От Марка 4 глава

От Марка
Слово Жизни → Под редакцией Кулаковых

 
 

Иисус опять учил у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а вся толпа слушала Его с берега.
 
И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.

Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:
 
Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:

— Послушайте, один человек вышел в поле сеять.
 
«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.

Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

Другие зерна упали на каменистую почву, где было мало земли. Они быстро проросли, потому что земля у них была неглубока,
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те увяли и засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не взошли.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.

Но семена, которые упали на плодородную почву, взошли, выросли и дали урожай, принеся в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно!
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

Потом Иисус добавил: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.
 
Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.

Иисус ответил: — Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, все дается в притчах,
 
Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,

чтобы "они даже видя, не увидели, и слыша, не поняли; чтобы они не обратились, и не были бы прощены".
 
чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2

Потом Иисус спросил: — Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи?
 
«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3

Сеятель сеет слово.
 
Сеятель здесь сеет слово.

Те, что на обочине, как только услышат слово, так приходит сатана и похищает посеянное.
 
С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4

Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью.
 
Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,

Но они не имеют в себе корня, и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда они сталкиваются с трудностями или преследованиями за слово, они сразу же отступаются.
 
но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

Третьи — как семена, попавшие в терновник. Они слышат слово,
 
А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,

но повседневная суета, любовь к богатству и прочие страсти заглушают в них слово, делая его бесплодным.
 
однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.

A есть люди, похожие на семена, посеянные в плодородную почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.
 
Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

Затем Он сказал: — Разве для того вносят в дом свечу, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Наоборот, ее ставят на подсвечник.
 
И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?

Все тайное станет явным, и все скрытое выйдет наружу.
 
Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.

Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит.
 
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какою мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено, и даже прибавлено.
 
«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.

У кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет — у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».

Еще Он сказал: — Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.
 
«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11

Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,
 
Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.

ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, колос наливается зерном,
 
Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.

и когда наступает жатва, человек приходит с серпом жать.
 
И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.

Иисус продолжал: — С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его?
 
С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —

Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно гораздо меньше всех других семян,
 
Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.

но когда вырастает, то становится больше всех огородных растений и раскидывает такие большие ветви, что птицы могут вить гнезда в их тени.
 
Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13

Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять.
 
С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14

Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со своими учениками, Он все им объяснял.
 
(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).

В тот же день, вечером, Иисус сказал своим ученикам: — Давайте переправимся на другую сторону озера.
 
А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»

Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки.
 
Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.

Вдруг на озере поднялся сильный шторм. Волны били о борта лодки, и ее стало заливать.
 
Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.

A Иисус в это время спал на корме, подложив что-то под голову. Ученики разбудили Его: — Учитель! Тебе что, все равно, что мы гибнем?
 
Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»

Проснувшись, Иисус запретил ветру дуть и приказал озеру: — Умолкни! Перестань! В тот же момент ветер стих, и наступил полный штиль.
 
Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.

— Ну, что вы испугались? — сказал Он ученикам. — Где же ваша вера?
 
Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»

Перепуганные ученики спрашивали друг друга: — Да кто же Он такой, что и ветер и море Ему повинуются?
 
Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.