенном месте близ Иорданской долины.5 Но не подозревал царь, что по другую сторону города устроена засада.
15 Иисус и израильтяне, словно не выдерживая натиска, побежали в сторону пустыни.
16 Видя это, все, кто еще оставался в городе, присоединились к погоне и, преследуя Иисуса, отдалились от города.
17 И в Ае, и в Бет-Эле не осталось никого, кто не погнался бы за израильтянами. Устремившись в погоню, они оставили городские ворота открытыми.
18 Тогда ГОСПОДЬ сказал Иисусу: «Подними копье,6 что ты держишь в руке, и укажи им на Ай, ибо Я отдаю этот город в твои руки». Иисус указал копьем, что было в его руке, на город,
19 и, как только он это сделал, находившиеся в засаде тотчас поднялись из своего укрытия и ринулись вперед. Они ворвались в город, захватили его и немедля подожгли.
20 Оглянулись воины7 Ая и видят: дым над городом поднимается до небес. И не знали они, куда им бежать: вперед или назад. А израильтяне, что отступали к пустыне, вдруг повернули против своих преследователей.
21 Когда Иисус и израильтяне увидели, что город уже захвачен воинами, устроившими засаду, что над ним уже поднимается дым, они повернули обратно и напали на защитников Ая.
22 С другой стороны на них устремились те, кто был в городе, так что жители Ая оказались в окружении — между двумя войсками израильскими. Израильтяне перебили всех — ни один не уцелел и не убежал.
23 А царя Ая взяли в плен живым и привели к Иисусу.
24 Когда же израильтяне8 уничтожили на поле битвы, в пустыне, всё войско Ая, которое преследовало их, поразили острием меча всех до единого, тогда возвратились израильтяне в Ай и истребили мечом остававшихся в нем.
25 В тот день было убито двенадцать тысяч человек — жителей Ая, и мужчин, и женщин.
26 Иисус не опускал руки своей, в которой держал копье, пока не были полностью уничтожены все жители Ая.9
27 Лишь скот и всё ценное, что было захвачено в городе, забрали себе израильтяне, по слову ГОСПОДА, как Он повелел Иисусу.
28 Иисус сжег Ай, навеки превратив его в развалины. Они там и поныне.
29 А царя Ая он повесил на дереве,10 и тот висел до вечера. На закате, по приказу Иисуса, сняли мертвое тело с дерева,11 и бросили перед городскими воротами, и набросали над телом огромную груду камней. Она там и поныне.
30 После этого построил Иисус жертвенник ГОСПОДУ, Богу Израиля, на горе Гевал,12
31 как заповедал израильтянам Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, как записано в книге Закона Моисеева:13 жертвенник был сложен из цельных14 камней, которых не касалось никакое железное орудие. Израильтяне принесли на нем всесожжения ГОСПОДУ и жертвы благодарственные.
32 Иисус написал на тех камнях слова Закона Моисеева в присутствии всех израильтян.
33 А все израильтяне вместе со своими старейшинами, распорядителями и судьями стояли по обе стороны ковчега, перед священниками, потомками Левия, которые носят ковчег Завета ГОСПОДНЯ. Были там и исконные израильтяне, и переселенцы: одна половина стояла у горы Геризим, а другая — у горы Гевал. Именно так повелел Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, благословлять народ Израиля.
34 Потом Иисус прочитал вслух все слова Закона, включая благословения и проклятия, записанные в этой книге.15
35 Не было упущено ни слова: всё, что заповедал Моисей, было прочитано Иисусом перед собравшимися израильтянами, в числе которых были и женщины, и дети, и переселенцы, что жили среди них.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОБЕДА ПРИ ГАЕ (ГЛ. 8)

а. Подготовка к битве (8:1−2)

Нав 8:1. Тот наступательный порыв, в котором Израиль чудесным образом пересек Иордан и одержал сверхъестественную победу под Иерихоном, был приторможен поражением при Гае.

Однако после того, как заслуженная кара настигла Ахана, Бог вернул Израилю Свое благорасположение; вновь заверил Он Иисуса Навина, что не покинет ни его, ни народ, Эти же слова ободрения слышал Иисус от Моисея в Кадес-Варни (Втор 1:21). И с ними же обратился Моисей к Навину сорок лет спустя, когда передавал ему, человеку более молодому, бразды правления (Втор 31:8). Снова Навин услышал их, когда Бог говорил к нему сразу после смерти Моисея (Нав 1:9).

Божиим планом было предусмотрено использование всех боеспособных сил Израиля. Хотя главной причиной поражения при Гае был грех, совершенный Аханом, другой причиной его была недооценка евреями сил врага (сравните 7:3−4). Эту ошибку и предстояло теперь исправить. Бог повелел Навину встать и идти на Гай, пообещав превратить это место разгрома евреев в место их победы.

Нав 8:2. Прежде, чем Навину был раскрыт самый план битвы, ему было сказано, что добычу, взятую в Гае, и стада его жителей израильтяне могут разделить между собой. Иерихон был объявлен заклятым городом, но Гай — нет.

Невольно приходит на мысль Ахан: если бы он подавил в себе жадность и подчинился там, в Иерихоне, слову Божиему, то немного позднее и добычу взял бы и Божие благословение получил.

б. Порядок битвы (8:3−29)

Порядок событий, как они разворачивались при Гае, совершенно отличались от такового под Иерихоном. Израильтяне не обходили семь раз вокруг стен Гая. И стены его не пали сверхъестественным образом. Израилю предстояло, захватить этот город в ходе обычной военной операции.

Нав 8:3−9. Остроумно была разработана стратегия захвата Гая. Она включала устройство засады позади города (западнее его). Сделать это Навину повелел Сам Господь (стих 2). Три контингента воинов должны были участвовать в осуществлении Божьего плана. Первый состоял из храбрых бойцов, которые были посланы ночью, чтобы спрятаться в засаде.

Их задачей было броситься в город и предать его огню, как только защитники города устремятся в погоню за Навином и его войском. Посланных в засаду было тридцать тысяч человек; это может показаться чрезмерным, но наличие множества скал в окрестностях города позволяло надежно укрыться и такому большому числу людей.

Нав 8:10−11. Второй контингент соответствовал основному составу израильской армии, которая и прошла около двадцати четырех километров от Галгала, выйдя оттуда рано поутру и, расположившись затем с северной стороны Гая, на виду у его жителей. В этот, второй, контингент несомненно входили тысячи и тысячи воинов. Это были отвлекающие силы, которые вел сам Навин; их задачей было выманить защитников Гая из города.

Нав 8:12−13. Третий контингент, в количестве примерно пяти тысяч человек, образовал еще одну засаду — между Вефилем и Гаем, чтобы в случае чего не пропустить на помощь защитникам города возможные подкрепления из Вефиля. В ту ночь Навин пришел в глубокую межгорную долину, расположенную севернее Гая.

Нав 8:14−22. Божиим планом было предусмотрено все до мелочей. Увидев расположившуюся близ города армию израильтян, царь Гая клюнул на приманку. Бросившись в погоню за израильтянами, которые обратились в притворное бегство, жители Гая оставили город незащищенным. И тогда по сигналу Навина другой контингент его воинов быстро вошел в город и предал его огню. Когда жители Гая увидели языки пламени и дым, поднимающиеся к небу там, где был их город, ужас и оцепенение охватили их. Прежде, чем они могли что-либо сообразить, они были схвачены израильскими воинами в «клещи» и уничтожены.

Нав 8:23−29. Уничтожив всех жителей Гая, бывших на поле, израильтяне вновь вошли в город и истребили тех, которые оставались за городскими стенами. Всего убитых было двенадцать тысяч человек. В Гае еврейские воины взяли добычу, как разрешил им Бог (стих 2). Сам город был превращен в груду развалин. Взятый живым, царь Гая был повешен на дереве и висел там до вечера, но потом был снят и погребен под грудой камней (сравните с таким же погребением Ахана, 7:26). Тело царя было снято с дерева при заходе солнца, в согласии с Божиим повелением (Втор 21:22−23; сравните Нав 10:27).

в. После битвы (8:30−35)

Нав 8:30−31. Одержав победу под Гаем, Навин поступил так, как заповедал евреям Моисей (Втор 27:1−8). Вместо того, чтобы посредством дальнейших побед закрепить за собой центральную часть Обетованной земли, Иисус повел мужчин, женщин, детей (со всем их скотом и имуществом) с места их стоянки в Галгале на север, вверх по течению Иордана, в заранее определенное место, а именно — к горам Гевал (Нав 8:30) и Гаризим (стих 33), расположенных в Сихеме.

Они шли туда, чтобы поставить жертвенник и принести всесожжение Господу, а также жертвы мирные. Переход этот, протяженностью примерно пятьдесят километров, не был ни трудным, ни опасным, поскольку шли евреи через территорию лишь местами и мало населенную. Но как удалось им избежать столкновения с жителями Сихема, крепости, охранявшей вход в долину между двумя упомянутыми горами?

Не о каждой битве, имевшей место в ходе завоевания, записано в Библии, но, может быть, Сихем просто сдался израильтянам без сопротивления. Однако, почему именно это место было избрано? Видимо, потому, что горы Гевал и Гаризим расположены в географическом центре страны, и с каждой из их вершин обозревается значительная часть Обетованной земли. Здесь-то, в месте, как бы символизировавшем всю землю хананеев, — Иисус Навин и призвал народ к обновлению их обетов Господу в рамках Завета. Примечательно, что он сделал это и при вступлении в землю, и в конце своей миссии — как вождя и руководителя народа (сравните 24:1).

Приуроченные к этому месту церемонии, столь же торжественные, сколь исполненные важного религиозного значения, включали в себя три вещи. Во-первых, на горе Гевал был возведен жертвенник из… цельных, т. е. нетесанных камней, и на нем принесены были жертвы Богу.

Нав 8:32. Во вторых, неподалеку от жертвенника по приказу Иисуса было поставлено еще несколько крупных камней. И на них он написал слова закона Моисеева. Не указывается, какая часть Закона была там запечатлена. По одним предположениям — только Десятисловие, по другим же — по меньшей мере, и главы 5−26 из книги Второзакония.

Археологи обнаруживают на Среднем Востоке схожие каменные столбы (или стеллы) с высеченными на них текстами, высотой от двух до двух с половиной метров. А в Бегистане, на территории Ирана, найдены увековеченные на камнях записи, протяженность которых в три раза превышает «протяженность» или объем Второзакония.

Нав 8:33−35. И, в-третьих, Иисус Навин прочитал народу все слова закона. Причем половина народа стояла на склонах горы Гаризим, по южную сторону долины, а другая половина на склонах горы Гевал, по северную сторону ее; ковчег же завета, в окружении священников, находился в самой долине. Когда одно за другим зачитывались проклятия закона, — «Аминь!» раздавалось со склонов горы Гевал. А когда в таком же порядке зачитывались благословения, откликались племена, расположившиеся на горе Гаризим: «Аминь!» (Втор 11:29; 27:12−26).

В условиях громадного естественного амфитеатра, который и по сей день существует в том месте, народ мог слышать каждое произносившееся слово; со всею искренностью подтвердил Израиль в тот день, что Закон Господа действительно принимается им как Закон всей земли.

Начиная с этого момента, история евреев зависела от соблюдения Закона, прочитанного им во всеуслышание. Когда они повиновались ему, то получали благословения, за непослушанием же следовало наказание (сравните Втор 28).

В. Южная кампания (главы 9−10)

Израиль не посоветовался с Господом, и это явилось одной из главных причин его поражения под Гаем (7:4−5). А небрежное отношение к молитве со стороны вождей народа едва не повергло его в новый кризис.

Народ только что возвратился в свой стан в Галгале — после того, как у гор Гевал и Гаризим ему были зачитаны слова Закона, немалая часть которого была начертана на камнях. Это было время духовной победы; но — также и тонко рассчитанной, замаскированной атаки со стороны сатаны. Когда Божий народ думает, что теперь «все в порядке», он делается особо уязвимым, и вражье нападение не заставляет ждать себя.

История, иллюстрирующая это, рассказывается нам в следующих двух главах книги Иисуса Навина. Она о том, как евреи заключили союз с гаваонитянами (глава 9), и затем выступили в защиту их (глава 10).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: добычу; то же в ст. 27.
4  [2] — С западной стороны города. Главные ворота города, очевидно, были на восточной стороне. Основной лагерь израильтян располагался на северо-востоке от города.
5  [3] — Букв.: они.
13  [4] — Друг. возм. пер.: край (войска); букв.: пята.
14  [5] — Или: Аравы — географическое название, пустыня на юге Палестины.
18  [6] — Или: изогнутый меч; то же в ст. 26.
20  [7] — Букв.: люди / мужчины; то же и ст. 21.
24  [8] — Букв.: Израиль, то же ниже в этом стихе и ст. 33.
26  [9] — Или: пока он не предал заклятию всех жителей Ая.
29  [10] — Друг. возм. пер.: посадил на кол.
29  [11] — Ср. Втор 21:22,23.
30  [12] — Предписания Моисея, которые Иисус Навин в точности выполнил, описаны во Втор 27:1−8. Горы Гевал и Геризим располагались примерно в 32 км на севере от Ая, неподалеку от города Шехема. Между праотцами израильтян, обновивших Завет, и жителями Шехема существовали давние связи, начиная от Авраама (Быт 12:6,7) и Иакова (Быт 33:18; Быт 34:1−31). Возможно, это обстоятельство служит некоторым объяснением того, как израильтяне смогли спокойно расположиться в окрестностях Шехема, по всей видимости, еще до того, как город был взят. Упоминание того, что при обновлении Завета присутствовали и переселенцы, вероятно, указывает на то, что некоторые из жителей Шехема добровольно перешли на сторону израильтян (ср. Исх 12:38). Исследователи расходятся во мнениях относительно времени и места описываемых здесь событий.
31  [13] — См. Втор 11:26−32 и 27:2,3.
31  [14] — Или: неотесанных; ср. Исх 20:25.
34  [15] — См. 1:8 и Втор 28:61; Втор 31:11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.