От Марка 4 глава

От Марка
Слово Жизни → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Иисус опять учил у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а вся толпа слушала Его с берега.
 
И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.

Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:
 
И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:

— Послушайте, один человек вышел в поле сеять.
 
«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.

Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.

Другие зерна упали на каменистую почву, где было мало земли. Они быстро проросли, потому что земля у них была неглубока,
 
И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;

но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те увяли и засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.

Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не взошли.
 
И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.

Но семена, которые упали на плодородную почву, взошли, выросли и дали урожай, принеся в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно!
 
И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».

Потом Иисус добавил: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.
 
И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.

Иисус ответил: — Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, все дается в притчах,
 
И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,

чтобы "они даже видя, не увидели, и слыша, не поняли; чтобы они не обратились, и не были бы прощены".
 
чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]

Потом Иисус спросил: — Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи?
 
И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?

Сеятель сеет слово.
 
Слово — вот что сеет сеятель.

Те, что на обочине, как только услышат слово, так приходит сатана и похищает посеянное.
 
А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.

Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью.
 
А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,

Но они не имеют в себе корня, и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда они сталкиваются с трудностями или преследованиями за слово, они сразу же отступаются.
 
но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.

Третьи — как семена, попавшие в терновник. Они слышат слово,
 
И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,

но повседневная суета, любовь к богатству и прочие страсти заглушают в них слово, делая его бесплодным.
 
но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.

A есть люди, похожие на семена, посеянные в плодородную почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.
 
А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».

Затем Он сказал: — Разве для того вносят в дом свечу, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Наоборот, ее ставят на подсвечник.
 
И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]

Все тайное станет явным, и все скрытое выйдет наружу.
 
Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]

Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит.
 
Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какою мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено, и даже прибавлено.
 
И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.

У кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет — у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».

Еще Он сказал: — Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.
 
И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю

Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,
 
и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;

ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,
 
земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.

и когда наступает жатва, человек приходит с серпом жать.
 
A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».

Иисус продолжал: — С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его?
 
И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?

Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно гораздо меньше всех других семян,
 
Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]

но когда вырастает, то становится больше всех огородных растений и раскидывает такие большие ветви, что птицы могут вить гнезда в их тени.
 
возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]

Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять.
 
И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;

Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со своими учениками, Он все им объяснял.
 
а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.

В тот же день, вечером, Иисус сказал своим ученикам: — Давайте переправимся на другую сторону озера.
 
И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»

Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки.
 
И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.

Вдруг на озере поднялся сильный шторм. Волны били о борта лодки, и ее стало заливать.
 
И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.

A Иисус в это время спал на корме, подложив что-то под голову. Ученики разбудили Его: — Учитель! Тебе что, все равно, что мы гибнем?
 
А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»

Проснувшись, Иисус запретил ветру дуть и приказал озеру: — Умолкни! Перестань! В тот же момент ветер стих, и наступил полный штиль.
 
И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.

— Ну, что вы испугались? — сказал Он ученикам. — Где же ваша вера?
 
И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»

Перепуганные ученики спрашивали друг друга: — Да кто же Он такой, что и ветер и море Ему повинуются?
 
И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»

Примечания:

 
 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.