По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Русского Библейского Центра → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Иисус снова учил народ у моря. Собралась большая толпа. Иисус перешел в лодку и в лодке на плаву сидел. Люди стояли на берегу.
 
И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.

Иисус рассказывал притчу за притчей. Он говорил:
 
И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:

«Слушайте! Вышел сеятель сеять.
 
«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.

И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Слетелись птицы и поклевали зерна.
 
И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.

Другие упали среди камней, где не так много земли, и в неглубокой почве вскоре пустили ростки.
 
И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;

Но на солнце ростки завяли и из-за слабости корней засохли совсем.
 
и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.

Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их, и они не дали плода.
 
И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.

А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: взошли и умножились одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат».
 
И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».

Иисус сказал: «У кого есть уши — слушай!».
 
И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

Двенадцать учеников и те, что остались с ними, спрашивают Его: для чего притчи?
 
И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.

Иисус отвечал: «Вам дано знать тайну Божьего Царства, а кто вне вашего круга, тем все подается в притчах,
 
И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,

Чтобы “оком они смотрели и не видели, ухом слышали и не понимали, и ко Мне не обратились, и не было им прощения”».
 
чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]

И говорит им: «Вы так и не поняли этой притчи? Что же вы понимаете в других притчах?
 
И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?

Сеятель сеет Слово.
 
Слово — вот что сеет сеятель.

Рассыпанное по тропе во время сева — это о тех, кто услышал Слово, но пришел Сатана и тут же утащил Слово, что заронилось.
 
А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.

Так же и упавшее среди камней указывает на тех, кто услышит Слово и тут же с радостью принимает его,
 
А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,

Но корнем не располагает и не вынослив. С началом испытаний и гонений за Слово такие сразу сникают.
 
но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.

Упавшее в терние — это о тех, кто слышит Слово,
 
И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,

Но мелочи жизни, обольщение богатства и другие пристрастия заглушают Слово и оно на дает плода.
 
но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.

А упавшее на хорошую почву — о тех, кто слышит Слово, берет от Него и возвращает плодами один в тридцать, другой в шестьдесят, третий во сто крат».
 
А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».

Иисус сказал: «Для чего в доме светильник? Чтобы накрыть его ковшом или задвинуть под кровать? Нет, чтобы поставить на ножку!
 
И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]

Никакая тайна не удержится — на все прольется свет. Никакой секрет не сохранится — все выйдет наружу.
 
Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]

У кого есть уши — слушай!».
 
Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»

И говорит: «Слушайте и вникайте! Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено, да еще через верх.
 
И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.

Имущему дастся, а у неимущего отнимется и то, что есть».
 
Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».

Иисус продолжал: «Божье Царство — это вот как такой случай. Человек бросает в землю семя
 
И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю

И спит себе ночами, по утрам встает — и знать не знает, почему оно всходит и идет в рост.
 
и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;

Сама по себе растит земля свой плод: сначала росток, потом колос, потом полное зерно в колосе.
 
земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.

А когда созревает зерно, хозяин сразу берет в руки серп, и начинается жатва».
 
A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».

И еще Иисус сказал: «С чем можно сравнить Божье Царство? Какая подошла бы тут притча?
 
И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?

Вот, к примеру, горчичное зернышко в земле. По сравнению с другими семенами, оно самое маленькое в природе,
 
Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]

Но когда посеешь, хорошо растет, поднимается высоко над грядками, далеко простирает ветви. И в его тени птицы вьют гнезда».
 
возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]

У Иисуса было много таких притч, и люди, слушая Его, учились на них.
 
И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;

Так, на притчах, Он всегда учил народ, а их смысл раскрывал ученикам отдельно.
 
а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.

В тот день вечером Он сказал ученикам: «Давайте поплывем на ту сторону».
 
И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»

Ученики оставили толпу, расселись по своим лодкам и поплыли с Иисусом.
 
И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.

В пути их застигла сильная гроза. Волны с размаху бьют в лодку и она быстро наполняется водой.
 
И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.

Иисус спал на корме, где подголовье. Его будят и говорят: «Учитель! Ты что, бросил нас? Погибаем!».
 
А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»

Иисус проснулся и унял ветер и море, крикнул: «Стойте! Угомонитесь!». Буря утихла. Наступила мертвая тишина.
 
И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.

Иисус говорит: «Что вы так перепугались? Как это у вас все нет веры?».
 
И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»

Ученикам стало не по себе. В страхе они спрашивали друг друга: «Кто же Он такой, что Его слушаются ветер и море?».
 
И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»

Примечания:

 
 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.