Иов 15 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Елифаз из Фемана ответил Иову:
2 «Иов, когда б ты вправду мудрым был, не говорил бы ты слова пустые. Кто мудр, тот не настолько полон пустотой.
3 Ты думаешь, что мудрый стал бы спорить не стоящими ничего словами, речами, которые не значат ничего?
4 Когда бы были у тебя, Иов, только твои пути, никто бы не верил в Бога и не молился бы Ему.
5 Всё, что ты говоришь, твой грех изобличает, ты грех свой скрыть пытаешься, Иов, за умными словами.
6 И нет нужды доказывать, что ты неправ, поскольку собственными же устами ты доказал свою неправоту. Твои уста — против тебя, Иов.
7 Ты думаешь, что ты родился первым, что ты рожден до сотворения холмов?
8 Иов, ты в планы Бога посвящён? Ты думаешь, что лишь один ты мудрый?
9 Иов, мы знаем то, что знаешь ты, мы понимаем то же, что и ты.
10 Все седовласые старики согласны с нами, и даже люди старше твоего отца, и те на нашей стороне.
11 Старается тебя Бог успокоить, но утешения недостаточно тебе. Мы весть тебе передаём от Бога довольно мягкими словами.
12 Ну почему, Иов, не понимаешь ты и почему не можешь видеть правду?
13 Когда ты речи говоришь свои, ты выступаешь против Бога.
14 Не может человек быть безупречным! Не может он праведнее Бога быть!
15 Бог даже Ангелам Своим не доверяет. В сравнении с Богом даже небеса не столь чисты.
16 А человек намного хуже: он отвратителен и грязен, он зло как воду пьёт.
17 Иов, послушай, я поделюсь с тобой всем, что знаю.
18 Тебе о мудростях я расскажу, поведанных и мне. Когда-то предки мудрых всё это рассказали, а эти люди секретов не имели от меня.
19 Они в стране нашей почитаемы, все знают их по именам.
20 И эти люди мудрые сказали: „Злой человек всю свою жизнь страдает. Все годы своей жизни страдает жестокий человек.
21 Его пугает каждый шорох. Враг нападёт, когда он будет думать, что всё спокойно.
22 Он раздражён всегда; нет у него надежды на то, что избежит он темноты. И где-то на земле есть меч, который ждёт часа, чтоб убить его.
23 Из края в край он бродит в поисках еды. Он сознает, что смерть, которую навлёк он на себя, уже близка.
24 Он в страхе от страданий и забот, они напали на него как царь, несущий разрушение.
25 Всё это потому, что Богу он отказался подчиниться, он Богу угрожает кулаком и Всемогущего стремится победить.
26 Подобно воину, который под прикрытием щита, он врага нещадно атакует, намереваясь удар в шею нанести.
27 Богатым, толстым человек быть может,
28 но его город разрушение ждёт, дом его будет уничтожен и опустеет.
29 Не сможет злобный долго быть богатым: ничего из его владений не останется на земле, даже его тени.
30 Он темноты не сможет избежать. Он будет словно дерево, чьи листья больны, и ветер их срывает.
31 Злой, веруя в нестоящие вещи, обманывать себя не должен — он не получит ничего.
32 Преждевременно он потеряет жизнь свою, он станет словно высохшая ветвь, которой уже вовек не зеленеть.
33 Он будет подобен винограднику, теряющему невызревшие гроздья, он будет как олива, у которой опала завязь.
34 Всё потому, что беден тот человек, в котором Бога нет. Дом обожающего взятки сожрёт огонь.
35 Он зло задумывал, хотел другим несчастья, он для других людей вынашивал обман”».

Комментарии МакДональда

Б. Второй круг речей (Гл. 15−21)

Во втором круге речей «утешители» Иова, больше не призывая его к раскаянию, становятся более суровыми и гневными обвинителями. Иов же становится все упрямее.

1. Вторая речь Елифаза (Гл. 15)

15:1−6 Теперь приходит черед Елифаза Феманитянина опять порицать Иова за его тщеславие и за недостаточно благочестивые, бесполезные речи. Обстреливая Иова градом беглых вопросов, Феманитянин высмеивает его мнимое знание, называя его пустым. Хотя дерзкие слова Иова о Боге делают заслуженным тот упрек, что он «отложил и страх», несправедливо обвинять Иова в том, будто бы он «избрал язык лукавых». Если уж что-то и можно сказать не в пользу Иова, так только то, что он слишком непосредственен и несдержан на язык. Но он никак не лицемер! Для него, как и для любого человека, бесполезно было бы притворяться праведным.

15:7−13 Далее Елифаз критикует то, что считает самонадеянностью Иова, слишком высоко оценивающего свои рассуждения, и саркастически спрашивает его, не считает ли Иов себя единственным носителем мудрости. Характеризуя речи трех друзей как «утешения Божии» и «мягкие слова», Елифаз демонстрирует полную свою душевную черствость и непригодность для подлинно сочувственных утешений.

15:14−16 Елифаз повторяет свои соображения из 4:17−19 о святости Бога и греховности человека. Но разве Иов грешен более Елифаза? Райдаут задает вопрос:

«Почему же при этом подразумевается именно Иов, как будто он — величайший из всех грешников? Это, безусловно, гораздо больше похоже на язык лукавых, чем все страстные речи Иова. Пусть бы Елифаз, усевшись рядом с Иовом, признался, что и сам он «нечист и растлен». У несчастного страдальца это, наверное, вызвало бы отклик».

15:17−26 Обращаясь к древней мудрости отцов, Елифаз описывает несчастья, которые неизбежны в жизни беззаконных.

15:27−35 Грозный перечень бед, поджидающих нечестивца, и все эти кары тем ужаснее, чем тяжелее его вина.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.