Бытие 14 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 В то время Амрафел, царь Шинара[70], Ариох, царь Елласара, Кедорлаомер, царь Елама и Тидал, царь Гоима,
2 вместе пошли войной на Беру, царя Содома, Биршу, царя Гоморры, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоима, и на царя Белы (то есть Цоара).
3 Эти цари объединили силы в долине Сиддим (где теперь Соленое море[71]).
4 Уже двенадцать лет они были под властью Кедорлаомера, но на тринадцатый год восстали.
5 В четырнадцатый год Кедорлаомер и союзные с ним цари вышли и разбили рефаимов в Аштерот-Карнаиме, зузимов в Гаме, эмимов в Шаве-Кирьятаиме
6 и хорреев в нагорьях Сеира, по дороге в Эл-Паран, на краю пустыни.
7 Оттуда они повернули назад и пришли к Эн-Мишпат (то есть Кадешу) и завоевали всю землю амаликитян, а также аморреев, которые жили в Хацацон-Тамаре.
8 Против них выступили царь Содома, царь Гоморры, царь Адмы, царь Цевоима и царь Белы (то есть Цоара). В долине Сиддим они вступили в битву
9 против Кедорлаомера, царя Елама, Тидала, царя Гоима, Амрафела, царя Шинара и Ариоха, царя Елласара — четыре царя против пяти.
10 В долине Сиддим было много смоляных ям; когда цари Содома и Гоморры обратились в бегство, многие упали в них, а остальные бежали в горы.
11 Четыре царя[72] захватили всё имущество Содома и Гоморры и все их запасы и ушли.
12 Они забрали также Аврамова племянника Лота, который жил в Содоме, и всё его имущество.
13 Один из тех, кто спасся, пришёл и рассказал об этом еврею Авраму. Аврам жил неподалеку от дубов, принадлежавших аморрею Мамре, брату[73] Эшкола и Анера — все они были союзниками Аврама.
14 Когда Аврам услышал, что его родственник в плену, он созвал 318 способных к бою мужчин, рожденных в его доме, погнался за четырьмя царями и преследовал их до Дана.
15 Ночью Аврам разделил свой отряд, напал на них и обратил в бегство, преследуя их до Ховы, к северу от Дамаска.
16 Он возвратил всё добро и своего родственника Лота со всем имуществом, и женщинами, и людьми.
17 Аврам возвращался после победы над Кедорлаомером и союзными с ним царями, а царь Содома вышел встречать его в долину Шаве (то есть Царскую долину);
18 Мелхиседек, царь Салима,[74] вынес хлеб и вино. Будучи священником Бога Всевышнего[75],
19 он благословил Аврама, сказав:
«Благословен будь Аврам от Бога Всевышнего, Творца[76] неба и земли.
20 И благословен будь Бог Всевышний, отдавший твоих врагов в твои руки».
Аврам дал ему от всего десятую часть.
21 Царь Содома сказал Авраму:
— Отдай мне моих людей, а добро оставь себе.
22 Но Аврам сказал царю Содома:
— Я поднял руку к Господу, Богу Всевышнему, Творцу неба и земли, и дал клятву,
23 что не приму от тебя даже нитки или ремешка от сандалий, не возьму ничего твоего, чтобы ты не мог сказать: «Я обогатил Аврама».
24 Я возьму только то, что съели мои люди, а кто пошел со мной — Анер, Эшкол и Мамре — пусть возьмут свою долю.

Комментарии МакДональда

14:1−12 За тринадцать лет до событий, описанных в этой главе, Кедорлаомер, царь Елама (Персии), одержал победу над царями, жившими в долине у Мертвого моря. На тринадцатый год, пятеро побежденных царей взбунтовалось против Кедорлаомера. Тогда он взял себе в союзники трех других царей, живших в стране Вавилонской, пошел на юг вдоль восточного побережья Мертвого моря, а затем на север, подойдя с западной стороны к Содому, Гоморре и другим городам, расположенным на равнине. Сражение произошло в долине Сиддим, где было много смоляных ям. Захватчики разбили войска повстанцев и отправились на север, забрав с собой добычу и пленных, среди которых оказался и Лот — племянник Аврама, выбравший жизнь в миру.

14:13−16 Услышав об этом, Аврам собрал отряд из трехсот восемнадцати обученных воинов и преследовал захватчиков до Дана, находящегося на севере. Неподалеку от сирийского города Дамаска Аврам разбил неприятеля и спас Лота, а также вернул все, чтоб было награблено врагами. Те, кто отступают от веры, приносят беды не только себе, но и другим. В этом отрывке мы читаем о том, как Аврам спас Лота силой меча. В следующий раз он спасет его молитвой, ходатайствуя за него перед Богом (гл. 18−19).

14:17−18 Когда Аврам возвращался домой, его встретил царь Содома. Точно также и сатана искушает верующих, одержавших духовную победу. Но Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего, вовремя укрепил Аврама, предложив ему хлеб и вино. Читая об этом первом упоминании хлеба и вина, нельзя не вспомнить о том, что они символизируют страсти нашего Господа. Вспоминая о том, насколько велика была цена, которую Он уплатил, чтобы спасти нас от греха, мы становимся сильнее и можем противостоять любому искушению.

Все имена в Писании что-то означают. Мелхиседек означает «царь праведности», а Салим (сокращенная форма от «Иерусалим») означает «мир». Итак, Мелхиседек был царем праведности и мира. Он служит прообразом Христа — истинного Царя праведности и мира, нашего Великого Первосвященника. В послании к Евреям о Мелхиседеке сказано, что он «...без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр 7:3). Эти слова относятся только к его священству. Большинство священников получали свое звание по наследству, и срок их службы был ограничен. Но священство Мелхиседека уникально тем, что, насколько нам известно, он принял священническое звание не от родителей, и оно было вечным. Христос же — священник «по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; Евр 7:17).

14:19−20 Мелхиседек благословил Аврама, и тот, в свою очередь, дал священнику десятину от всей военной добычи. Из 7 главы послания к Евреям мы узнаем, что это действие имело глубокий духовный смысл. Аврам, будучи прародителем Аарона, представляет здесь священство Аароново. Мелхиседек благословляет Аврама. Это значит, что священство Мелхиседека выше священства Аарона, потому что благословляющий выше того, кого благословляют. Поступок Аврама, когда он уплатил десятину Мелхиседеку, является олицетворением того, что священство Аарона признает превосходство священства Мелхиседека, потому что меньший платит десятину большему.

14:21−24 Царь Содома говорит, по сути, следующее: «Отдай мне людей, а себе забери все материальные блага». Сатана и сегодня пытается соблазнить нас тленными вещами в то время, как вокруг нас гибнут люди. Аврам ответил, что не возьмет себе ничего — ни нитки, ни ремня от обуви.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [70] — В знач.: «царь Вавилонии», так же в ст. 9.
3 [71] — В знач.: «Мертвое море».
11 [72] — Букв.: они.
13 [73] — Здесь это слово может означать: родственнику союзнику.
18 [74] — См. Евр 7.
18 [75]Бог Всевышний. Евр. Эль-Эльо́н; так же в ст. 20, 22.
19 [76] — Или: Владыки; так же в ст. 22.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.