Бытие 4 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам ещё жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.

Комментарии МакДональда

В. Каин и Авель (Гл. 4)

4:1 «Адам познал Еву». Здесь речь идет о сексуальной близости. Когда родился Каин, Ева признала, что его рождение — это дар Божий. Назвав сына Каином (от слова, означающего «приобретение»), она, возможно, думала, что родила Обещанное Семя.

4:2−6 Из стиха 3а следует, что могло пройти достаточно времени для того, чтобы население мира значительно возросло. Скорее всего, Каин и Авель узнали, что грешный человек может приблизиться к святому Богу только через кровь заместительной жертвы. Каин отверг это откровение и принес бескровную жертву — плоды растений. Авель же поверил Божественному повелению и принес животную жертву, подтвердив этим свою веру и оправдание, полученное от Бога (Евр 11:4). Он принес жертвы от первородных своего стада, показывая этим, что Бог заслуживает самого лучшего. Жертвоприношение Авеля — это прообраз заместительной смерти Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира.

4:7 Зависть и злоба Каина уже были начальной стадией убийства. Поэтому любящий Бог делает ему предупреждение, которое можно понимать по-разному:

1. «Если делаешь доброе [раскаявшись], то сможешь опять поднять лицо, освободившись от злобы и вины. А если не делаешь доброго [продолжая ненавидеть Авеля], то у дверей грех лежит. Этот грех приносит смерть. Он [Авель] влечет тебя к себе, а ты господствуй над ним». [То есть, он признает твое главенство, и ты будешь над ним начальствовать, если будешь делать добро].

2. «Если делаешь доброе» (или, как говорится в Септуагинте, «Если приносишь правильную жертву»), то не будет ли твоя жертва принята? Выражение «делаешь доброе», таким образом, относится к жертве. Авель поступил хорошо, покрыв свои грехи угодной Богу жертвой. Каин же поступил плохо, принеся жертву без крови, и все его последующее поведение — закономерный результат ложного богопочитания.

3.  В Исправленном Стандартном Издании Библии (ИСВ) (в переводе с английского) говорится: «Если добро делаешь, не будешь ли принят? А если не делаешь, грех лежит у дверей. Он влечет тебя к себе, но ты должен господствовать над ним». 4. Ф. У. Грант в своей «Библии Чисел» (ЦБГ) приводит такой вариант: «Если не делаешь добра, то жертва за грех лежит (подстерегает тебя) у дверей». Иными словами, прощение было возможным, если бы Каин того пожелал.

4:8−12 Зависть и злоба Каина вскоре привели к тому, что он убил своего брата. И хотя Авель умер, он по-прежнему свидетельствует о том, что жизнь по вере имеет большое значение (Евр 11:4). На вопрос любящего Бога нераскаявшийся грешник дает наглый ответ. И тогда Господь объявляет наказание для Каина. Каин больше не сможет кормить себя, обрабатывая землю. Он будет скитаться по пустыне, как изгнанник.

4:13−16 Жалоба Каина выражает не раскаяние в грехе, а сожаление по поводу его последствий. Но Бог и здесь успокаивает страх беглеца, наложив особое знамение на Каина и обещая проклятие тому, кто убьет его. И пошел Каин от лица Господня. Это одно из самых печальных расставаний в Библии.

4:17−24 Каин женился на своей сестре или какой-либо другой близкой родственнице. Как уже было сказано, Бытие 4:3 подразумевает, что прошло достаточно времени, и население земли увеличилось, а в другом месте книга Бытия (5:4) сообщает нам, что у Адама были и сыновья, и дочери. Браки между близкими родственниками в те времена еще не были запрещены (риска генетических отклонений у детей, родившихся от таких браков, тогда еще тоже не существовало). Стихи 17−24 рассказывают о потомках Каина, а также о многих событиях, произошедших впервые в истории: первый город (Енох), первый случай многоженства, начало организованного скотоводства, появление музыки и начало обработки металлов, а также первая песня, тема которой связана с насилием и кровопролитием. В этой песне Ламех сообщает своим женам, что убил молодого человека. Сделал он это в целях самозащиты, и поскольку убийство было непреднамеренным, в отличие от преступления Каина, Ламех тем более должен быть избавлен от мести.

4:25−26 Здесь, в качестве контраста, представлено благочестивое семейство Сифа, о котором идет речь далее, представляет собой разительный контраст. Мессия станет потомком именно Сифа. Когда родился Енос (имя, означающее в переводе «хрупкий» или «смертный»), люди начали называть Бога именем Господа (Иегова), или, возможно, призывать имя Господа, когда они собирались все вместе на богослужения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.