1 да Цімахвея 6 глава

Першае Пасланьне Паўлы да Цімахвея
Пераклад Л. Дзекуць-Малея → Лингвистический. Роджерс

Пераклад Л. Дзекуць-Малея

1 Рабы́, што пад ярмом, павінны лічыць паноў сваіх годнымі ўсякае пашаны, каб ня было ганьбаваньня на імя Божае і на навуку.
2 Тыя-ж, што ве́рных маюць за паноў, няхай ня будуць нядбалымі, бо яны — браты; але тым бале́й няхай паслугуюць ім, што яны ве́рныя і ўмілаваныя, прымаючы дабро. Гэтага навучай і заклікай.
3 Калі-ж хто навучае інакш і ня йдзе́ за здаровымі словамі Госпада нашага Ісуса Хрыста і за навукай аб багабойнасьці,
4 той загардзе́ў, нічога ня ве́даючы, але хворы на змаганьне і спрэчкі, ад чаго бывае зайздрасьць, сварка, лаянкі, благія падазрэньні,
5 пустыя гутаркі між людзьмі папсаванага розуму, што згубілі праўду і думаюць, быццам багабойнасьць служыць дзеля прыбытку. Ухіляйся ад гэтакіх.
6 Вялікі-ж набытак быць багабойным і здаволеным.
7 Бо мы нічога ня прыне́сьлі на сьве́т; дык ясна, што й нічога вы́нясьці ня можам.
8 Маючы-ж ежу і вопратку, будзем здаволены гэтым.
9 Тыя-ж, што жадаюць узбага́чвацца, па́даюць у спакушэньне і ў се́ці, і ў многія неразумныя і шкадлівыя пажаданьні, што топяць людзе́й у зьніштажэньні й загубе;
10 бо корань усяго благога ёсьць срэбралюбства, аддаўшыся якому некаторыя ўхіліліся ад ве́ры і самі сябе́ аддалі на многія мукі.
11 Ты-ж, чалаве́ча Божы, уцякай ад гэтага, але пасьпява́й у праўдзе, багабойнасьці, ве́ры, любві, цярплівасьці, ціхасьці;
12 змагайся добрым змаганьнем ве́ры, дзяржыся за жыцьцё ве́чнае, да якога ты і пакліканы, дый ты вызнаў добрае вызна́ньне перад многімі сьве́дкамі.
13 Перад Богам, усё ажыўляючым, і перад Хрыстом Ісусам, Які засьве́дчыў перад Понцкім Пілатам добрае вызнаньне, загадываю табе́
14 захаваць гэту запаведзь чыстай, беззаганнай, аж да зьяўле́ньня Госпада нашага Ісуса Хрыста,
15 якое ў свой час адкрые шчасьлівы й адзіны магутны Цар Цароў і Госпад гаспадароў,
16 адзіны, што ма́е несьмяротнасьць, жыве́ ў сьвятле́ недаступным, якога ніхто із людзе́й ня бачыў і бачыць ня можа. Яму чэсьць і дзяржава ве́чная. Амін.
17 Багатым у гэтым ве́ку загадывай, каб яны ня думалі шмат аб сабе́, ані спадзяваліся на багацьце няпэўнае, але на Бога Жывога, што дае́ нам усё шчодра дзеля ўслады;
18 каб яны рабілі дабро, багаце́лі добрымі ўчынкамі, былі шчодрыя, дзяліліся,
19 зьбіраючы сабе́, як скарб, добры грунт дзеля будучыны, каб дастаць жыцьцё ве́чнае.
20 О, Цімахве́ю, захоўвай пераданае табе́, ухіляючыся ад паганага пустаслоўя і перакорлівасьці фальшывага знаньня,
21 пахваляючыся якім, некаторыя ўхіліліся ад ве́ры. Ласка з табою. Амін.

Лингвистический. Роджерс

1 ὅσος (G3745) какой, который. Местоимение обозначает всех, принадлежащих к определенному классу или группе.
ζυγός (G2218) ярмо, иго. Метафора «под игом» обозначает рабство, плен, так как пленные должны были пройти под копьями, составленными в форме арки ворот. Для того, чтобы «пройти под ярмом», надо было низко склонить головы (SCS*, 31; ABD*, 6:1026−27). Античные речи о рабстве см.* в DC* 10. 14, 15; Seneca, Epistle 47; 1Кор 7:21; Флм 21; DPL*, 881−83).
δεσπότης (G1203) хозяин.
ἡγείσθωσαν praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἡγέομαι (G2233) считать, подводить итоги, почитать.
διδασκαλία (G1319) учение, доктрина.
βλασφημῆται praes.* conj.* pass.* от βλασφημέω (G987) хулить, богохульствовать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель или результат.
2 ἔχοντες praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь.
καταφρονείτωσαν praes.* imper.* act.* от καταφρονέω (G2706) недооценивать, презирать. Обращаться с кем-л. без должного уважения, подобающего положению этого человека (Kelly*). Praes.* imper.* с отр. запрещает длительное или привычное действие (MKG*, 272f).
μᾶλλον (G3123) comp.* скорее, больше. Это слово имеет усилительное значение и указывает, что хозяину-христианину надо служить больше, то есть лучше (Ellicott*; RW*).
δουλευέτωσαν praes.* ind.* act.* от δουλεύω (G1398) служить.
εὐεργεσία (G2108) хорошая работа, хорошая служба, доброе дело, благо. Подразумевается доброта и гуманность не хозяина, а рабов, проявляющаяся в их хорошей службе (Lock*). Это благо — их дар хозяину (BBC*).
ἀντιλαμβανόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от ἀντιλαμβάνω (G482) участвовать, практиковать, посвящать себя; здесь: «те, кто посвятил себя доброте» (BAGD*).
δίδασκε praes.* imper.* act.* от διδάσκω (G1321) учить.
παρακάλει praes.* imper.* act.* от παρακαλέω (G3870) ободрять, побуждать. Praes.* imper.* призывает к длительному или привычному действию.
3 ἑτεροδιδασκαλεῖ praes.* ind.* act.* от ἑτεροδιδασκαλέω (G2085) учить другой доктрине, учить совершенно другому учению, учить чему-л. еретическому или ложному (Fairbairn*).
προσέρχεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от προσέρχομαι (G4334) приходить к, приближаться, привязываться, соглашаться (Guthrie*). Гл.* в ind.* используются в cond.* 1 типа, которое предполагает реальность условия.
ὑγιαίνουσιν praes.* act.* part.* от ὑγιαίνω (G5198) быть в добром здравии, быть здоровым (см.* 3Ин 2).
εὐσέβεια (G2150) набожность (см.* 1Тим 4:7).
4 τετύφωται perf.* ind.* pass.* от τυφόω (G5187) пыжиться, гордиться (см.* 1Тим 3:6).
ἐπιστάμενος praes.* pass.* (dep.*) part.* от ἐπίσταμαι (G1987) знать, понимать.
νοσῶν praes.* act.* part.* от νοσέω (G3552) болеть, страдать, иметь слабость к чему-л. (BAGD*). Заболеванием в данном случае является интеллектуальное любопытство, тяга к пустякам (EGT*).
ζήτησις (G2214) поиск, размышление. Это забота псевдоинтеллектуальным теоретизированием (Kelly*; см.* 1Тим 1:4).
λογομαχία (G3055) словесная война, словесная борьба.
φθόνος (G5355) зависть.
ἔρις (G2054) схватка.
βλασφημία (G988) хула, богохульство (TLNT*).
ὑπόνοια (G5283) подозрительность. Предложное сочетание указывает на ход мыслей (MH*, 327).
5 διαπαρατριβή (G3859) взаимная раздражительность, длительные ссоры, настойчивые споры (RW*; EGT*; Kelly*; MH*, 303).
διεφθαρμένων perf.* pass.* part.* от διαφθείρω (G1311) портить. Perf.* подчеркивает завершенное состояние или условие.
νοῦς (G3563) ум, понимание.
ἀπεστερημένων perf.* pass.* part.* от ἀποστρέφω (G650) воровать, красть, лишать.
νομιζόντων praes.* act.* part.* от νομίζω (G3543) полагать.
πορισμός (G4200) средства получения выгоды.
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть.
6 αὐτάρκεια (G841) довольствие, самодостаточность. Это термин греч.* философии, обозначающий независимость от обстоятельств, свойственную мудрому человеку (Kelly*; Dibelius*; Spicq*; Флп 4:11).
7 εἰσηνέγκαμεν aor.* ind.* act.* от εἰσφέρω (G1533) вносить.
ἐξενεγκεῖν aor.* act.* inf.* от ἐκφέρω (G1627) выносить из. Об иудейских и языческих параллелях см.* Kelly*; SB*, 3:655; NW*, 2, 1:944−48.
8 ἔχοντες praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь. Adj.* part.* подчеркивает качество или характерную черту.
διατροφή (G1305) пища, питание.
σκέπασμα (G4629) то, что покрывает, одежда.
ἀρκεσθησόμεθα fut.* ind.* pass.* от ἀρκέω (G714) pass.* быть довольным, быть удовлетворенным. Будущее, вероятно, имеет значение imper.*, как оно используется в законе ВЗ (BG*, 94; EGT*).
9 βουλόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от βούλομαι (G1014) хотеть, намереваться, с inf.*
πλουτεῖν praes.* act.* inf.* от πλουτέω (G4147) быть богатым, процветать. Inf.* как дополнение к part.* (DPL*, 826−27; BBC*).
ἐμπίπτουσιν praes.* ind.* act.* от ἐμπίπτω (G1706) падать во что-л. Praes.* указывает на то, что происходит обычно или всегда.
πειρασμός (G3986) искушение.
παγίδα sing.* acc.* от παγίς (G3803) западня, ловушка.
ἐπιθυμία (G1939) сильное желание.
ἀνόητος (G453) неразумный (см.* Гал 3:1).
βλαβερός (G983) вредный.
βυθίζουσιν praes.* ind.* act.* от βυθίζω (G1036) тащить на дно, погружаться, тонуть. Это образ человека, тонущего в море (Kelly*; RW*).
ὄλεθρος (G3639) уничтожение.
ἀπώλεια (G684) погибель. Эти два слова используются для обозначения неотвратимой гибели (Guthrie*).
10 ῥίζα (G4491) корень. Praed.* nom.* без артикля подчеркивает особенность или качество (см.* Ин 1:1; также GGBB*, 265).
κακός (G2556) зло. Pl.* здесь обозначает разные виды зла (Kelly*).
φιλαργυρία (G5365) любовь к деньгам Автор «Сентенций Псевдо-Фосилида» пишет: «Любовь к деньгам — мать всех зол (ἡ φιλοχρημοσύνη μήτηρ κακότητος ἀπάσης). Золото и серебро всегда были соблазном для человека. Золото, источник зла (κακῶν ἀρχηγέ) разрушитель жизни, погибель всего, о, если бы ты не было столь желанным бедствием для смертных! Ради тебя происходят сражения, грабежи и убийства, и дети становятся врагами родителей, а братья нападают на своих сородичей» (The Sentences of Pseudo Phocylides, 42−45; SPP, 91; о других параллелях этого высказывания см.* Lock*; Kelly*; Dibelius*; NW*, 2, 1:953−59; DCNT*, 211; см.* 1Тим 3:8).
ὀρεγόμενοι praes.* med.* part.* от ὀρέγω (G3713) достигать чего-л., желать чего-л. Дополнение в gen.* (см.* 1Тим 3:1).
ἀπεπλανήθησαν aor.* ind.* pass.* от ἀποπλανάω (G635) сбивать с толку.
περιέπειραν aor.* ind.* act.* от περιπείρω (G4044) терзать (RW*).
11 φεῦγε praes.* imper.* act.* от φεύγω (G5343) убегать. Praes.* imper.* предполагает длительное или привычное действие.
δίωκε praes.* imper.* act.* от διώκω (G1377) гнать, преследовать.
ὑπομονή (G5281) терпение, выносливость (см.* 2Фес 1:4).
πραϋπαθία (G4236) кротость, мягкость (см.* 2Кор 10:1; Гал 5:23).
12 ἀγωνίζου praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἀγωνίζομαι (G75) проводить соревнование, сражаться, бороться, воевать. Имеются в виду усилия, которые применяются для провозглашения благой вести (AM*, 178f).
ἀγών (G73) сражение, соревнование. В противоположность тем, что стремится к материальной наживе, оружием Тимофея являются праведность, набожность, вера, любовь, терпение и кротость (AM*, 178).
ἐπιλαβοῦ aor.* imper.* med.* (dep.*) от ἐπιλαμβάνω (G1949) держаться, хватать (RW*). Это не будущая награда которая ждет в конце ἀγών, а нечто уже завоеванное и схваченное в текущей борьбе веры (AM*, 179f).
ἐκλήθης aor.* ind.* pass.* от καλέω (G2564) звать.
ὡμολόγησας aor.* ind.* act.* от ὁμολογέω (G3670) соглашаться, признавать.
ὁμολογία (G3671) соглашение, признание. Это признание Иисуса Мессией (ECC*, 133).
13 παραγγέλλω (G3853) praes.* ind.* act.* обучать, повелевать, наставлять (см.* 1:3).
ζῳογονοῦντος praes.* act.* part.* от ζῳογονέω (G2225) давать жизнь, оживлять.
μαρτυρήσαντος aor.* act.* part.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать, удостоверять.
14 τηρῆσαι aor.* act.* inf.* от τηρέω (G5083) хранить. Inf.* используется как дополнение гл.* παραγγέλλω, в косвенном повелении (RW*).
ἄσπιλος (G784) без погрешности.
ἀνεπίλημπτος (G423) безупречный (см.* 3:2).
ἐπιφάνεια (G2015) проявление, явление. В эллинистических религиях того времени это был термин для обозначения явления бога и царя (Kelly*; также 2Фес 2:8).
15 καιρός (G2540) время, период, подходящий момент.
δείξει fut.* ind.* act.* от δείκνυμι (G1166) показывать.
μακάριος (G3107) счастливый, блаженный.
δυνάστης (G1413) могущественный. Это некто, правящий с помощью своего могущества (Guthrie*).
βασιλευόντων praes.* act.* part.* (subst.*) от βασιλεύω (G935) быть царем, царствовать.
κυριευόντων praes.* act.* part.* (subst.*) от κυριεύω (G2961) быть господином, господствовать.
16 ἀθανασία (G110) бессмертие (BS*, 293).
οἰκῶν praes.* act.* part.* от οἰκέω (G3611) пребывать.
ἀπρόσιτος (G676) недостижимый (SB*, 3:656).
εἶδεν aor.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
ἰδεῖν aor.* act.* inf.* от ὁράω (G3708) видеть. Inf.* как дополнение к последующему гл.*
δύναται praes.* ind.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
κράτος (G2904) сила (см.* Еф 1:19).
17 πλούσιος (G4145) богатый.
παράγγελλε praes.* imper.* act.* от παραγγέλλω (G3853) давать указания, наставлять, повелевать (BAGD*; см.* 1:3).
ὑψηλοφρονεῖν praes.* act.* inf.* от ὑψηλοφρονέω (G5309) думать высоко, быть высокого мнения, быть гордым и высокомерным.
ἠλπικέναι perf.* act.* inf.* от ἐλπίζω (G1679) надеяться; perf.* «возлагать свои надежды на что-л. или кого-л. и продолжать надеться» (Ellicott*).
ἀδηλότης (G83) нечто неточное. От adj.* со знач. «невидимый», «неразличимый», «незаметный», «не проявленный», «нечеткий» (AS*).
παρέχοντι praes.* act.* part.* от παρέχω (G3930) давать, дарить, причинять, приносить кому-л. что-л. (BAGD*).
πλουσίως (G4146) богато, adv.* от πλούσιος.
ἀπόλαυσις (G619) наслаждение, удовольствие.
18 ἀγαθοεργεῖν praes.* act.* inf.* от ἀγαθοεργέω (G14) делать хорошее, делать добрые дела, делать нечто благородное и достойное хвалы (Fairbairn*).
εὐμετάδοτος (G2130) щедрый, благородный, готовый поделиться (MM*).
κοινωνικός (G2843) готовый поделиться, щедро дающий (BAGD*; MH*, 378).
19 ἀποθησαυρίζοντας praes.* act.* part.* от ἀποθησαυρίζω (G597) хранить, копить богатства. Предложное сочетание обозначает сокровища в их совокупности, которые надо взять и посвятить служению Богу и облегчению положения бедных, таким образом будет создан твердый фундамент для будущего (Ellicott*; Kelly*).
θεμέλιος (G2310) основание.
μέλλον praes.* act.* part.* от μέλλω (G3195) собираться. Здесь: грядущее, будущее.
ἐπιλάβωνται aor.* conj.* med.* от ἐπιλαμβάνω (G1949) ухватывать, держаться за.
ὄντως (G3689) adv.* истинно (относится к είμι).
20 παραθήκη (G3866) то, что ставится рядом, отдается на хранение, доверяется. Это юридический термин, означающий, что кто-л. что-л. доверяет на хранение другому человеку (Kelly*; BBC*; MM*).
φύλαξον aor.* act.* ind.* от φυλάσσω (G5442) хранить.
ἐκτρεπόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ἐκτρέπω (G1624) уходить с дороги, убегать. Part.* описывает образ действия или средства.
βέβηλος (G952) то, что доступно всем, мирское (см.* 1:9).
κενοφωνία (G2757) пустой разговор, пустая болтовня (RWP*).
ἀντίθεσις (G477) противоречие, возражение.
ψευδώνυμος (G5581) под ложным именем.
γνῶσις (G1108) знание.
21 ἐπαγγελλόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от ἐπαγγέλλω (G1861) объявлять, провозглашать, проповедовать.
ἠστόχησαν aor.* ind.* act.* от ἀστοχέω (G795) не достигать цели, не удаваться, сбиваться с пути (см.* 1:6).

Примечания:

 
Пераклад Л. Дзекуць-Малея
Да Цімахвея першае напісана з Ляодыкіі, што ёсьць сталічнае места Фрыгіі Пакатыянскае.
 
 


2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.