Иов 15 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Тогда Елифаз из Фемана ответил Иову:
 
И сказал в ответ Элифаз из Темана:

«Иов, когда б ты вправду мудрым был, не говорил бы ты слова пустые. Кто мудр, тот не настолько полон пустотой.
 
«Станет ли мудрец бросать слова на ветер,1 злопыхать утробой, раздутой ветром восточным?2

Ты думаешь, что мудрый стал бы спорить не стоящими ничего словами, речами, которые не значат ничего?
 
Станет ли спорить он с бесполезной речью, со словами, от которых толку нет?

Когда бы были у тебя, Иов, только твои пути, никто бы не верил в Бога и не молился бы Ему.
 
Ведь ты страх пред Богом отверг, молитву ни во что не ставишь!3

Всё, что ты говоришь, твой грех изобличает, ты грех свой скрыть пытаешься, Иов, за умными словами.
 
Нечестие твое научило тебя таким словам, твой язык избрал коварство.4

И нет нужды доказывать, что ты неправ, поскольку собственными же устами ты доказал свою неправоту. Твои уста — против тебя, Иов.
 
Не я — твоя речь обвиняет тебя, твои уста против тебя свидетельствуют!

Ты думаешь, что ты родился первым, что ты рожден до сотворения холмов?
 
Разве ты первым из людей родился? Прежде холмов появился на свет? 5

Иов, ты в планы Бога посвящён? Ты думаешь, что лишь один ты мудрый?
 
Или ты был на совете у Бога6 и один завладел мудростью?

Иов, мы знаем то, что знаешь ты, мы понимаем то же, что и ты.
 
Что ты знаешь такого, что нам неведомо? Или постиг то, что нам неизвестно?

Все седовласые старики согласны с нами, и даже люди старше твоего отца, и те на нашей стороне.
 
Есть и среди нас седовласый и старец, что отца твоего старше!

Старается тебя Бог успокоить, но утешения недостаточно тебе. Мы весть тебе передаём от Бога довольно мягкими словами.
 
Мало тебе утешений Божьих? Ласковых речей7 тебе недостаточно?

Ну почему, Иов, не понимаешь ты и почему не можешь видеть правду?
 
Куда же возносит тебя твой разум? Почему глаза твои смотрят дерзко?8

Когда ты речи говоришь свои, ты выступаешь против Бога.
 
И ты гнев9 свой обращаешь на Бога, а уста твои извергают такие речи!

Не может человек быть безупречным! Не может он праведнее Бога быть!
 
Что есть человек? Разве может он быть чист? Рожденный женщиной, разве может он быть праведен?

Бог даже Ангелам Своим не доверяет. В сравнении с Богом даже небеса не столь чисты.
 
Бог и святым Своим не доверяет, даже небеса перед взором Его не чисты!

А человек намного хуже: он отвратителен и грязен, он зло как воду пьёт.
 
Тем более человек — порочный и растленный, что злодейство пьет, словно воду!

Иов, послушай, я поделюсь с тобой всем, что знаю.
 
Расскажу тебе, а ты меня послушай! О том, что видел сам, тебе поведаю,

Тебе о мудростях я расскажу, поведанных и мне. Когда-то предки мудрых всё это рассказали, а эти люди секретов не имели от меня.
 
что возвещали мудрецы, не скрыв того, что их отцы рассказывали им!10

Они в стране нашей почитаемы, все знают их по именам.
 
Им одним отдана была земля, и чужого среди них не было!

И эти люди мудрые сказали: „Злой человек всю свою жизнь страдает. Все годы своей жизни страдает жестокий человек.
 
Нечестивец всю жизнь свою мучается, и злодею отпущено немного лет!

Его пугает каждый шорох. Враг нападёт, когда он будет думать, что всё спокойно.
 
В ушах его стоит крик ужаса, нападет на него губитель в мирное время.

Он раздражён всегда; нет у него надежды на то, что избежит он темноты. И где-то на земле есть меч, который ждёт часа, чтоб убить его.
 
Он не надеется из тьмы вернуться, меч его настигнет!11

Из края в край он бродит в поисках еды. Он сознает, что смерть, которую навлёк он на себя, уже близка.
 
Брошен он на съедение стервятникам,12 знает, что уготована ему погибель. День мрака

Он в страхе от страданий и забот, они напали на него как царь, несущий разрушение.
 
его ужасает, беда13 и горе его одолели, словно царь, бросившийся в битву.14

Всё это потому, что Богу он отказался подчиниться, он Богу угрожает кулаком и Всемогущего стремится победить.
 
Потому что на Бога поднял он руку, перед Всесильным похвалялся силой,

Подобно воину, который под прикрытием щита, он врага нещадно атакует, намереваясь удар в шею нанести.
 
вышел против Него горделиво, с крепким щитом изогнутым.

Богатым, толстым человек быть может,
 
И пусть лицо его лоснится от жира и бедра его разжирели,

но его город разрушение ждёт, дом его будет уничтожен и опустеет.
 
он будет обитать в городах опустошенных, в домах, где никто не живет, обреченных в развалины превратиться.

Не сможет злобный долго быть богатым: ничего из его владений не останется на земле, даже его тени.
 
Не будет у него богатства, и силы15 у него не станет, и тени его16 на земле не останется.

Он темноты не сможет избежать. Он будет словно дерево, чьи листья больны, и ветер их срывает.
 
Не спастись ему от мрака, ветви его17 огонь иссушит, и цвет его будет унесен ветром.18

Злой, веруя в нестоящие вещи, обманывать себя не должен — он не получит ничего.
 
Пусть впустую не надеется, не обманывается, ибо всё впустую.

Преждевременно он потеряет жизнь свою, он станет словно высохшая ветвь, которой уже вовек не зеленеть.
 
Увянет он рано, до срока,19 на ветвях его не будет листьев.

Он будет подобен винограднику, теряющему невызревшие гроздья, он будет как олива, у которой опала завязь.
 
Будет он словно лоза, что лишилась неспелых ягод, словно маслина, у которой цвет отрясли.

Всё потому, что беден тот человек, в котором Бога нет. Дом обожающего взятки сожрёт огонь.
 
Ибо скопище безбожников бесполезно, и огонь пожрет шатер взяточника.

Он зло задумывал, хотел другим несчастья, он для других людей вынашивал обман”».
 
Ибо зачинают они преступление, рождают злодеяние, утроба их вынашивает вероломство».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: отвечать знанием ветреным.
2  [2] — Восточный ветер — сирокко, или хамсин, засушливый, знойный ветер из пустыни, дующий в Палестине в период межсезонья. Вся строка — вероятно, пословица (ср. 32:18), общий смысл которой — говорить безудержно, запальчиво и ожесточенно. Ср. также Исх 14:21; Ос 13:15; Ион 4:8; Иер 18:17.
4  [3] — Или: не думаешь о Боге (как будто Его нет).
5  [4] — Или: ты избрал коварный язык; или: (твой грех) избрал коварный язык.
7  [5] — Эта строка почти дословно повторяет Притч 8:25 (вторую часть), где речь идет о Премудрости Божьей, которая была у Бога уже при сотворении мира.
8  [6] — Среди Его небесной свиты (ср. 1:6−12; 2:1−6; 4Цар 22 и др.); быть может, Элифаз имеет в виду небесный совет у Бога при сотворении мира.
11  [7] — Вероятно, так Элифаз называет свою предыдущую речь и речи друзей Иова. Теперь Элифаз будет говорить весьма сурово и не утешать Иова, как это было в первой речи, но обвинять.
12  [8] — Масоретский текст неясен, перевод предположителен. Друг. возм. пер.: почему глаза твои тебя обманывают.
13  [9] — Букв.: дух.
18  [10] — Букв.: и не сокрыли (учение, которое приняли) от своих отцов. Ср. 8:8, Пс 43:1.
22  [11] — Ср. Ис 1:20.
23  [12] — Так по друг. чтению (и в LXX). Масоретский текст: скитается он в поисках хлеба, и негде (взять его).
24  [13] — Друг. чтение: погибель в день мрака. 24 Ужасает его беда
24  [14] — Масоретский текст неясен, перевод предположителен. Друг. возм. пер.: готовый к битве.
29  [15] — Букв.: состояние / имущество.
29  [16] — Пер. по друг. чтению. В масоретском тексте слово, которое можно перевести как «владение его».
30  [17] — Или: побеги, в знач. потомство, дети.
30  [18] — Друг. чтение: последний вздох из уст своих он испустит.
32  [19] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: будет отплачено ему до срока.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.