Стих 51
Итак, поэтому, послав Святого Духа, Он являет Его видимо двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя над крестившемся Господом, через огонь над собранными вместе учениками. Здесь мы видим голубя над Господом, там — разделяющиеся языки над учениками; здесь показывается простота, там — горячность. Ведь есть те, кто называется простыми, а являются медлительными; называются простыми, а на самом деле являются ленивыми. Не таким был Стефан, исполненный Духа Святого: он был простым, ибо никому не причинял вреда; был горячим, ибо уличал нечестивых. Ведь он не промолчал перед лицом иудеев. Вот его пламенные слова: Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому. Великая горячность; но голубь свирепствует без злобы. Ведь, чтобы вы поняли, что он свирепствует без злобы, те, кто является воронами, услышав эти слова, сразу же бросились к камням [, чтобы использовать] против голубя, и стали побивать Стефана камнями. И тот, кто раньше был грозен и горяч духом, словно нападая на врагов и словно был яростно увлечен огненными и пламенными словами, которые вы слышали: Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! — так что тот, кто услышал эти слова, мог бы счесть, что Стефан, если бы ему было позволено, хотел их немедленно уничтожить. Но когда в него полетели камни, брошенные их руками, он, преклонив колена, сказал: Господи! Не вмени им греха сего [60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. Деян 7:60]. Это похоже на голубя. Ведь сначала это сделал Учитель, на Которого спустился голубь: вися на кресте, Он сказал: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают [34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Лк 23:34].
Трактат на Евангелие от Иоанна 6.3.1−4. CI 0278, 6.3.1.
Стих 56
Где теперь Он сидит одесную Отца: мы должны рассудительно наблюдать это глазами веры, чтобы не считать, что Он в каком-то месте находится неподвижно и Ему не позволено стоять или ходить. Ведь святой Стефан сказал, что он видит Его стоящим не потому, что видел неправильно или спутал смысл этого образа. Не надо так считать, не надо так говорить. Но Его местопребывание в возвышенном и невыразимом блаженстве было обозначено слова-ми, что Он там сидит.
Проповеди 214.8. CI. 0284, 214. RB72. 19. 180.
Стих 60
Он любил убивающих его, так как и умирал за них. Значит, вот в чем состоит совершенная любовь. Если кто имеет такую любовь, что способен даже умереть за братьев, значит, любовь в нем совершенна. Но неужели сразу после рождения она уже является вполне совершенной? Она рождается, чтобы стать совершенной; так как родилась, была вскормленной; так как была вскормлена, укрепляется; так как была укреплена, становится совершенной. Что говорит, когда достигает совершенства? Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение [21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Флп 1:21]. Я хотел разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас [23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас. Флп 1:23−24]. Он хотел жить ради тех, за кого был готов умереть.
Трактат на Первое послание Иоанна 5.4. PL 35: 2014.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Деяния апостолов, 7 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.