Судьи 3 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Господь хотел испытать народ Израиля. Никто из израильтян, живущих в те времена, не сражался в войнах за земли Ханаана. Вот имена народов, которых Господь оставил на этой земле,
2 Господь не изгнал другие народы с Израильской земли, чтобы народ Израиля, который не участвовал в этих войнах, учился воевать.
3 Пять правителей филистимских, все хананеи, все сидоняне и евеи, которые жили в горной местности Ливана, от горы Ваал-Ермон до Лево-Емафа.
4 Господь оставил эти народы, чтобы проверить народ Израиля и убедиться, что он будет повиноваться заповедям Господним, которые были даны его предкам через Моисея.
5 Сыны Израиля жили среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев.
6 Они брали в жены их дочерей, отдавали своих дочерей в жены их сыновьям и поклонялись богам этих народов.
7 Господь видел, что народ Израиля творит зло. Израильтяне забыли Господа, Бога своего, и служили лжебогам Ваалу и Ашере.
8 Господь разгневался на Израиль и позволил Хусарсафему, царю Арама нахаримского, победить народ Израиля. И правил этот царь над израильтянами на протяжении восьми лет.
9 Тогда сыны Израиля стали молить Господа о помощи, и Господь послал к ним Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова, и он спас народ Израиля.
10 Дух Божий вселился в Гофониила, и он стал судьёй Израиля. Гофониил повёл народ Израиля на войну, и Господь помог ему одолеть Хусарсафема, царя арамского.
11 И земля жила в мире сорок лет, пока не умер Гофониил, сын Кеназа.
12 Господь увидел, что народ Израиля снова творит зло, и дал силу Еглону, царю моавскому, чтобы он разбил народ Израиля.
13 Еглон позвал с собой аммонитян и амаликитян, и они, объединившись, напали на Израиль, победили народ Израиля и изгнали его из города Пальм.
14 Еглон, моавский царь, правил восемнадцать лет.
15 И снова народ стал молить Господа о помощи. И послал Господь левшу Аода, сына Геры из рода Вениамина, спасти народ Израиля. Народ Израиля послал Аода отнести дань Еглону, царю моавскому.
16 Аод сделал себе обоюдоострый меч, длиной в один локоть, и привязал его под одеждой к правому бедру.
17 Затем Аод отправился с данью к Еглону, царю моавскому. (Еглон был человек очень тучный).
18 Аод и люди, пришедшие с ним, отдали деньги Еглону.
19 Когда Аод уже собрался уходить, то, проходя мимо идолов города Галгал, он повернулся и сказал:
«Царь, я должен тебе сказать что-то по секрету».
Царь приказал всем замолкнуть и отослал из комнаты всех своих слуг.
20 Аод пошёл к Еглону, который сидел один в верхней комнате своего дворца. Аод сказал:
«У меня есть к тебе послание от Бога».
Царь поднялся со своего трона и находился достаточно близко к Аоду.
21 В то время, когда Еглон вставал с трона, Аод левой рукой достал меч, привязанный к правому бедру, и вонзил его царю в живот.
22 Меч вошёл так глубоко, что не было видно даже рукояти, а внутренности царя вывалились наружу. Жир Еглона полностью прикрыл меч, и Аод оставил его там.
23 Аод вышел из комнаты и запер за собой двери.
24 Слуги вернулись сразу же после его ухода. Они увидели, что дверь заперта, и сказали:
«Должно быть, царь закрылся, чтобы оправиться».
25 Они долго ждали и наконец встревожились. Они взяли ключ, открыли дверь и, войдя в комнату, увидели мёртвого царя, лежащего на полу.
26 Пока слуги ждали царя, у Аода было время скрыться. Он прошёл мимо идолов и отправился в место, которое называлось Сеираф.
27 Придя в Сеираф, он протрубил в горной местности Ефрема. Услышав звуки трубы, народ Израиля собрался в Сеирафе и спустился с гор во главе с Аодом.
28 Аод сказал им:
«Идите за мной! Господь помог нам победить наших врагов, моавитян».
И народ пошёл за Аодом. Израильтяне спустились с ним и захватили переправу через реку Иордан к Моавской земле, и не давали никому переходить через неё.
29 Они убили около десяти тысяч здоровых и сильных моавитян, и никто из них не спасся.
30 Так в тот день народ Израиля покорил моавитян. И земля после этого жила мирно восемьдесят лет.
31 После того как Аод спас народ Израиля, ещё один человек спас Израиль. Это был Самегар, сын Анафа. Самегар воловьим рожном убил шестьсот филистимлян.

Новой Женевской Библии

3:1 чтобы искушать. См. ком. к 2:23.

не знали. Суд Божий исполнен милости. Испытание было не искушением, но возможностью для того поколения израильтян, которые «не знали» дел Божиих, доказать свою веру и увидеть могущество Господа (ст. 2).

3:2 чтобы знали и учились войне. Война против хананеев была для израильтян испытанием на верность завету.

3:3 Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи. Вождем Израиля, который разгромил и уничтожил хананеев и евеев, стал Давид.

3:5 среди Хананеев... Иевусеев. Все перечисленные народы были осуждены Богом на истребление (1:1). Не уничтожив их и соседствуя с ними, израильтяне нарушали завет.

3:6 брали дочерей их. Таким образом идолопоклонство проникало в среду израильтян (Исх 34:16; Втор 7:4).

3:7 сделали... злое. См. 2:11.

Ваалам и Астартам. См. 2:11, 13 и ком.

3:9 Гофониила. См. ком. к 1:13. Первый судья вышел из колена Иудина. Он был единственным из судей, кто не нарушил завет. Это — еще один аргумент в пользу царствования Давида, принадлежавшего к этому колену.

3:10 Дух Господень. Такими же словами говорится и о призвании на судейство Гедеона, Иеффая и Самсона. От даров Духа Божия судья получал власть для спасения народа (6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14).

был он судьею Израиля. Это выражение в древнееврейском языке означает также «вел», «управлял».

3:11 покоилась земля сорок лет. О мирном времени или отсутствии такового говорится в ст. 30; 5:31; 8:28; 12:7; 15:20; 16:31.

3:12−30 В истории об Аоде автор высмеивает угнетателя народа Божиего. Противопоставление Гофониила, судьи из колена Иудина, выходцу из колена Вениаминова (ст. 15), подчеркивает преимущество руководителя из иудеян над вениаминитянином.

3:12 Еглона, царя Моавитского. Господь укрепил языческого царя, чтобы сделать его орудием Своего гнева.

3:15 левша. Вместо обычного для древнееврейского языка слова, означающего леворукость, здесь буквально сказано: «муж, раненный в правую руку». Выражение это встречается еще раз в 20:16 и также применительно к представителю Вениаминова колена. Поскольку имя Вениамин может быть переведено как «сын правой руки», автор, по-видимому, намеренно использует игру слов о леворуком «сыне правой руки».

3:20 у меня есть до тебя... слово Божие. Не случайно в ст. 19 Аод говорит о «тайном слове», а теперь о «слове Божием». Истинное слово Божие несло расплату тем, кто угнетал народ Божий. Еглон вначале послужил орудием гнева Божия, а затем этот гнев пал на него самого.

3:28 предал Господь. Каждый из главных судей, за исключением Гофониила, в своих речах признает решающую роль Бога в победе Израиля (4:14; 7:15; 11:21−30; 15:18; 16:28).

3:30 покоилась земля восемьдесят лет. См. ком. к ст. 11.

3:31 Самегар, сын Анафов. Самегар упоминается только здесь и в песне (5:6). Поскольку Анат — имя хананейской богини войны, можно предположить, что выражение «сын Анафов» означает не родовое имя, а прозвище этого героя.

шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. Ср. с рассказом о том, как Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (15:15−17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.