От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Аверинцев: отдельные книги

 
 

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
 
И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.

И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им:
 
И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:

слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
 
«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
 
И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
 
И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;

когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
 
и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
 
И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
 
И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
 
И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
 
И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах;
 
И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,

так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
 
чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
 
И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?

Сеятель слово сеет.
 
Слово — вот что сеет сеятель.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
 
А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.

Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
 
А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,

но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
 
но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.

Посеянное в тернии означает слышащих слово,
 
И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,

но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
 
но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.

А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
 
А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике?
 
И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.
 
Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]

Если кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
 
И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.

Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
 
Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
 
И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю

и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он,
 
и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;

ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
 
земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
 
A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
 
И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?

Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
 
Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
 
возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
 
И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;

Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.
 
а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
 
И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»

И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
 
И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
 
И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.

А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
 
А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
 
И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.

И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
 
И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»

И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
 
И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»

Примечания:

 
 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.