— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Отпусти Мой народ, чтобы он устроил Мне праздник в пустыне».
— Кто такой Господь, чтобы мне слушаться Его и отпустить Израиль? Я не знаю Господа и не отпущу Израиль.
— Бог евреев явился нам. Отпусти нас на три дня в пустыню принести жертвы Господу, нашему Богу, чтобы Он не наказал нас мором или мечом.
— Моисей и Аарон, зачем вы отвлекаете народ от работы? Ступайте работать!
— Народ стал ныне многочисленным, а вы хотите, чтобы он перестал работать.
— Вот что говорит фараон: «Я больше не буду давать вам солому.
— Выполняйте каждый день такую же норму, как и тогда, когда у вас была солома.
— Почему ни вчера, ни сегодня вы не сделали такого же количества кирпичей, как и прежде?
— Зачем ты так поступаешь со своими слугами?
— Лентяи, вот вы кто — лентяи! Поэтому вы и говорите: «Пойдем, принесем жертву Господу».
— Пусть Господь увидит, что вы наделали, и накажет вас. Вы сделали нас ненавистными фараону и его приближенным. Вы вложили им в руки меч, чтобы они убили нас.
— Владыка, зачем Ты навел на этот народ беду? Для чего Ты послал меня?
Стих 1
Спрашивается, каким образом Бог говорит народу, что Он выведет их из Египта в землю Ханаанскую, а фараону говорит, что они хотят выйти в пустыню на три дня пути, чтобы принести Богу жертву по Его требованию (18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Исх 3:18). Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал, что фараон собирается делать, так как Он предвидел, что фараон не согласится отпустить народ, сначала было сказано то, что произошло бы, если бы он отпустил их. Непреклонность фараона и его людей заслужила, чтобы все произошло так, как последовательно свидетельствует Писание. Итак, Бог действительно приказывает то, что, как Он знает, не будет выполнено тем, кому Он приказывает, чтобы последовал справедливый суд.
Вопросы на Семикнижие, Сl.0270,2.Quaest.Exodi.13.73
Стих 9
Хорошие и плохие делают одно и то же и претерпевают одно и то же, и должны различаться не по делам и наказаниям, но, по крайней мере, по причинам. Фараон обременял народ Божий тяжелыми работами, а Моисей подвергал этот же народ за его нечестие строгим наказаниям (27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. Исх 32:27). Они творили одно и то же, но не хотели одного и того же — помочь: тот был вдохновлен властью, а этот — воспламенен любовью.
Источник: Послания 93, СSEL 34.2:450
Стих 22
Слова, которые Моисей говорит Господу, не являются словами непокорности и негодования, но поиска и молитвы, что явствует из того, что Господь ему ответил. Он не обвинил его в неверии, но открыл то, что ему надо будет сделать.
Источник: Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270,2. Quaest. Exodi. 14.184