От Марка 4 глава

От Марка
Слово Жизни → Комментарии Джона Райла

Слово Жизни

1 Иисус опять учил у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а вся толпа слушала Его с берега.
2 Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:
3 — Послушайте, один человек вышел в поле сеять.
4 Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их.
5 Другие зерна упали на каменистую почву, где было мало земли. Они быстро проросли, потому что земля у них была неглубока,
6 но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те увяли и засохли, так как у них не было глубоких корней.
7 Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не взошли.
8 Но семена, которые упали на плодородную почву, взошли, выросли и дали урожай, принеся в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно!
9 Потом Иисус добавил: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
10 Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.
11 Иисус ответил: — Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, все дается в притчах,
12 чтобы "они даже видя, не увидели, и слыша, не поняли; чтобы они не обратились, и не были бы прощены".
13 Потом Иисус спросил: — Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи?
14 Сеятель сеет слово.
15 Те, что на обочине, как только услышат слово, так приходит сатана и похищает посеянное.
16 Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью.
17 Но они не имеют в себе корня, и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда они сталкиваются с трудностями или преследованиями за слово, они сразу же отступаются.
18 Третьи — как семена, попавшие в терновник. Они слышат слово,
19 но повседневная суета, любовь к богатству и прочие страсти заглушают в них слово, делая его бесплодным.
20 A есть люди, похожие на семена, посеянные в плодородную почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.
21 Затем Он сказал: — Разве для того вносят в дом свечу, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Наоборот, ее ставят на подсвечник.
22 Все тайное станет явным, и все скрытое выйдет наружу.
23 Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит.
24 Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какою мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено, и даже прибавлено.
25 У кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет — у того будет отнято и то, что у него есть.
26 Еще Он сказал: — Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.
27 Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,
28 ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,
29 и когда наступает жатва, человек приходит с серпом жать.
30 Иисус продолжал: — С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его?
31 Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно гораздо меньше всех других семян,
32 но когда вырастает, то становится больше всех огородных растений и раскидывает такие большие ветви, что птицы могут вить гнезда в их тени.
33 Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять.
34 Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со своими учениками, Он все им объяснял.
35 В тот же день, вечером, Иисус сказал своим ученикам: — Давайте переправимся на другую сторону озера.
36 Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки.
37 Вдруг на озере поднялся сильный шторм. Волны били о борта лодки, и ее стало заливать.
38 A Иисус в это время спал на корме, подложив что-то под голову. Ученики разбудили Его: — Учитель! Тебе что, все равно, что мы гибнем?
39 Проснувшись, Иисус запретил ветру дуть и приказал озеру: — Умолкни! Перестань! В тот же момент ветер стих, и наступил полный штиль.
40 — Ну, что вы испугались? — сказал Он ученикам. — Где же ваша вера?
41 Перепуганные ученики спрашивали друг друга: — Да кто же Он такой, что и ветер и море Ему повинуются?

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 4:1−20

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

В этом отрывке содержится притча о сеятеле. Наверное, ни одна из притч Иисуса Христа не известна так хорошо, как эта. Притча о сеятеле, как никакая другая, легка для понимания благодаря простым и ясным образам, использованным в ней *. Она никогда и нигде не утеряет своей значимости: до тех пор, пока будет существовать церковь Христова, и везде, где будут христиане, эта притча будет находить применение.

(*«Наш Спаситель использует образы из повседневной жизни, говорит о том, что привычно человеку: о сеятеле, о его труде, о посеве семян, о почве, о росте, об увядании, об ожиданиях сеятеля. Это помогает человеку усваивать духовные наставления. Для Христа нет ничего земного, чего Он не мог бы использовать, чтобы направить наши мысли к небесному. Он не мог смотреть на солнце, ветер, огонь, воду, курицу, горчичное зерно, динарий, свадебную церемонию, труд рабов, пир, детей, просящих у своего отца хлеба и рыбу, без того, чтобы с помощью их лишний раз не помочь нам укрепиться в вере.

Земное должно обращать нас к небесному. Книгу природы мы должны переводить на язык книги благодати». Томас Тейлор о притче о сеятеле, 1634 г.)

Притча настолько проста, что не требует объяснений, как кто-то сказал, «она требует применения, а не толкования». Поэтому давайте посмотрим на то, чему учит нас эта притча.

Во-первых, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны обочине дороги.

Некоторые люди слушают проповеди, но не обращают на них никакого внимания. Они ходят на собрания, но только ради соблюдения приличия или по традиции. Для них неважна сама проповедь, которую они считают пустым звуком и которая не содержит ничего, что касается их интересов: денег, выпивки, вкусной еды, нарядной одежды и приятной компании. Такие люди сидят в собрании и думают о посторонних вещах. Слово Божье не может проникнуть в их души, как вода не может проникнуть в камень. После службы они уходят домой такими же, какими пришли.

Таких христиан огромное число. Вряд ли можно найти церковь, где бы их не было вовсе. Воскресенье за воскресеньем они позволяют сатане похищать слово, посеянное в их сердцах. Проходит неделя за неделей, а всходы веры и страха Господня так и не появляются. Эти люди ничего не чувствуют, ничем не интересуются и их ничего не беспокоит. В таком состоянии они умирают и попадают в ад, как бы прискорбно это ни было.

Во-вторых, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны каменистой почве.

К таким слушателям относятся те, на кого проповедь производит временное впечатление, не оказывая глубокого и продолжительного действия. Такие люди восхищаются хорошими проповедями, в которых излагается истинное учение, с энтузиазмом говорят о том, как прекрасна Благая весть и какое большое удовольствие им доставляет внимать ей. Некоторые слова проповедника вызывают даже слезы на их глазах. А рассказы этих людей о своей измененной жизни, новых надеждах и страхах, стремлениях и духовной борьбе звучат очень убедительно. Но, к сожалению, в их вере нет постоянства. И нет корня, поэтому она со временем увядает. Святой Дух не производит свою работу в сердцах этих людей. Они похожи на растение Ионы, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь увяло. «Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» и отпадают от веры. Их благочестие исчезает, «как утренний туман, как роса» (Ос 6:4), в их вере не больше жизни, чем в сорванном цветке, который, отделенный от корня, быстро засыхает.

Таких людей можно найти в любом собрании, где звучит проповедь слова Божьего. В отличие от других они внимательно слушают Слово. Им нравятся проповеди, и они думают, что это является подтверждением того, что благодать коснулась их сердца. Им кажется, что их душа в неплохом состоянии. Но, к сожалению, они заблуждаются. Старое не прошло, в их внутреннем человеке не произошло никаких перемен. Несмотря на все их чувства, переживания, надежды и устремления, они как шли, так и продолжают идти широкой дорогой к погибели (*Тому, кто хочет больше узнать о людях, чьи сердца подобны «каменистой почве», следует обратиться к работе Джонатана Эдвардса «Религиозные чувства». Многие с удивлением узнают о том, насколько глубоко человек может погрузиться в религиозные переживания, оставаясь при этом невозрожденным человеком.).

В-третьих, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны густым зарослям терновника.

Такие люди слушают проповедь и стараются претворять в жизнь услышанное. Они соглашаются с христианскими истинами и принимают их. Разум, совесть и чувства этих людей признают истинность и справедливость Слова Божия. Более того, эти люди даже изменяют свою жизнь в соответствии с Библией, отказываясь от того, что она осуждает, и исполняя то, к чему поощряет. К сожалению, на этом они и останавливаются. Что-то удерживает их и не дает идти до конца. Главная причина такого состояния — мир. «Заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» не дают слову действовать в их сердцах с полной силой. При всем кажущемся благополучии духовного состояния таких людей, в определенный момент они перестают расти. Они так и не становятся настоящими христианами.

Любой служитель может подтвердить, что такие люди есть и в его церкви. Из всех возможных случаев этот — самый печальный. Зайти так далеко, но не дойти до конца, увидеть так много, но не увидеть главного, так много принять, но не принять Христа — это очень прискорбно. Таким людям можно сказать только одно: «Если с вами не произойдет решительной перемены, вы не войдете в Царствие Божие». Христу нельзя отдать только часть своего сердца. «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4).

Наконец, мы узнаем, что есть такие слушатели Евангелия, чьи сердца подобны доброй почве.

Это те, которые принимают Евангелие Христа всем сердцем, верят в него и повинуются ему безоговорочно. Только в них истина приносит плод — измененное сердце и измененную жизнь. Такие люди скорбят о грехе, ненавидят его и стремятся избавиться от него. Они любят Христа, следуют за Ним, доверяют и повинуются Ему во всем. Святость проявляется в их образе жизни, в смирении, в бодрости духа, в терпении и милосердии. Плод виден, потому что работу Святого Духа нельзя скрыть.

Везде, где верно проповедуется слово Божье, будут возрожденные люди. Их может быть совсем не много по сравнению с теми, кто не приносит плода. И уровень их духовного роста может быть разным: кто-то приносит плод «в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Но семя, упавшее на добрую почву, всегда приносит один и тот же плод — истинное покаяние, истинную веру во Христа и святую жизнь. Без этого не может быть спасения.

А в каком состоянии находится ваша душа? К какой группе слушателей Евангелия вы можете себя отнести? Какова почва вашего сердца? Никогда не забывайте, что из четырех возможных видов слушания только один ведет ко спасению. Не забывайте, что человек только тогда слушает правильно, когда он приносит плод. Если нет плода, значит, впереди ад.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 4:21−25

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Данный отрывок призван усилить действие сказанной перед этим притчи. В нем содержатся короткие, но меткие и похожие на пословицы выражения, которые должны были легко запомниться слушателями, чтобы позже напоминать им о самой проповеди *.

(*Рассматриваемый отрывок является одним из доказательств того, что наш Господь использовал одни и те же мысли и слова в разных ситуациях. Так, мысль о светильнике под сосудом Христос высказал в Нагорной проповеди. Выражения похожие на «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» и «...какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» из этого отрывка мы находим в Евангелии от Матфея, но там они имеют совершенно другой подтекст (Мф 10:26, Мф 7:2).

Много ненужных сложностей было создано теми, кто пытался превратить евангелия в один последовательный рассказ, утверждая, что Христос никогда не говорил одно и то же дважды. Мы видим, что это не так.)

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что нужно не только приобретать знания, но и делиться ими с окружающими.

Свечу зажигают не для того, чтобы прятать под сосуд, а для того, чтобы пользоваться ее светом, поставив на подсвечник. Духовный свет дается человеку не для того, чтобы он один пользовался им, но для того, чтобы он делился этим светом с окружающими. Мы должны излучать свет нашего знания Евангелия. Мы должны показать другим найденное нами сокровище и убедить их искать такое же сокровище для себя. Мы должны рассказать им о той Благой вести, которую сами однажды услышали, чтобы и они тоже смогли поверить в нее и принять ее.

Настанет день, когда мы дадим отчет в том, как использовали данное нам знание. В день суда будут открыты Божьи книги, в которых записано все, что мы делали. Если мы зарывали свой талант в землю, ленились, бездействовали, не заботились о судьбе других, думая только о том, как сами попадем на небеса, то в конце мы на своем горьком опыте узнаем значение слов: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».

Всем христианам надо принять эти слова близко к сердцу. Давно пришло время разрушить старую традицию, по которой только священнослужители могли учить о Боге и распространять знания о нем. Творить добро и нести свет истины — это две обязанности, которые лежат на плечах каждого христианина, будь он служителем или простым членом церкви. Если началась эпидемия, соседи должны поделиться исцеляющим средством с соседями. Христиане также должны рассказывать другим людям о том лекарстве, которое может исцелить душу. Что говорил апостол Петр? «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1Пет 4:10). Если церковь расцветет, мы все будем послушны этому слову!

Во-вторых, этот отрывок учит нас тому, что мы должны не только слушать, но и обдумывать услышанное.

Господь Иисус Христос уже говорил об этом в притче о сеятеле. Здесь же Господь усиливает эту мысль предложениями: «Кто имеет уши слышать, да слышит!... Замечайте, что слышите».

В основном благодать проникает в душу человека через слушание истины. «Вера от слышания» (Рим 10:17). Человек делает первый шаг к обращению тогда, когда Дух Святой дает ему уши, способные воспринимать Слово Божие. Очень редко человек приходит к покаянию и вере во Христа без «слышания». Апостол Павел пишет ефесянам, что они уверовали после того, как услышали слово истины (см. Еф 1:13).

Помните об этом. Часто можно услышать, что проповедь не важна для передачи благодати.

К сожалению, в людях, которые ставят проповедь на место, более низкое, чем ей определено Библией, никогда нет недостатка. Как много тех, кто заявляет, что душе более полезно литургическое чтение и причастие, чем разъяснение Слова Божьего. Остерегайтесь такого взгляда. Не сомневайтесь: проповедь — первейшее средство передачи благодати, установленное Богом. Не будем забывать слова апостола Павла: «Проповедуй слово» (2Тим 4:2) и «Пророчества не уничижайте» (1Фес 5:20) (*Из письма архиепископа Гриндэла королеве Елизавете: «Проповедь Слова Божьего — это обычное средство для спасения человека. Апостол Павел называл ее служением примирения с Богом. Проповедью слова возрастает слава Божья, ею питается вера и милосердие. Она наставляет несведущих, направляет на истинный путь блуждающих, смиряет упрямых, утешает мучающихся угрызениями совести, а злых устрашает гневом Божьим. Проповедь внушает подданным должное повиновение христианским царям и властителям, ибо повиновение проистекает из совести, совесть формируется Словом Божьим, а Слово Божие действует через проповедь. Как обычно бывает, повиновения не достает там, где прекращается проповедь».).

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что очень важно пользоваться религиозными преимуществами. Что говорит Господь? «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

В этих словах заключен принцип, с которым мы неоднократно сталкиваемся в Писании. Верующие, несомненно, все, что имеют, получили по благодати. Их покаяние, вера, святость — все это дано Богом. Но уровень, которого верующий достигает в благодати, напрямую зависит от того, как он использует данные ему средства и в какой степени старается жить в соответствии с тем светом и знаниями, которые открыты ему. Писание осуждает лень и праздность, поощряя, напротив, прилежание и упорный труд в слушании, чтении и молитве. «Душа прилежных насытится» (Притч 13:4). «Нерадивая душа всегда будет терпеть голод» (Притч 19:16).

Этот принцип является главным секретом духовного благополучия. Человек, который хочет добиться быстрого духовного роста, роста в благодати, знании, силе и полезности, должен непременно быть прилежным. Он должен прилагать все старания, чтобы принести своей душе благо. Он должен прилежно читать Библию, молиться, слушать проповеди и участвовать в хлебопреломлении. И он пожнет то, что посеял. Как мускулы тела становятся более сильными от регулярных упражнений, так и душа растет в благодати, когда прилежно использует те духовные дары, которыми уже обладает.

Стремимся ли мы возрастать в благодати? Желаем ли мы иметь более сильную веру и более крепкую надежду и обладать более ясным знанием? Да, если мы настоящие христиане. Тогда давайте жить в соответствии с тем, что нам открыто, и пользоваться предоставленными нам возможностями. Давайте стремиться к Господу каждый день нашей жизни, помня о Его словах: «Какой мерою мерите [для своей души], такою отмерено будет вам». Чем больше мы делаем для своей души, тем больше для нее делает Бог.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 4:26−29

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Притчу, записанную в этих стихах, мы находим только в Евангелии от Марка. Она небольшая, но представляет интерес для всех христиан. Эта притча показывает нам, как благодать действует в душе человека. Она должна побудить нас исследовать свой духовный рост.

В притче есть несколько выражений, о которых не следует подробно говорить. Это такие, как «...и спит, и встает», «...ночью и днем». Здесь, как и во многих других притчах Иисуса, для нас важно понять основную мысль, а не пытаться объяснить все мелочи. Главное, на что указывает эта притча, это сходство роста и созревания колоса с ростом благодати в сердце. Именно на это и следует обратить внимание.

Во-первых, мы видим, что, как для роста растения, так и для роста благодати в сердце, необходим сеятель.

Земля, как известно, не может произвести высокосортную пшеницу сама по себе. Сами по себе на земле растут сорняки, а не хлеб. Если рука человека не вспашет землю и не посеет семена, то урожая не будет.

Точно так же и сердце человека. Оно не в состоянии обратиться к Богу само. Человек никогда сам не покается, не уверует и не покорится. Он начисто лишен благодати, мертв перед Богом и не может сам родиться свыше. Сын Человеческий Духом Святым должен сначала сокрушить сердце человека, а затем дать ему новую природу и посеять в нем доброе семя Слова Божьего руками Своих служителей.

Это очень важная истина. Благодать появляется в сердце человека извне. Бог влагает в сердце человека новый небесный закон. Сам человек никогда не станет искать Господа. Но для этого чудесного вселения благодати Бог использует обычные средства, поэтому тот, кто не считает труд учителей и проповедников важным, подобен на того, кто ожидает урожай там, где ничего не было посеяно.

Во-вторых, мы видим, что в действии благодати, как и в росте зерна, многое не поддается объяснению и не зависит от человека.

Ни один фермер не сможет объяснить, что происходит внутри зернышка, которое он посадил. Наверняка он знает только одно: зерно не прорастет, если его не посадить в землю. Он не может управлять плодородностью своих зерен и не может объяснить, почему одни зерна взошли, а другие нет. Он не может с точностью до минуты определить наступление того момента, когда зерно проклевывается и появляется новая жизнь. Эту жизнь объяснить он тоже не может. Да это и не должно его беспокоить: все посеянное он отдает в руки Божьи. «...насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор 3:7) (*Вот интересная цитата из книги Гресвела о притчах: «Зерно, брошенное рукой человека в землю, прорастает, дает стебель и затем колос. Колос созревает. И если спросить какого-нибудь необразованного человека, почему попадание зерна в землю приводит именно к таким результатам, он сочтет этот вопрос глупым. Однако всей человеческой мудрости не хватит, чтобы разобраться в истинных причинах этого явления. Человек в этом вопросе знает только то, что ему открыл продолжительный опыт: определенные действия приводят к определенным результатам, т.е. высевание семян приводит к появлению растений».).

Также и действие благодати в сердце таинственно и неисследимо. Мы не можем объяснить, почему благодать действует в одном сердце, а в другом нет. Почему один человек, постоянно слушая ясные и убедительные проповеди, отвергает Слово и продолжает жить в грехе и преступлениях, а другой рождается свыше и становится настоящим христианином даже при скудном наставлении. Мы не можем объяснить, каким образом Святой Дух дает жизнь душе и как изменяется естество верующего. Все это сокрыто от нас. Мы можем видеть только последствия. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3:8).

Давайте хорошо запомним эту поучительную истину. Она смиряет всех, кто учит других. Никакие ораторские способности, никакие сильные проповеди не могут гарантировать успех и обращение человека. Только Бог может дать жизнь. Но в то же время эта истина является хорошим лекарством для тех, кто чрезмерно беспокоится о результатах и для тех, у кого в бессилии опустились руки. Она учит нас тому, что наша основная задача — сеять семя. А посеяв, нам остается только с верой и надеждой ожидать результата, предоставив Господу делать Его дело. Он один может обеспечить успех, и обеспечить его тогда, когда посчитает нужным.

В-третьих, мы видим, что жизнь проявляет себя постепенно, будь то рост благодати в сердце или рост зерна.

В природе все развивается постепенно. Созревший колос не может появиться сразу после того, как зерно проросло. Прежде чем созреть, растение проходит несколько стадий роста: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Но на любой стадии развития растения можно сказать одно: оно живое.

Благодать Божья растет в сердце тоже постепенно. Дети Божьи не рождаются совершенными в вере, надежде, знании или опыте. Они все начинают с малого. Они лишь отчасти видят свою греховность, величие Христа и то, насколько прекрасна святая жизнь. Но, несмотря на это, даже слабейшее дитя Божье — все равно Его дитя. Несмотря на свои грехи и недостатки, оно все-таки живое. В его сердце проросло семя благодати, просто сейчас благодать в нем похожа на маленький росток. Уверовавший во Христа — «оживший из мертвых», а, по словам мудрого человека, «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл 9:4).

Сколько утешения в этих словах! Не отрицайте присутствия благодати в сердце лишь потому, что она плохо заметна, и не считайте неверующим того человека, чья вера меньше, чем у апостола Павла. Вера, как и все остальное в этом мире, должна иметь свое начало. Даже могучий дуб был когда-то желудем, а самый сильный человек был когда-то ребенком. В тысячу раз лучше иметь благодать величиной с булавочную головку, чем не иметь ее вовсе.

Наконец, эта притча учит нас тому, что жатва наступает только после созревания.

Ни один фермер не убирает зеленые всходы. Он ждет, когда солнце и дождь, жара и холод завершат свою работу и золотой, налившийся колос склонится к земле. Только тогда фермер начнет собирать спелую пшеницу в свои житницы.

Божий труд похож на труд фермера. Господь не забирает человека из этого мира, если тот еще не готов или если божественная работа над ним еще не завершена. Никто не умирает случайно или не вовремя, хотя иногда людям кажется обратное. Иосия и брат Иоанна Иаков оставили этот мир, когда были в расцвете сил. Но утро воскресения покажет, что так было нужно и что с их рождением и смертью все было правильно. Великий Хозяин никогда не начнет жать незрелое зерно.

Пусть эта истина останется с нами и не позволит нам тревожиться о смерти верующего. Будем всегда помнить, что болезнь верующего, несчастье, которое с ним приключается, и даже его смерть — это не ошибка. Все в ведении Бога. И Он лучше знает, когда должно наступить время жатвы.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 4:30−34

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

В притче о горчичном зерне, записанной в этом отрывке, содержится пророчество, которое открывает историю церкви Христовой на земле от времени первого пришествия Христа до судного дня. Предыдущая притча о семени, посаженном в землю, объясняет работу благодати в сердце верующего. Притча о горчичном зерне — распространение христианства в мире.

Во-первых, мы видим, что церковь Христова, как и горчичное зерно, вначале была маленькой и слабой.

У евреев «горчичное зерно» было устойчивым словосочетанием, имеющим значение чего-то маленького и незначительного. Это словосочетание встречалось во многих пословицах и поговорках. Иисус называл горчичное зерно наименьшим из всех зерен. Дважды в евангелиях Он сравнивал слабую веру с горчичным зерном (Мф 17:20; Лк 17:6). Иудеям это сравнение, возможно, было более понятно, чем нам. Используя его, Иисус еще раз учит нас, что нужно говорить словами, понятными для тех, к кому мы обращаемся.

Пожалуй, трудно найти более точный образ для описания истории церкви Христовой на земле, чем предложенный нам образ горчичного зерна.

Слабость и кажущаяся незначительность, несомненно, отличали раннее христианство. Как Царь царей и Глава Церкви пришел в этот мир? Он родился слабым ребенком в бедных яслях Вифлеема, не имея ни богатства, ни власти, ни армии, ни слуг. Кем были те, кого Он собрал вокруг себя и поставил апостолами? Это были бедные и необразованные люди, рыбаки и мытари, которые, на первый взгляд, не были способны к тому, чтобы потрясти мир. Что было последним, что случилось с нашим Господом в Его земном служении? Он был распят, как злодей, между двумя разбойниками. Его бросили почти все ученики. Один из них предал Его, а другой — отрекся. Что проповедовали первые ученики всему миру? Их проповедь была камнем преткновения для иудеев и безумием для эллинов. Ученики проповедовали, что Глава их новой церкви умер на кресте, и в этой смерти они предлагали миру обрести для себя жизнь. Но для человеческого разума это было сумасшествием. Как точно образ горчичного зерна передает такое начало христианства! Христианская церковь в первые годы ее существования выглядела слабой, ничтожной и ничего не стоящей в глазах всего мира.

Во-вторых, мы видим, что Церковь, появившаяся на земле, как горчичное зерно, будет непременно расти.

«А когда посеяно [горчичное зерно], всходит и становится больше всех злаков...». Это трудно представить тем, кто живет в северных широтах. Такой бурный рост необычен для нашего северного климата. Но те, кто бывал на Востоке, могут подтвердить, что такое действительно возможно (*Чтобы показать, насколько большой вырастает горчица, Лайтфут приводит отрывок из труда одного раввина: «В Сихеме было горчичное дерево с тремя большими ветвями, одна из которых, отломившись, накрыла шатер горшечника. Ее семян хватило на то, чтобы сделать 3 каба горчицы (приблизительно шесть литров — прим. пер.)». Другой раввин писал, что на его поле выросло горчичное дерево, на которое он забирался так, как люди обычно забираются на смоковницу.).

Сложно найти более убедительный пример, чтобы показать рост и распространение Христовой церкви в мире, чем сравнение этого процесса с ростом горчичного зерна. Начиная с дня Пятидесятницы церковь стала расти с такой скоростью, которую можно объяснить только божественной силой. В самом начале в один день к церкви чудесным образом присоединилось три тысячи душ, потом через несколько дней еще пять тысяч. Через некоторое время собрания верующих стали появляться в Антиохии, в Эфесе, в Филиппах, в Коринфе, в Риме. Церковь Христа росла и утверждалась. Христианство распространилось на большей части Европы, Малой Азии и в Северной Африке. Несмотря на жесточайшие преследования, оно вытеснило идолопоклонство и стало государственной религией Римской империи. Такое распространение христианства было чудом, и об этом чуде говорил Иисус в Своей притче; уподобляя Царствие Божие горчичному зерну.

Но Церковь Христа еще не прекратила свой рост. Несмотря на плачевное состояние некоторых ее ветвей, на вероотступничество, заблуждения и духовную лень, христианство по-прежнему распространяется по всему миру. За последние пятьдесят лет появилось много новых ветвей в Америке, Индии, Австралии, Африке, Китае. Еще много в мире зла и испорченности. Но все же язычество постепенно приходит в упадок. Несмотря на предсказания Вольтера об исчезновении христианства, несмотря на козни врагов и предательства сторонников, Церковь по-прежнему развивается — горчичное зерно продолжает свой рост.

И пророчество, мы можем быть совершенно уверены в этом, еще не исполнено. Еще придет день, когда великий Глава Церкви возьмет принадлежащую Ему власть, воцарится и повергнет всех врагов под ноги Свои. Земля наполнится познанием о Христе, как воды наполняют море (см. Авв 2:14, Ис 2:2). Сатана будет скован, а язычники еще станут наследием Господа и отдаленные концы земли Его владением. Тогда эта притча исполнится во всей полноте. Маленькое семя превратится в огромное дерево, которое будет «видимо до краев всей земли» (Дан 4:8).

Пусть эта притча научит нас не относиться с презрением к тем служениям церкви, которые выглядят малообещающими. Будьте мудрыми и не забывайте о яслях Вифлеема. Имя Того, кто лежал там беспомощным ребенком, сейчас известно по всему миру. Маленькое семечко, посаженное в день Его рождения, уже стало большим деревом, и все мы находим укрытие в его тени. Остережемся же «считать день сей маловажным...» (Зах 4:10). С одного обращенного может начаться большая церковь, одно слово может положить основание деятельного христианского общества, одно маленькое семечко может принести богатый урожай спасенных душ.

(*Должен сказать, что изложенная мною точка зрения на эту притчу не совпадает с мнением некоторых толкователей.

Некоторые исследователи считают, что здесь идет речь о росте благодати в сердце отдельного человека. Я не готов утверждать, что Христос не имел этого в виду. Вполне возможно, что притча имеет двойное толкование: ее можно использовать как по отношению к отдельному верующему, так и ко всей Церкви. Но мне все-таки кажется, что мое толкование больше соответствует значению притчи.

Есть толкователи, которые считают, что горчичное семя — это закон греха, который действует в каждом человеке. По их мнению, притча предупреждает об опасности проникновения в Церковь духа отступничества, который может охватить через некоторое время все тело Христово. Но я не могу согласиться с подобным толкованием. Его опровергает уже само начало притчи: «Чему уподоблю Царство Божие?» Если бы в притче шла речь о распространении зла, то ее нужно было бы начать словами: «Чему уподоблю царство сатаны?»

Я согласен с тем, что слова «птицы небесные» вызывают некоторые вопросы. Одни полагают, что этот образ символизирует собой души, которые присоединяются к церкви во время ее роста, прилетают «как голуби — к голубятням своим» (Ис 60:8). Другие думают, что под «птицами небесными» подразумеваются люди, которые присоединились к церкви из корыстных побуждений, во время ее силы и процветания, как это было, например, во времена Константина. Если мы вспомним, что в притче о сеятеле (Мк 4:4−15) птицы самим Господом называются сатаной, то данное толкование выглядит довольно правдоподобно.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 4:35−41

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

В этом отрывке рассказывается о чуде, которое сотворил Иисус. Когда Христос с учениками плыл по Галилейскому морю, разыгрался шторм, но Христос, произнеся несколько слов, успокоил бушующие волны. В евангелиях описано много чудес Иисуса, но ни одно из них не произвело такого впечатления на учеников, как это. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, будучи до встречи с Господом рыбаками, с молодости хорошо знали, что такое шторм на Галилейском море. История, записанная в этом отрывке, содержит много поучительного для нас.

Во-первых, следует отметить, что служение Христу не гарантирует христианам безмятежной жизни. Двенадцать учеников Христа ходили с Ним повсюду, выполняя Его поручения и вникая в слова Его учения. Ежедневно своей жизнью они подтверждали, что, несмотря ни на что, они доверяют Своему Господу, любят Его и не стыдятся своего служения. Ученики были готовы оставить все ради Него. Тем не менее их постигло несчастье: они попали в сильную бурю и могли в любой момент погибнуть.

Какой же урок мы можем извлечь из этого? Если мы настоящие христиане, то нам не следует ожидать, что наш путь на небеса будет гладким и что мы не будем болеть, страдать и терпеть неудачи, как другие люди. Спаситель обещал нам прощение даром, благодать и венец славы в конце. Но Он никогда не обещал, что в нашей жизни не будет испытаний. Христос слишком сильно любит нас, чтобы избавлять от них. Испытания могут научить нас тому, что без них мы никогда не узнаем. Они помогают нам увидеть нашу слабость и духовную пустоту. Они приближают нас к престолу благодати и очищают наше сердце, отрывают нас от этого мира и учат любить небеса. В день воскресения мы сможем с уверенностью сказать: «Как прекрасно, что у меня были все эти испытания!» Мы возблагодарим Господа за каждую бурю.

Во-вторых, следует отметить, что наш Господь Иисус Христос действительно был настоящим человеком. Мы читаем, что, когда разыгралась буря и волны стали захлестывать лодку, Он спал. У Него было такое же тело, как и у нас с вами. Тело, которое испытывало голод, холод и боль, которое могло уставать и нуждалось в отдыхе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Он заснул от усталости, ведь целый день Он трудился на Божьей ниве, проповедуя народу под открытым небом.

Господь, которому мы доверили наше спасение, был в одинаковой мере и Богом, и человеком. Он познал все человеческие тяготы и невзгоды. Поэтому Он очень хорошо понимает нас, когда мы взываем к Нему о помощи. Именно такой Спаситель нужен обремененным людям в этом изнуряющем мире. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4:15).

В-третьих, не будем забывать и о том, что наш Господь Иисус Христос — Всемогущий Бог. В этом отрывке мы видим, что Он совершает нечто невозможное: Он обращается к ветру, и тот смолкает, Он обращается к волнам, и они успокаиваются. Христос произносит несколько слов: «Умолкни, перестань!» — и бушующая буря превращается в штиль. Стихия знала голос Того, кто ее создал, и тотчас повиновалась.

Из этого мы должны извлечь один урок: для Христа нет ничего невозможного. Нет такой бури страстей, которую Он не мог бы успокоить. Нет такого грубого и буйного характера, которого Он не мог бы изменить. Нет такой мятущейся души, которой Он не мог бы дать покой. Для отчаяния нет места, нужно смириться и прийти ко Христу со всеми грехами, и Христос очистит от них сердце. Человек, который доверил свою душу Христу, может быть уверен, что в конце концов достигнет небес. Иисус убережет его от какой бы то ни было опасности и даст силы победить любого врага. Что с того, что нам противостоят наши родные, а соседи смеются над нами? Что с того, что наши испытания велики, а искушения непреодолимы? Все это ничто, если Иисус на нашей стороне и мы плывем с Ним в одной лодке. Тот, кто за нас, больше всех тех, кто против.

Наконец, отметим, что Христос терпелив и милосерд к Своему народу. Ученики проявили маловерие, невероятно испугавшись. Они забыли все те чудеса, которые на их глазах творил Христос. В тот момент они могли думать только о той угрозе, которая нависла над ними. Ученики разбудили Господа и закричали: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Но Господь обошелся с ними мягко и терпеливо. Он не стал резко упрекать их или отказываться от них из-за их неверия, а просто спросил: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?»

Запомним этот урок. Господь Иисус сострадателен и многомилостив. «Как отец милует сынов своих, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Он не поступает с нами по беззакониям нашим и не наказывает по грехам нашим. Христос видит нашу слабость и знает, что мы часто оступаемся и что наши вера, надежда, любовь и мужество ослабевают. Тем не менее Он не изгоняет ослабевших вон, но постоянно заботится о них. Иисус любит нас. Он поднимает нас, когда мы падаем, и возвращает на истинный путь, когда мы с него сбиваемся. Его терпение, как и Его любовь, превосходит разумение. Когда Он видит перед собой правое сердце, Он закрывает глаза на недостатки, прощая и милуя, и это служит Его славе.

Будем же помнить, что Христос во веки тот же. Его сердце такое же любящее и терпеливое, как и тогда, во время бури на Галилейском море. Сейчас, будучи на небесах, одесную Бога Отца, Христос такой же заботливый. Всемогущий, терпеливый и любящий, как и прежде, будем же относиться к своим братьям по вере с большей любовью и терпением. Они могут во многом ошибаться, но если Христос принял их, то и мы должны их принимать. Пусть также окрепнет наша надежда. Мы можем быть слабыми, немощными и непостоянными, но если мы действительно всем сердцем доверяем Христу, то мы можем быть абсолютно спокойными. Возможно, вы мучаете себя вопросами: «Достиг ли я совершенства небес? Похож ли я на ангелов?» Не стоит. Лучше спросите себя: «Насколько искренне я стремлюсь ко Христу? Действительно ли я раскаялся и уверовал?» *

(*Галилейское море, на котором происходили описываемые события, — это на самом деле озеро, через которое протекает река Иордан. Его длина составляет около пятнадцати миль, а ширина около шести. Оно расположено в глубокой долине на 652 фута ниже уровня Средиземного моря и со всех сторон окружено холмами, поэтому на нем очень часты внезапные штормы.

Галилейское море и его окрестности, как никакие другие места в Палестине, были благословлены присутствием Иисуса Христа во время Его земного служения. Капернаум, Вифсаида, Тивериада и страна Гергесинская имели выход к этому морю или находились в непосредственной от него близости. По волнам именно Галилейского моря ходил наш Господь и на его берегах явился ученикам после воскресения. У его берегов Он нашел и призвал четырех Своих учеников Петра, Андрея, Иоанна и Иакова и рассказал семь притч, которые записаны в тринадцатой главе Евангелия от Матфея. Здесь произошел чудесный улов рыб. Дважды неподалеку от моря Иисус накормил голодный народ пятью хлебами и рыбками. Также на берегу этого моря Христос исцелил одержимого бесами, и, после того как бесы были изгнаны, они вошли в стадо свиней, и оно бросилось с кручи в Галилейское море.

Никакие другие места Святой Земли так тесно не связаны с земной жизнью нашего Спасителя, как окрестности Галилейского моря.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.