Бытие 14 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,
2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.
3 Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Солёное.
4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.
5 В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме,
6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне.
7 И, возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре.
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим,
9 с Кедорлаомером, царём Еламским, Фидалом, царём Гоимским, Амрафелом, царём Сеннаарским, Ариохом, царём Елласарским, — четыре царя против пяти.
10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы.
11 Победители взяли всё имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.
12 И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его, и ушли.
13 И пришёл один из уцелевших, и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы.
14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
15 и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16 и возвратил всё имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.
21 И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.
22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли,
23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама;
24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.

Комментарии МакДональда

14:1−12 За тринадцать лет до событий, описанных в этой главе, Кедорлаомер, царь Елама (Персии), одержал победу над царями, жившими в долине у Мертвого моря. На тринадцатый год, пятеро побежденных царей взбунтовалось против Кедорлаомера. Тогда он взял себе в союзники трех других царей, живших в стране Вавилонской, пошел на юг вдоль восточного побережья Мертвого моря, а затем на север, подойдя с западной стороны к Содому, Гоморре и другим городам, расположенным на равнине. Сражение произошло в долине Сиддим, где было много смоляных ям. Захватчики разбили войска повстанцев и отправились на север, забрав с собой добычу и пленных, среди которых оказался и Лот — племянник Аврама, выбравший жизнь в миру.

14:13−16 Услышав об этом, Аврам собрал отряд из трехсот восемнадцати обученных воинов и преследовал захватчиков до Дана, находящегося на севере. Неподалеку от сирийского города Дамаска Аврам разбил неприятеля и спас Лота, а также вернул все, чтоб было награблено врагами. Те, кто отступают от веры, приносят беды не только себе, но и другим. В этом отрывке мы читаем о том, как Аврам спас Лота силой меча. В следующий раз он спасет его молитвой, ходатайствуя за него перед Богом (гл. 18−19).

14:17−18 Когда Аврам возвращался домой, его встретил царь Содома. Точно также и сатана искушает верующих, одержавших духовную победу. Но Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего, вовремя укрепил Аврама, предложив ему хлеб и вино. Читая об этом первом упоминании хлеба и вина, нельзя не вспомнить о том, что они символизируют страсти нашего Господа. Вспоминая о том, насколько велика была цена, которую Он уплатил, чтобы спасти нас от греха, мы становимся сильнее и можем противостоять любому искушению.

Все имена в Писании что-то означают. Мелхиседек означает «царь праведности», а Салим (сокращенная форма от «Иерусалим») означает «мир». Итак, Мелхиседек был царем праведности и мира. Он служит прообразом Христа — истинного Царя праведности и мира, нашего Великого Первосвященника. В послании к Евреям о Мелхиседеке сказано, что он «...без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр 7:3). Эти слова относятся только к его священству. Большинство священников получали свое звание по наследству, и срок их службы был ограничен. Но священство Мелхиседека уникально тем, что, насколько нам известно, он принял священническое звание не от родителей, и оно было вечным. Христос же — священник «по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; Евр 7:17).

14:19−20 Мелхиседек благословил Аврама, и тот, в свою очередь, дал священнику десятину от всей военной добычи. Из 7 главы послания к Евреям мы узнаем, что это действие имело глубокий духовный смысл. Аврам, будучи прародителем Аарона, представляет здесь священство Аароново. Мелхиседек благословляет Аврама. Это значит, что священство Мелхиседека выше священства Аарона, потому что благословляющий выше того, кого благословляют. Поступок Аврама, когда он уплатил десятину Мелхиседеку, является олицетворением того, что священство Аарона признает превосходство священства Мелхиседека, потому что меньший платит десятину большему.

14:21−24 Царь Содома говорит, по сути, следующее: «Отдай мне людей, а себе забери все материальные блага». Сатана и сегодня пытается соблазнить нас тленными вещами в то время, как вокруг нас гибнут люди. Аврам ответил, что не возьмет себе ничего — ни нитки, ни ремня от обуви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.