Иов 21 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

И ответил Иов:
 
И сказал в ответ Иов:

«Слушайте слова мои внимательно, и это будет мне утешеньем от вас.
 
«Прислушайтесь к речам моим! Хотя бы этим вы меня утешите!

Будьте терпеливы, когда я говорю, а когда скажу, можете надо мной смеяться.
 
Потерпите меня, пока я говорю, а когда скажу — что ж, тогда глумитесь!

Разве я жалуюсь на человека? Нет! Есть веская причина тому, что я нетерпелив!
 
Разве на людей я сетую?1 И как мне оставаться спокойным?

Взгляните на меня и в удивлении замрите, от потрясения рукой прикройте рот.
 
Посмотрите на меня и ужаснитесь, рот свой рукой прикройте!

Стоит мне подумать, я ужасаюсь и начинаю весь дрожать.
 
Едва вспомню, меня бросает в дрожь, и трепет плоть мою сотрясает.

Почему злобные доживают до старости и сила их не ослабевает?
 
Почему нечестивцы живут до глубокой старости и, кажется, с годами лишь крепнут?

Они видят детей своих вокруг себя, и внуки у них перед глазами.
 
Дети их подле них благополучны, внуки их — перед их очами.

Их дома не ведают страха, и Божье наказание им не грозит.
 
В их домах царит мир и спокойствие, и жезл Божий на них не обрушивается.

Их быки всегда в силе, и коровы приносят телят.
 
Быки у них породистые, осеменяют постоянно, коровы их телятся, и выкидышей не бывает у них.

Их дети резвятся гурьбой подобно стаду овечек, а их малыши танцевать идут.
 
Детям их вольготно повсюду,2 словно стадо овчее, резвятся они.

Они поют под звуки тамбуринов и арф, они веселятся под пение флейты.
 
Поют они, на бубнах и цитрах3 играют, под звуки свирели радуются.

И годы их проходят в благоденствии, и с миром уходят они в могилы.
 
Все дни их проходят в счастье, и в Шеол они сходят без мучений.4

И говорят они Богу: „Оставь нас в покое, мы не желаем подчиняться воле Твоей.
 
Говорят они Богу: „Отойди от нас прочь! Не желаем мы знать путей Твоих!

Кто Он Такой, этот Бог Всемогущий, чтобы мы служили Ему? Нам не помогут молитвы к Нему!”
 
Кто это такой Всесильный, чтобы Ему служить? Какой прок молиться Ему?“

Верно, что их успех не у них в руках, и я воздерживаюсь от советов нечестивых.
 
Но ведь не в их власти счастье!5 Чужды мне замыслы нечестивцев!..6

И все же, как часто Господь задувает свет для злобных? Как часто к ним несчастья приходят, и часто ли в гневе наказывает их Господь?
 
Часто ли светильник у нечестивцев гаснет и приходит ли к ним несчастье? И обрекает ли Бог их во гневе Своем на страдания?

Как часто уподоблены они соломе, несомой ветром, иль пыли, сметённой ураганом?
 
Иль становятся они подобны соломе на ветру, мякине, гонимой вихрем?7

Ты говоришь: „Бог детей наказывает за отцов”. Пусть же Он накажет злого человека, чтобы тот знал, за что наказан он.
 
Скажете: „Бог для детей злодея приберег кару…“8 Лучше бы Он покарал его самого, чтобы сам злодей изведал горе!

Пусть сам увидит он своё крушение, и выпьет Всемогущего он гнев.
 
Пусть своими глазами беду увидит, гнев Всесильного пусть он сам изопьет!

Ему нет дела до семьи, когда к концу подходят его дни.
 
Какое дело ему до семьи после смерти, когда дни жизни9 его окончатся?

Кто может Бога мудрости учить, если судит Он высоко сидящих?
 
Скажете: „Бога ли учить мудрости,10 когда Он судит и тех, кто на высоте обитает? ..“

Один умирает в полноте своих сил, в безопасности и покое.
 
Один до самой смерти полон сил,11 спокоен и счастлив,

Тело его хорошо накормлено, и кости всё ещё крепки.
 
тело его молочно бело, кости его сочны.

Другой же умирает в горечи, не успев ничему порадоваться.
 
А другой умирает в муках, так и не вкусив добра…

Но рядом в прахе они лежат, и черви их покрывают.
 
Оба они во прах лягут, тела обоих покроются червями.

Я ваши мысли знаю хорошо и ваши планы причинить мне боль.
 
Знаю я ваши мысли и ухищренья, которыми вы меня одолеть пытаетесь.

Вы скажете: „Где дом праведника и где шатёр, в котором обитает грешник?”
 
Говорите вы: „Где же дом этого знатного? Где шатер, в котором обитал нечестивец?“

Вы, конечно же, наслушались историй путешественников и, конечно же, верите их рассказам о том,
 
Разве вы не расспрашивали путников или не принимаете их свидетельство,

что злобных дни несчастий не коснутся, дни гнева Божьего их не затронут.
 
что в день погибели пощажен бывает злодей12 и в день гнева13 оставлен в живых?..

Никто в лицо жестокого не судит за сделанное зло.
 
Только кто в лицо ему скажет о его преступленьях? Кто воздаст ему за все его деянья?

Когда его хоронят, у его могилы ставят стражу.
 
Хоронят его в богатой гробнице и у могильного камня ставят стражу.

И твёрдая земля долины ему приятна, и тысячи людей его проводят до могилы.
 
Сладок сон его во прахе земли, все идут за ним,14 и тех, кто перед ним, не счесть.

Как же вашими пустыми словами вы хотели меня успокоить? Ответ ваш мне не помогает!»
 
Разве утешите вы меня пустыми словами, ответами, в которых одна лишь ложь?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: разве жалобу мою (я направляю) к человеку.
11  [2] — Букв.: малышей своих они выпускают. Ср. Ис 32:20.
12  [3] — Или: лирах. Цитра и лира — древние струнные инструменты. Играя на одном из таких инструментов, юный Давид успокаивал приступы безумия у Саула, см. 1Цар 16:23.
13  [4] — Букв.: мгновенно. В этих словах присутствует скрытая ирония: «смерть нечестивцев быстрая… после долгой и счастливой жизни».
16  [5] — Или: и что же, не владеют они своим добром?
16  [6] — Букв.: совет нечестивцев далек от меня. Ср. LXX: но Он (т. е. Господь) не благоволит к делам нечестивых. Друг. возм. пер.: как же далеки от Бога замыслы нечестивцев! Ср. также Пс 1:1.
18  [7] — Ср. Пс 1:4.
19  [8] — Эти слова явно принадлежат друзьям Иова, ср. 5:4 (Элифаз); 20:10 (Цофар), ср. также Исх 20:5.
21  [9] — Букв.: число месяцев.
22  [10] — Иов цитирует слова друзей, а возможно, они возражают ему прямо по ходу его речи. LXX: разве не Бог учит пониманию / проницательности…
23  [11] — Или: умирает в расцвете сил.
30  [12] — Друг. возм. пер.: на день беды прибережен злодей.
30  [13] — Имеется в виду «день гнева Господнего». Ср. 20:28; Притч 16:4; Рим 2:5; 2Пет 2:9.
33  [14] — По-видимому, эта фраза намеренно двусмысленная. С одной стороны, говорится о похоронной процессии, с другой — много было таких людей в прошлом и будет в будущем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.